Детский невроз левизны в псевдо-капитализме. Бессмысленный стук в открытую дверь.

Aug 07, 2019 22:26

Ремарка: сходство со статьей В.Ленина "Детская болезнь левизны в коммунизме" - иллюзорно.
30 лет назад социализм был мертв (по крайней мере в развитых странах), а левое движение стало уделом кучки маргиналов. В 1989-м - 1992-м Фрэнсис Фукуяма пишет знаменитый цикл статей "Конец истории" - о крахе всех альтернатив буржуазной либеральной демократии. Он видел две такие альтернативы: правый и левый тоталитаризм (фашизм и социализм). Фашизм сохранился лишь в недоразвитых странах, а социалистический лагерь распался (даже Китай в ходе реформ Дэн Сяопина заметно сместился к буржуазной системе). .
Но с середины 2010-х социализм внезапно вновь обретает популярность в развитых странах.
В 2018-м - 2019-м журнал The Economist публикует серию статей о возрождении социализма*, а в февральском выпуске 2019-го выносит на обложку анонс: "the rise of millennial socialism"


А 17 октября 2018 тот же Фукуяма дал интервью, озаглавленное: "Socialism ought to come back"**. Что случилось?

Как отмечает журнал RUPOSTER*** это интервью Фукуяма является анонсом его новой книги: "Идентичность: спрос на уважение и политика обиды" о возвращении моды на левизну и социализм. и популизм снова в моде. По мнению Фукуямы, за 30 лет после публикации "Конца истории", произошел ряд глобальных перемен. Социальное неравенство выросло до такой степени, что финансовая олигархия контролирует политические процессы, а буржуазно-демократические институты стали бессодержательной декорацией. Экономический и социальный либерализм, как компромисс партий в развитых странах - рухнул. Умеренно-правые и умеренно-левые партии поляризовались почти до того же состояния поляризовались почти как накануне Второй Мировой войны. В поколении "миллениалов" (рожденных с 1985 по 1999) в США позитивно оценивают:
- социализм 51%
- капитализм 45%
Причем под социализмом они как правило понимают не государственный контроль над средствами производства, а социальное равенство, в т.ч. равномерное распределение материальных благ.
Главной предпосылкой популярности такой формы левизны стало закритическое неравенство роста доходов в Западном мире между 1980-ми и 2010-ми. Так, в США в номинальном выражении зарплаты среднего класса за этот период выросли менее чем в два раза (с учетом инфляции вовсе не выросли - а относительно цены жилья упали в разы), тогда как доходы 1% самых богатых - класса плутократии выросли примерно в 10 раз.

Как отмечает Сьюзан Уоткинс****: "Общая для всех новых левых ситуация - гнев на политическое руководство во время мирового экономического кризиса, последствия которого разнятся. После семи лет нулевых процентных ставок, миллионов вливаний и валютного стимулирования США и Великобритания официально пребывают в стадии восстановления. Греция и Испания все еще далеки от докризисного уровня. Менее затронутые самим ударом Франция и Италия страдали от медленного роста экономики и высокого уровня структурной безработицы задолго до 2008 года. За океаном сверхбогатые использовали кризис по максимуму: во время первого срока Обамы более 90% доходов в США отошло к 1% самых богатых, а основной удар пришелся по молодежи. В каждой из названных стран кризис обнажил лицемерие и продажность верхушки системы - Тони Блэра, Жан-Клода Юнкера, Клинтонов."

В этих условиях социализм миллениалов (в частном случае - для США) предстает в виде программы Берни Сандерса. На праймериз 2016 года за него проголосовало больше молодых избирателей, чем за Дональда Трампа и Хиллари Клинтон суммарно***. Сейчас он вновь участвует в президентской гонке. В случае победы он обещает:
- повышение минимальной зарплаты до 15 долларов в час.
- равное государственное медицинское страхование для всех.
- переход к возобновляемым источникам энергии за 10 лет.
Цена вопроса - более 100 триллионов долларов. Источник этих средств - туманен (но неявно предполагается, что это - налоги со сверхбогатых, и государственный контроль над всем).

Сторонники Сандерса и вообще молодые новые левые не понимают, что дороговизна недвижимости, медицины и образования - это как раз следствие государственного регулирования экономики, попросту говоря - цена роста бюрократии.
"40 лет назад свой дом в Америке мог построить любой, на получение разрешения уходило дня три. Сейчас процедура согласования занимает 7 месяцев, а разобраться с бумажной волокитой под силу лишь крупным строительным компаниям. Сложности с процедурой одобрения новых лекарств в Агентстве по контролю за продовольствием и медикаментами повышают цены на уже существующие лечебные средства" ***.

Молодые новые левые не понимают вообще ничего в современной параноидальной финансово-бюрократической экономике. Например, они не понимают, что деньги в общем случае перестали быть реальным измерителем объема потребительских благ (они являются таковыми лишь на уровне бедных). Простой пример: 4 августа 2010. "В США супербогатые отдадут половину денег на благие дела. 38 американских миллиардеров подписали обязательство отдать не менее половины своего состояния на благотворительность. Они поставили свои подписи под инициативой под названием "Клятва дарения", с которой выступили основатель корпорации Microsoft Билл Гейтс и инвестор Уоррен Баффет." *****
О чем это говорит? Разумеется, не о гуманизме или порядочности указанных субъектов
Просто эти миллиардеры через государственно-управляющие лобби-схемы нарисовали себе слишком много денег, и теперь, чтобы оживить деятельность конгломерата своих гига-корпораций, им выгодно сбросить эти нарисованные суммы в социально-экономический оборот.

Новые левые лидеры, выступающие за налоги на доходы сверхбогатых по ставке 70% или даже 90% стучатся в открытую дверь. Сверхбогатые с удовольствием отдадут эти номинальные деньги в оборот. Они от этого ничуть не обеднеют. Они только усилят свой контроль над обществом и снизят свои риски, сбросив с себя на левое правительство ответственность за рост очередных чудовищных финансовых пузырей. Бедные еще обеднеют, а сверхбогатые еще обогатятся за счет этой процедуры.

Новые левые не понимают элементарной историко-экономической истины. Капитализм давно не тот, что в Викторианскую эру, когда сверхбогатые персоны были лидерами реального предпринимательства как "пароходный король" Вандербильт или "пушечный король" Крупп. При современном псевдо-капитализме этого нет. Нынешние миллиардеры не строят пароходы или пушки. Они надувают финансовые пузыри через лобби-трубочку, вставленную в номинально-денежную государственную систему. А реальным производством управляют наемные менеджеры.
По существу современный псевдо-капитализм - это уже тот номенклатурный социализм, о котором грезят новые левые. Только в нем номенклатурный вес персонажа по смешной традиции измеряется в миллиардах долларов, которые может нарисовать себе данный персонаж.
Такие дела.

-------------------------------
*) The Economist
https://www.economist.com/united-states/2018/08/30/socialism-in-america
https://www.economist.com/leaders/2019/02/14/millennial-socialism
https://www.economist.com/briefing/2019/02/14/millennial-socialists-want-to-shake-up-the-economy-and-save-the-climate
**) “Socialism ought to come back”
https://www.newstatesman.com/culture/observations/2018/10/francis-fukuyama-interview-socialism-ought-come-back
***) Социализм миллениалов: как молодежь в США представляет справедливое устройство мира
https://ruposters.ru/news/01-03-2019/sotsializm-millenialov
****) Новые левые на Западе: Корбин, Сандерс, Ципрас и компания
https://commons.com.ua/uk/novye-levye-na-zapade/
*****) В США супербогатые отдадут половину денег на благие дела
https://www.bbc.com/russian/life/2010/08/100804_us_philantropists
Previous post Next post
Up