Кризис понимания техники и общества. Эра обскурантизма. За рулем слепой!

Jan 21, 2020 02:59

Всего 100 лет назад любой технически-образованный или просто эрудированный человек понимал, как работает любая машина, применяемая в быту, в промышленности, или в сельском хозяйстве. Также ,он понимал, как работает общество в смысле политики и экономики. Это относилось и к официозу - т.е. к персонам, составляющим правительства развитых стран.

Примерно 50 лет назад технически-образованный и эрудированный человек, в основном, либо понимал как работает любая машина, либо мог (полистав энциклопедии и учебники) за несколько дней вполне удовлетворительно в общих чертах разобраться в работе любой машины. Это касалось и общества (которое, в некотором смысле, тоже машина). Официоз уже состоял в основном из гуманитариев - т.е. из людей, которые ни в чем объективном не разбираются, а лишь владеют неким традиционно-сформированным комплексом вербальных и невербальных приемов психологического воздействия на толпу. Но при этих правящих персонах, все-таки еще были технические специалисты, объективно разбиравшиеся в технологических и социальных машинах.

На этой точке (примерно в 1970-е) период понимания оборвался. В следующие 20 лет общий корпус знаний претерпел распад на отрасли. В начале 1990-х уже не было ни одного человека, который бы удовлетворительно разбирался во всех машинных и социальных технологиях. Но, при необходимости любой человек с достаточным техническим образованием, эрудицией, и навыками межличностной коммуникации (попросту - общительности) мог найти того, кто разбирается удовлетворительно в любой наперед заданной отрасли технологии.

Ясно, почему это произошло. Огромный объем новых знаний, наработанных в эпоху НТР (прежде всего в Славное Тридцатилетие между 1947-м и 1977-м) породил множество узких отраслевых инженерных дисциплин.
Тогда же выделилась информатика (computer science) как дисциплина с особым положением между инженерно-технической сферой и сферой интуитивного fine art.
Тогда же (в конце 1970-х) одна из ключевых социальных технологий: экономика - оторвалась от принципов здравого смысла, на которых была исходно построена. Макроэкономика вовсе деградировала в некую форму культового фетишизма денег и прочих виртуальных ценностей. Деградацию макроэкономики констатировал Эранандо де Сото в книге "Иной путь" (1986).
И последнее: тогда же, после 1977-го, СМИ начали превращаться из средства информирования о реальных событиях (пусть предвзятого, но все же информирования о том, что реально происходит) - к системной дезинформации, для которой реальные события лишь фон.
Деградация СМИ может считаться завершенной в 1993-м - тогда Ларри Бейнхарт опубликовал новеллу "Американский герой" (позже названную "Хвост виляет собакой").
Еще через дюжину лет мир вступает в современность - в эру тотальной некомпетентности с тотальным обскурантизмом, в котором здравый смысл и знание заменяются культами фетишей.

Ключевыми фигурами в этом переходе можно считать 42-го президента США Уильяма (Билла) Клинтона и его вице-президента Альберта (Эла) Гора.
Ключевым событием можно считать сексуальный скандал Клинтон - Левински в 1998 году. Совершенно незначительный эпизод частной жизни президента оказал неожиданно-огромное влияние на американское общество (и на западное общество вообще). Эл Гор убедился в этом, когда потерпел поражение на выборах в 2000-м. Событие оказалось поучительным - Эл Гор оценил, насколько общество (т.е. усредненный гражданин) утратило здравый смысл, критичность, и способность соотносить объективную значимость событий.
Если для среднего гражданина половой акт президента и стажерки может иметь большее значение, чем экономико-политические итоги деятельности этого президента - то, значит, обществу можно путем эмоциональным манипуляций в медиа-сфере внушить любую чушь, и сделать эту чушь культом, догмой, источником сверхзадачи.
Потерпев неудачу на выборах, Эл Гор занялся реализацией этого открытия, и создал псевдо-документальный фильм «Неудобная правда», премьера которого состоялась в 2006 году.
Целью фильма было создание культа Глобального Потепления (или: догмата о катастрофическом глобальном потеплении, вызываемом антропогенными парниковыми газами).
Эта цель была, в основном, достигнута, и сейчас культ Глобального Потепления в значительной мере определяет мировую политику и экономику (примерно в той же мере, в которой христианский фундаментализм определял политику и экономику Старого Света в эпоху Реформации).

Чтобы установить, почему это сработало, надо вернуться к пониманию машин и технологий.
В начале 1990-х уже не было ни одного человека, который бы удовлетворительно разбирался во всех отраслях. Но для любой наперед заданной отрасли еще можно было найти человека, который разбирается.
В середине 2000-х для целого ряда отраслей уже нельзя было найти такого человека.
Это относится прежде всего к макроэкономике и к информатике (IT-отрасли).
Как следствие - макроэкономика и IT-отрасль слились в единое целое, и превратились в область догматики (аналогичную догматике деятелей христианской реформации XVI - XVII веков о природе, обществе и человеке).
Как вторичное следствие - эта IT-макроэкономическая догматика (культ Big Data) стала определять почти все действия политиков, теперь уже абсолютно некомпетентных в вопросах управления. Такая абсолютная некомпетентность сегодня насквозь пронизывает иерархическую пирамиду в обществах развитых стран.
Как третичное следствие - и обратная связь: началось стремительное и бессмысленное патологическое усложнение макроэкономики и IT-отрасли.
Теперь уже ни один человек не понимает происходящего в информационной отрасли и в макроэкономике.
Даже люди, профессионально работающие в IT-отрасли, реально понимают лишь узкий сегмент, которым занимаются непосредственно.
Даже люди профессионально занимающиеся макроэкономикой и финансами, реально понимают лишь узкий сегмент, которым занимаются непосредственно.
Даже люди, занимающие ключевые должности в политике, реально понимают лишь узкий сегмент, которым занимаются непосредственно (причем этот сегмент в основном или PR, или партийное строительство).
Комбинированная IT-макроэкономическая отрасль стала некой самоценной "Игрой в бисер" (заведомо лишенной практического смысла, но всепроникающей и поглощающей огромные ресурсы).

Политическая верхушка пирамиды оказалась той фокусной точкой, в которой пересеклись все отдельные векторы некомпетентности и обскурантизма.
Ключевые политические фигуры современного мира, хотя формально имеют зачастую два высших образования, фактически не понимают абсолютно ничего в реальной картине мира. Абсолютно - значит, они не владеют естествознанием даже на уровне программы средней школы 1970-х, и не обладают здравым смыслом даже на уровне подростка-школьника тех же 1970-х.
Действия этих ключевых фигур лучше всего характеризуются известной авто-наклейкой:
ЗА РУЛЕМ СЛЕПОЙ!
И результат соответствующий.
Такие дела.
Previous post Next post
Up