Короткая жизнь и длинная агония красно-желтого дракона. Что показали выборы в Гонконге

Nov 25, 2019 13:02

Китай это великая страна и великая нация. Без пафоса, это простой факт мировой статистики.
Дело не только и не столько в том, что китайцев (считая население Китайской Народной Республики - континентального Китая, Китайской Республики - Тайваня, и китайской диаспоры) не менее, чем 20% населения планеты.
Дело скорее в том, какая доля материальных товаров планеты производится в области "китайской цивилизации". Оценки есть разные, но они в основном близки к 40%.
Дело еще и в том, как давно существует этнически-аутентичная китайская культура. Это одна из древнейших культур планеты, примерно ровесница исчезнувших цивилизация Древнего Египта и Месопотамии. В отличие от них, китайская культура остается динамичной, и превосходно чувствует себя в современном мире. Попробуйте найти в развитой части планеты хоть один город без китайских ресторанов и без китайских элементов в сфере развлечений. Можно сказать, что в историческом смысле эта культура была и будет вечной. Но...
...Но все сказанное относится к Китаю и китайцам вообще, а не к геополитическому объекту - Китайская Народная Республика (КНР) или Красный Континентальный Китай. Хотя, власти КНР уже полвека отчаянно стремятся представить себя, как эквивалент китайской цивилизации вообще - это получается у них все менее убедительно. В мире в это верят лишь люди, вовсе не вникающие в реальную историю мира (среди которых. как ни странно, много экономистов, считающихся авторитетными).
Реально, КНР - это политический новодел. Китайская Народная Республика существует всего 70 лет. Она учреждена 1 октября 1949, на советских штыках - таков был дальневосточный итог поражения Японской Империи. При этом отдельной страной стал остров Тайвань (ныне - Китайская Республика), и особый статус получила британская колония Гонконг.
Следующие 7 лет КНР была сателлитом СССР, и лишь после 1956 декларировала политическую самостоятельность (сохранив жесткий тоталитаризм, в отличие от СССР).
Нынешняя КНР (Компартия Китая - КПК) имеют не больше отношения к Китаю вообще и к китайской культурой, чем китайский улус чингизидов после монгольского завоевания Китая в 1215-м - т.н. царство Юань (1271-1368).
Поэтому политическую и социально-экономическую траекторию КНР можно рассматривать по общим современным меркам, без особой оглядки на "загадочной китайской специфике".

Теперь, собственно к событию: континентальные власти (КНР) потерпели сокрушительное поражение на локальных выборах в полу-автономном Гонконге. Таков промежуточный итог специфического движения за полную автономию Гонконга, начавшегося с масштабной анти-пекинской демонстрации 9 июня 2019. О деталях причинах и последствиях - ниже.

"К утру понедельника, по предварительным данным, сторонники оппозиции получают контроль над 17 из 18 округов, или более 278 мест из 452 (61.5%), представители центральной власти - 42 места (9.3%).
По итогам прошлых выборов проправительственные силы контролировали 75% районных советов, и нынешний результат для них оказался сокрушительным.
Явка на первых выборах после начала массовых протестов составила 71%, количество проголосовавших оценивается в 2,9 млн человек. На прошлых выборах, в 2015 году явка была на уровне 47%."
https://www.bbc.com/russian/news-50541302
https://www.bbc.com/russian/news-50540455

Что это значит в социальном смысле? Детали поля массовых мнений разбирались в статье "Стадность, страх свободы и решений vs Скептицизм, цинизм и снобизм. Правило 3-2-3"
https://alex-rozoff.livejournal.com/65685.html
Индивиды по своим реакциям делятся на три примерно равные группы - по 33 % плюс-минус 4%. Причем каждая делится пополам на две подгруппы - т.е. примерно по 17% плюс-минус 2%.
1. Сильно-конформные (стадо). Они примут рекламируемое мнение сразу, как только им покажется, что это - мнение общеизвестных социально-политических авторитетов.
Подгруппы: "хозяйское стадо" (им достаточно любого сигнала от авторитета, и они побегут в требуемую сторону) и "дикое стадо" (им надо как-то доказать серьезность мнения авторитета).
2. Средне-конформные (флюгер). Они примут рекламируемое мнение, если им покажется, что это не только мнение социально-политического авторитета, но и мнение большинства (общественное мнение), или социально-политических авторитетов. При этом, если параллельно с данной рекламной кампанией будет проводиться контр-кампания, объявляющее противоположное мнение хотя бы одного авторитета, и какой-то значимой части общества - то они разделятся примерно пополам.
Подгруппы: "легкий флюгер" и "тяжелый флюгер" (в зависимости от того, насколько сильное преобладание авторитетов, выступающих за рекламируемое мнение, им нужно, чтобы это мнение принять). "Тяжелые флюгеры" склонны еще к инерции (консерватизму): они с трудом повернутся к новому мнению, если оно противоречит тому мнению, в сторону которого они были долго повернуты ранее.
3. Слабо-конформные (валун). Они не примут рекламируемое мнение, даже если за него выступает большинство общества и авторитеты. Их убедит только аргумент от бонусов за принятие рекламируемого мнения или санкций за непринятие.
Подгруппы: "круглые валуны" (которым достаточно какой-то личной выгоды, чтобы покатиться в сторону рекламируемого мнения) и "угловатые валуны" (которые примут рекламируемое мнение только под угрозой чувствительных неприятностей).

Результаты выборов в Гонконге (61.5% за анти-пекинскую оппозицию, т.е. за автономию Гонконга от Пекина) хорошо описываются этой моделью и означают, что на стороне центральной власти КНР осталось только "стадо".
На стороне автономного Гонконга не только "валуны" (слабо-конформные избиратели), но и "флюгеры" (средне-конформные).
Результаты прошлых (2015 года) выборов означали, что "флюгеры" и "круглые валуны" в основном просто игнорировали выборы, и потому, при явке 47% про-пекинская позиция получила 75% голосов.
Иначе говоря: уже в 2015-м пекинские власти имели симпатию только "стада". Они выиграли те выборы лишь из-за силового авторитета. Между 2015-м и 2019-м они утратили авторитет. Причем демонстративное насилие пекинских центральных властей против гонконгской оппозиции в ходе протестов лишь еще более ослабило авторитет Пекина.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Протесты_в_Гонконге_против_законопроекта_об_экстрадиции
Если обратится к даосизму (тут имеет смысл вспомнить о китайской культуре) то:
= Если кто-нибудь силой пытается овладеть страной, то, вижу я, он не достигает своей цели.
= Благополучие создается уважением, а несчастье происходит от насилия.

Так, органично, мы переходим к благополучию, т.е. к экономике - которая всегда первична по отношению к политике. Эту тема конспективно обрисована в статье "Гибель китайского дракона. Возможно, это станет плюсом для мира."
https://alex-rozoff.livejournal.com/139859.html
К 2023 году по прогнозам экономика КНР уйдет в область отрицательного сальдо торгового баланса. Тут надо пояснить: для стран "золотого миллиарда" (мировых финансистов, или мировых рантье) отрицательное сальдо торгового баланса - часть стратегии переноса трудоемких производств в развивающиеся страны (стратегия очень спорная, но долгоживущая). Напротив, для развивающихся стран (мировых фабрик, мировых доноров дешевого труда) отрицательное сальдо торгового баланса означает неконкурентоспособность экономики на глобальном рынке, проще говоря: коллапс.
В КНР такая ситуация связана с ростом уровня жизни местных рабочих - очень высоком за последние 30 лет, т.е. после того, как КНР стала "главной мировой фабрикой". Поскольку структурная перестройка производств и технологий изрядно отстала от роста доходов рабочих и предпринимателей, конкурентоспособность утратилась. Ситуацию усугубило неуклонное (хотя медленное) обеднение стран Первого мира - совокупного импортера китайских товаров.
Власти КНР в этой ситуации пытаются действовать, как "мировые финансисты", что вовсе не соответствует роли Китая в международном разделении экономических ролей.
надувают финансовый пузырь, который лопнет в ближайшее 4 года (примерно как американский ипотечный пузырь 2007-го лопнул в 2008-м). Это просто арифметика. Конкретная дата зависит от того, как глубоко ЦБ КНР сможет девальвировать юань, не вызвав этим бегство квалифицированной рабочей силы и инвестиций.
Что будет дальше? Точно не конец света и не тотальный дефицит товаров. Такая большая (точнее, гигантская) мировая фабрика упадет не мгновенно. Она будет рушиться медленно и печально.
Вместо китайской фабрики (почти мирового монополиста товарного производства) появится рассредоточенная система фабрик - нео-китайских (т.е. основанных на дешевом труде местных рабочих Третьего мира - например, в странах Африки, ЮВА, и Южной Америки), и нео-НТР-овских (т.е. основанных на перезапуске НТР в некоторых странах Первого мира, слишком долго остававшихся в роли пассивных рантье). Вероятно, это плюс.

Конкретно о роли Гонконга в обрушении экономики (и глобального влияния) КНР тезисно говорилось тут: "Гонконг: инфарктное сердце китайского дракона. Модель агонии глобальной экономики."
https://alex-rozoff.livejournal.com/127347.html
В частности, там отмечено, что Гонконг главные ворота экспорта КНР (3,4 трлн. долларов США, 46% всего объема экспорта КНР).
Таким образом, Пекин по одним экономическим причинам не может допустить, чтобы Гонконг ушел на волю (из полу-автономии - в политически полностью суверенное существование).
Но Пекин по другим экономическим причинам (наметившемуся коллапсу своей экономики) не может удержать Гонконг. Нет средств, чтобы купить симпатии большинства жителей Гонконга.
Такое неразрешимое противоречие.
Казалось бы, можно просто взять Гонконг силой (ввести войска, установить военное положение, назначить коменданта, и точка).
Да. Точка. Потому что в тот же миг рухнет организационная структура "экспортных ворот КНР". Логистика Гонконга не приспособлена к военно-тоталитарному управлению.

Что будут делать пекинские мечтатели в этом политическом цугцванге?
Это любопытно, но по большому счету не важно.
Так или иначе, проект КНР после 70 лет существования, исчерпал себя.
КНР, как "всемирную фабрику" ждет длинная социально-экономическая агония. Ведь система такого масштаба не может разрушиться быстро. Мы будем наблюдать этот процесс еще несколько десятилетий. Возможно, экономисты в мире за это время привыкнут к мысли, что КНР это не Китай и не китайцы. Это лишь геополитический новодел с короткой, хотя весьма яркой судьбой.
Такие дела.
Previous post Next post
Up