Раніше я
вже писав про модернізовану у вінницькому трамвайному депо стару Татру КТ4, яка після цього набула сучасних аеродинамічних форм. Виглядало настілько солідно та зріло, що аж захотілося побачити його вживу та стало цікаво - а хто ж власне розробив дизайн цього перетворення - невже саме депо? І якщо побачити вживу поки не вийшло, то відповідь на друге питання вже відома.
Виявляється, що проект модернізації вінницького трамваю розробило київське тюнінг-ательє
Гамма, яке взагалі спеціалізується на тюнінгу представницьких авто, в тому числі і Бентлі та Феррарі. На їхньому сайті є детальна розповідь про процес перетворення трамваю. Дуже цікава історія, з позитиву якої вибивається лише згадка про жорстку задачу встигнути до виборів та те, що "після виборів цей трамвай вже нікому не був би потрібен".
Далі під катом
розповідь авторів трамваю, щоправда російською, перекладати не маю часу та сил.
Можете смеяться, удивляться и т.д., но на самом деле выполненная нами работа является по всем формальным признакам именно ТЮНИНГОМ!! И как говорил Остап Бендер: «Кто скажет, что это девочка (то есть не так), пусть первый кинет в меня камень».
Отмечу сразу, чтобы исключить все двусмысленности, весь этот трамвай делали не мы, а большой коллектив, называемый Винницкая Транспортная Компания. Просто так вышло, что самую яркую, внешнюю часть, то есть кузов, проектировали, делали оснастку и выполняли большую часть сборочных работ именно мы - киевское тюнинговое ателье «Гамма-Украина». Но еще раз повторюсь, очень большой объем работ по ходовой, , каркасу, остеклению и салону выполнила именно ВТК. Да и в наших работах они выступали Заказчиком и не просто Заказчиком, а людьми, которые взяли на себя риск доверить такую специфическую задачу не огромным старым (к сожалению, и в прямом и переносном смысле) транспортным НИИ, а нашему ателье. И будем надеяться, мы оправдали их надежды. А присваивать себе чужой труд и чужие лавры мы не хотим. Именно этому посвящено такое большое «лирическое» отступление.
Ну а теперь непосредственно о «пациенте», то есть трамвае. Как уже стало понятно, трамвай создавался не «с нуля», а переделывался старый трамвай. Точнее от него оставлялся только каркас. Кстати, подход разумный, потому что железо там хорошее и отходит еще ни один десяток лет. За основу бралась старенькая Татра КТ4-СУ. Такой, как на фото.
Но вот непосредственный «донор» выглядел гораздо плачевней. Это именно он - 224-й борт.
В своей прошлой жизни он перенес немало, что мы не раз поминали «добрым» словом, когда выставляли линию стекол на его «неидеальной» геометрии. Кстати, это тоже показатель того, что в начале проекта было очень много сомнений в его удачном завершении. Поэтому и выделили то, что «не жалко».
А результат по завершении хотелось видеть вот таким.
Именно такой дизайн был предложен заказчику нашим техническим Игорем Шпаком. Согласитесь, отличия существенные как от исходника, так и от существующих новых (Львовского) и большого количества «переделанных» по такому же принципу киевских трамваев.
Теперь еще небольшое отступление или точнее, пояснение. Винницкая Транспортная Компания это несколько трамвайных, троллейбусных и автобусных депо и т.д. То есть это даже не ремонтный завод, как в Киеве (хотя текущие ремонты и восстановления они делают сами). Это к тому, что когда начинался этот проект, никто даже и не представлял себе всех нюансов и особенностей этого процесса. Во многом именно благодаря этому и прошел такой неожиданный современный и можно сказать вызывающий дизайн. В Киеве его «зарубили» бы сразу. В какой-то мере правильно обосновав это «невозможностью» его реализации. Ведь все «модернизации» в том же Киеве обычно заканчивались просто новыми стеклопластиковыми передней и задней кабинами. И то форма их выбиралась так, чтобы не возиться с переделкой старой рамы. Максимум - «подогнуть» углы сверху, придав новому трамваю «стремительный» вид. А по всей длине - «косметический» ремонт, разве что с использованием декоративных накладок.
По времени реально проект занял 5 месяцев. Я не ошибся, хотя согласен - верится в это с трудом. Реальная работа - с начала фрезеровки оснастки в апреле до выхода трамвая 5-го сентября именно 5 месяцев. Написание договоров, согласование, разработка дизайна, проектирование и т.д. начались еще в январе. Ну а движение денег и соответственно работа только в апреле. А «жесткую» привязку к выборам никто не отменял.
Нюансов было много. Май, июнь ушел на оснастку и изготовление панелей.
А в июле заказчик «понял», что собрать «это» нереально. Точнее, не так как они думали (прикрутить болтами к раме). И пришлось бригаде установщиков во главе с Игорем ехать в Винницу и жить там 2 месяца. Оказалось, что все собирается. «Повылазили» еще проблемы, о которых никто не задумывался: механизм дверей (старая гармошка в новом кузове не смотрелась, а хотелось по максимуму использовать старый механизм), вид передней и задней кабины изнутри, приборная панель (торпедо) вагоновожатого и т.д. Для нас (точнее для нашего технического директора Игоря Шпака) этот трамвай стал в какой-то мере делом чести и решать все эти проблемы, как вы понимаете, пришлось нам. Ситуация была конкретная: или трамвай выедет на день Винницы 5-го сентября, или он не выедет вообще. После выборов он был бы уже не нужен.
Поскольку «вступительная» часть сильно затянулась, закругляюсь и предлагаю просто посмотреть эту «нереальную» историю о превращении гадкого утенка в фотографиях.
Вот так делалась «морда лица», точнее маска.
Так он обрастал новой «кожей»,а наш технический директор наоборот терял килограммы нервов.
Первый вагоновожатый - наш Петрович.
Когда появились стекла и началась покраска в трамвае уже с трудом узнавался «гадкий утенок».
А теперь, внимательно посмотрев на линию стекол, представьте, что это было почти 20 метров (19,6) битого в хвост и гриву (в прямом смысле этого слова) кривого каркаса. Как Игорь вывел эту линию с расхождением по одному борту всего на 10 мм, для всех осталось загадкой.
Последние приготовления перед первым выездом.
PS А это продолжение «сказки». Вот такая маленькая копия этого трамвая стоит в кабинете Гройсмана.
Уточнять, кто ее делал, наверное, нет необходимости.
Дивіться також:
Біла заздрість