Читая ЮЛ. Синдром Сколково в Китае и Америке. Гигантизм проваливает все за что берется.

Sep 04, 2021 03:53

Вчера в связи с моим эссе "Цифровековье Китая: император снова повелел закрыться и экономить (как в 1424 году)"*, коллега предложил мне прокомментировать статью Юлии Латыниной "Почему Сколково не Калифорния"**.
Юлия Латынина - интересный журналист. Она относится к тому вымирающему подвиду в этой профессии, для которого характерно собственное мнение, аналитическая способность, и достаточная эрудиция для построения связной схемы аргументов. Это не значит, что ЮЛ аргументирует безошибочно, и что я согласен с ней всегда. Напротив, в большинстве случаев я не согласен с ней полностью или частично - поскольку нахожу достаточные контраргументы для этого. Тем не менее ЮЛ почти всеггда интересно читать. Далее - фрагмент ее статьи, имеющий отношение не только к средневековому Китаю, но и к трендам современной проектной экономики (не только в Китае, но и во всем мире).
Итак - ЮЛ об уроках из истории запрета морских экспедиций в Китае 1424 года:
"Урок первый из этой истории очень прост: когда открытиями в централизованном порядке занимается государство, вероятность ошибки очень высока. За одно решение одного императора высокоразвитый, технически более продвинутый, чем Европа, Китай заплатил веками изоляции. В Европе взаимная конкуренция государств между собой привела к эпохе географических открытий.
Однако второй урок из этой истории куда менее очевиден и более страшен: дело в том, что император Чжу Гаоши был, в сущности, совершенно прав, запретив географические открытия. Для того чтобы понять почему, надо пояснить, что такое именно были флоты Чжэн Хэ. Как и всякое государственное мероприятие, это были грандиозные флоты, совершенно разорительные для государства. Каждый флот состоял из десятков кораблей - «плавучих сокровищниц», на постройку которых уходило по тиковой роще.
Парадоксально, но решение императора Чжу Ди строить гигантские флоты и решение его сына сжечь их чертежи не были двумя разными политиками - это были два варианта одной и той же политики. Политики, при которой государство, а не маленький частный Колумб решает, что всем нужно.

История с китайскими флотами в истории повторялась много раз. Например, когда Хрущев сажал кукурузу. Кукуруза - это замечательная штука, и американские фермеры заработали на ней миллиарды. Но когда решение о посадке кукурузы принимают не фермеры, а чиновники, то получилось то, что получилось.
Сейчас история Золотых Флотов повторяется в Сколково. Кремль завел свою Силиконовую долину и начальником ее поставил российского Чжэн Хэ - Виктора Вексельберга. Простите, а кто является начальником Силиконовой долины в Америке?
Во-первых, очевидно, что вероятность неправильных инвестиционных решений при едином начальнике заведомо выше, чем в ситуации, когда каждый является себе начальником и принимает решение.
Во-вторых - и это куда менее очевидно, но куда более важно - любое инвестиционное решение, принятое государством при таких обстоятельствах, будет неверным."
...
ЮЛ тут права во всем, кроме одного вопроса, который она задала риторически (цитирую снова) "Простите, а кто является начальником Силиконовой долины в Америке?"

В начале истории Долины (период Стэнфордского индустриального а затем офисного парка, 1950-е - 1970-е) этот вопрос действительно был риторическим. Предприятия Кремниевой долины тех времен не только были автономными и конкурентными, но еще и испытывали тенденцию к дроблению на более мелкие тематические предприятия. Самый известный пример: компания Intel в Кремниевой долина породила за 20 лет 65 автономных предприятий, каждое со своей бизнес-философией, приводившей одних к успеху, других к краху, а третьих - к совершенствованию самой бизнес-философии.
В ту эпоху (совпавшую с эрой НТР), словосочетание "начальник Кремниевой долины" могло быть использовано только в качестве грубой насмешки. Что-то вроде:
"Из вас такой начальник, как из меня директор космической электроклизмы" (Макс Фрай. Волонтеры вечности)

На нынешней фазе истории Долины это уже не риторический, а банальный вопрос с общеизвестным ответом: начальником там является триумвират Apple Facebook Google. Они - местные неформальные феодалы, а остальные - вилланы, которым разрешается возделывать местную hi-tech почву.
Едва такая властная конфигурация сформировалась - Кремниевая долин превратилась из локомотива прогресса в гигантскую яму с липкой гнилой жижей, где любой реальный прогресс вязнет. Об этом весьма выразительно высказался Дерек Томпсон в февральско статье 2020 года "The Real Trouble With Silicon Valley. The toxicity of the web is peanuts compared with Big Tech’s failure to remake the physical world"***.
Дерек четко поставил диагноз: "Big Tech продолжает находить новые и прибыльные способы продажи рекламы и облачного пространства, но они терпят фиаско, часто весьма впечатляющее, в переделке мира из плоти и стали."

Третий (не упомянутый ЮЛ) урок из общей истории флотов Чжэн Хэ в Китае, Кремниевой долины в США и Сколково в РФ: централизация (будь он имперсчкая государственная или корпоративная монопольная) порождает проектный гигантизм как самоцель - и при таком подходе проваливается любая конструктивная идея.

...Такие дела...
-----------------------------
*) https://alex-rozoff.livejournal.com/457522.html
**) https://www.gazeta.ru/column/latynina/3390548.shtml?updated
***) https://www.theatlantic.com/magazine/archive/2020/01/wheres-my-flying-car/603025/
(пересказ https://trends.rbc.ru/trends/innovation/5e1867509a79471959227806 )
Previous post Next post
Up