Происходящее на восточном побережье Австралии - ужасно. Пожары охватили территорию 5.5 млн. га (55000 кв. км., это как площадь небольшой европейской страны - Хорватии, например).
Гибнут люди. Сгорают дома. Запредельная концентрация дыма причиняет необратимый ущерб здоровью людей в городах побережья. Тысячами гибнут животные. И если бы дело было лишь в масштабе бедствия - я бы промолчал. Можно было бы выразить соболезнования, но что толку?
Но проблема не столько масштабе бедствия, сколько в том, как оно могло случиться. На краю самого развитого региона Австралии. Пожары угрожают всей агломерации восточного побережья - где Сидней и Канберра. Они начались в сентябре прошлого года, и расширяются уже 5-й месяц. Сейчас дым от пожаров уже достиг (через Тасманово море) территории Новой Зеландии.
2 января 2020 года объявлена масштабная эвакуация десятков тысяч человек в австралийских штатах Новый Южный Уэльс и Виктория. Время на эвакуацию: 48 часов. Чтобы успеть в срок - задействованы структуры вооруженных сил Австралии. Будто война...
...Самое время разобраться по существу: как до этого дошло?
Австралия - высокоразвитая, весьма благополучная, и богатая аграрно-индустриальная страна.
Австралия занимает в мире 11-е место по ВВП на жителя, и 14-е место по суммарному ВВП.
По комплексному "индексу человеческого развития" Австралия занимает 6-е место в мире.
По военным расходам Австралия занимает 13-е место в мире (26.7 миллиардов долларов в год).
И что при этом делалось и делается для ликвидации катастрофического пожара (к которому СМИ уже применяют термины "апокалипсис" и аналогичные по смыслу)?
ОТВЕТ: по существу - ничего.
В смысле: отважные ребята - австралийские пожарные борются с огнем... Но их ресурсы на несколько порядков ниже, чем необходимые для решения проблемы. И это было ясно еще в самом начале, в сентябре. Такими ресурсами можно погасить пожар в отдельном пригородном лесопарке, но не на тысячах квадратных километров сухого буша (специфической лесостепи, австралийской саванны).
Типовой анализ ситуации показывал, что требуется задействовать:
а) тяжелую внедорожную строительную технику для быстрого создания противопожарных грунтовых барьеров (траншей, валов) - чтобы затруднить распространение огня
б) массовую противопожарную авиацию - чтобы подавить, по крайней мере, новые периферийные очаги пожаров (а в идеале - главные ядра пожаров, где формируются высокотемпературные смерчи).
Что вместо этого?
Ничего. К Новому году уже стало ясна стратегия властей в отношении этого пожара: ждать, пока бедствие прекратится само (из-за смены преобладающего сезонного ветра. или просто потому, что на пути пожара больше нечему будет гореть). Действительно: в самом худшем случае пожар дойдет до морского берега, а вода не горит. Те населенные пункты, которые оказались на курсе распространения фронта пожара - подлежат эвакуации. Точка.
До сегодняшнего дня можно было сомневаться - действительно ли стратегия настолько тупая и пассивная. Но после объявлений о массовой эвакуации по 48-часовому графику с привлечением военного транспорта - уже не осталось обоснованных сомнений, чт о все именно так.
Теперь всего два вопроса:
1. Имелась ли возможность задействовать (а) и (б)? Т.е. проблема лишь в неготовности и неумении властей действовать в подобной ситуации? Или проблема в отсутствии техники?
2. Как реагирует публика (в смысле - выражаясь эпически: народ свободной демократической Австралии)? Неужели большинство народа воспринимает такую стратегию властей, как сообразную ситуации?
Ответ на 1-й вопрос: проблема, прежде всего, в неумении властей делать что-либо осмысленное вообще. То, что называется "властями" - это неадекватная бюрократическая пирамида, способная кое-как действовать лишь в тепличных природно-социальных условиях, когда все крутится по накатанному циклу, и ничего серьезного не происходит вообще. Любая экстремальная (или даже просто неординарная) ситуация вводит эту властно-бюрократическую систему в ступор.
Впрочем, надо отметить, что техника тоже отсутствует. Как в строительстве, так и в авиации, техника стала производится по принципу "монопольно-финансовой эффективности". Она (техника) годится лишь для тех же тепличных условий, что и пирамида бюрократической власти. Отдельная тема: куда делись эффективные, простые, дешевые североамериканские многоцелевые винтовые самолеты со специальной противопожарной конфигурацией вроде AT-802 (загрузка 3 - 4 кубометра раствора) и CL-215 (загрузка 5.4 кубометров раствора)? И куда делась австралийская фирма "Transavia Corporation Pty Ltd", занимавшаяся линейкой аналогичных самолетов (под маркой PL-12 Airtruck)?
Так или иначе: сейчас в Австралии просто отсутствует адекватная противопожарная авиация.
Будь это в 1970-х - 1980-х, противопожарный воздушный флот можно было бы построить за 100 дней (кто не верит - может посмотреть, с какой скоростью строились военно-транспортные самолеты во время Второй Мировой войны или во время Корейской и Вьетнамской войн). Но...
...Тогда была материальная НТР, а сейчас - "цифровая цивилизация".
Никому еще не удавалось потушить байтами (гигабайтами, терабайтами или даже йоттабайтами) какой-либо пожар даже в обычном сарае.
Но так уж вышло, что "цифровая цивилизация" наращивает производство терабайтов в ущерб производству утилитарных материальных машин.
В материальном смысле "цифровая цивилизация" импотентна, и нынешняя ситуация в Австралии очень четко демонстрирует этот факт.
Ответ на 2-й вопрос: широкая австралийская публика реагирует чуть менее, чем никак. Если точнее, то реакция сводится к бессодержательному: "о, черт, какой ужас!" вместо вполне адекватного и конструктивного сообщения властям: "о черт, решайте проблему, иначе на следующих выборах мы вышвырнем вон вас всех, со всеми вашими партиями, и всеми вашими назначенцами, друзьями и родственниками, поименно, навсегда, так что никто из вас до конца жизни не получит никакую работу и не сделает никакой бизнес в Австралии!".
Публика бессодержательно ужасается,публика эвакуируется, публика готовится оформлять заявления в страховые компании - заявлений о выплате компенсаций, а в в обслуживающий банк - заявления о неактуальности ипотеки.
Публика тоже уже завязла в болоте "цифрового мира" и "экономике услуг вместо вещей".
Если разобраться, то публика в плане экономической психологии уже вернулась к состоянию первобытных номадов, которые не имели никакого имущества, кроме башмаков, куртки и сумки.
Дом - в кредит на полвека или около того. Автомобиль - в шеринг (читай - в аренду). Семья - перекати поле, и непонятно, есть она или нет. Располагаемые средства - отрицательные (жизнь в кредит, персональное банковское сальдо строго ниже нуля).
В социальном смысле "цифровая цивилизация" точно так же импотентна, как в материальном, и нынешняя ситуация в Австралии демонстрирует этот факт тоже.
Почему это важно не только для Австралии?
А вот почему:
- Австралия (при всей своей специфике) это типичная страна Первого мира, подверженная ровно тем же текущим состояниям и тем же тенденциям на ближайшее будущее.
- Австралия (находясь геополитически в некотором смысле на отшибе мира) очень хорошо моделирует поведение Первого и Третьего мира в целом, в случае любой возможной катастрофы, или даже просто любого сильно неординарного события.
Эта реакция - импотентность, апатия и беспомощность.
Такие дела.