Этот репортаж вышел прошлым летом в РГ под заголовком "Любовный фастфуд"*, хотя корректнее было бы сказать "фастлав".
(далее цитирую выборочно): Команда ВЦИОМ под руководством социолога Владимира Ильина в исследовании "Двое в обществе. Интимная пара в современном мире" сосредоточилась на молодых горожанах, состоящих в "неформальных" отношениях. Первое, на что они обратили внимание: диджитал-технологии коренным образом изменили сексуальную жизнь в больших городах. Клик мышью обеспечит новый стиль жизни. "Когда мы начинали это исследование, многие просто стеснялись признаться, что пользуются сайтами знакомств. Сейчас это стало атрибутом обычного молодого человека. Произошел качественный скачок в обустройстве сексуальных отношений... Девушка кажется лучшей только до следующего клика, который открывает новые перспективы и новые надежды. Мало того, в историях современных пар не редкость параллельный поиск: человек вроде бы выбрал себе партнера, а рука все равно тянется к пресловутой мыши".
По мнению ученых, отношение к сексу среди молодых развивается по типу любви к быстрой еде. Для этого процесса придуман и термин: "макдонализация". Параллель с фастфудом весьма остроумна, если заметить, что технология "приготовления" знакомства в последние годы упрощается в мировом масштабе.
Социологи сообщают о наступлении в России так называемого эмоционального капитализма, который сменяет эмоциональный социализм. Это одна из причин, почему старшие родственники современных любовных пар, привыкшие воспринимать брак как историю от первого поцелуя к общему месту на кладбище, не могут понять и одобрить легкие "проектные отношения": взял "роман с полки", прочитал, поставил на место, взял другой... Миссия рождения детей уступает гедонистической задаче получить совместное удовольствие.
Молодой мужчина вместо общества жены-красотки предпочитает смотреть детские мультики. Эта история была бы смешной, если бы не была такой грустной.
"Новые явления в сексуальном поведении нас изумляют. Это сексоголизм и так называемая эротическая скука, когда человек игнорирует секс при отсутствии сугубо медицинских затруднений, а также появление сообществ асексуалов, - делится Лев Щеглов. По мнению сексолога, новый виток сексуальной революции, который накрыл все мегаполисы мира, привел к тому, что количество вариантов сексуальных сценариев просто не поддается подсчету.
С глобальным преображением "рынка партнеров", который стал безграничным, появились и новые профессии. Например, web-модели, которые обеспечивают виртуальный секс с помощью web-камер. "И эта область деятельности становится очень популярной среди тех молодых людей, которые не хотят тяжело работать и учиться, - утверждает социолог Ильин. - В коммерческом сексе - революция: путаны ушли с улицы в интернет. Это дает легкость доступа, один клик и нет никаких психологических и культурных барьеров. На первый план выдвигаются отношения, где за рамки вынесены все сложности, конфликты, ревность, притирка, бюджет. Остается только чистое удовольствие, то есть услуга".
(конец цитирования).
Далее - тезисно - некоторые тривиальные комментарии.
1. Люди уже были приучены современным маркетингом (особенно цифровым) - к минимизации издержек. Карты постоянного потребителя, "купи сегодня два по цене одного", гибкие дисконты, "если ты найдешь товар дешевле, то мы снизим цену".
2. Люди стали мыслить в терминах больших или меньших издержек, налагаемых на потребительский товар или услугу, т.е. на удовлетворение потребностей.
3. Людей привыкли, что все - товар (время, эмоции, человеческие связи, доверие, симпатия). У всего этого есть цена - вот что выставлено главным пунктом современной жизни.
4. Люди оказались помещены в условия локдауна, урезания привычного стиля жизни, и исчезновения привычных удовольствий. связанных с этим стилем.
5. Люди лишились будущего - поскольку в условиях субъективно-бесконечного ковида нет никакого будущего.
6. Люди лишились значительной части дохода, и вопрос управления издержками резко повысился в актуальности.
7. Люди признали, что эффективность - это способность получить нечто с минимальными издержками. Они убедились в этом на собственном опыте, когда работодатель начал снижать их зарплату (т.е. сокращать свои издержки) польлзуясь их страхом потерять работу в условиях рецессии.
8. Люди применили к отношениям, в шутку называемым любовью, тот самый метод сокращения издержек. Вот и все, что произошло.
Такие дела.
-----------------------------------------
*) 09.07.2020 Любовный фастфуд
https://rg.ru/2020/07/09/kak-internet-i-pandemiia-meniaiut-institut-braka.html