Скачивать или не скачивать?

Apr 20, 2015 08:01

Если бы вам предложили купить новый айфон последней модели за 3000 руб., однако вы точно знали бы, что он краденый, вы бы купили? Для вас это вроде бы выгодно - существенно экономит вам деньги. Сами вы вроде бы не воруете - это за вас сделал кто-то другой. Купили бы?

Я бы не стал. Более того, как христианин я бы начал призывать к покаянию продавца телефона, который, конечно, сразу же заткнул бы уши или начал бы злиться. Однажды именно так и произошло на парковке около «Ашана», когда ко мне подошел некий торговец телефонами.

Почему бы я не стал покупать краденый телефон? Потому что это поддерживает воровство. Ремесло этой шайки зависит от таких, как мы, - от покупателей. Если мы будем продолжать покупать, они будут продолжать воровать, и еще много людей пострадают от их рук. Вы скажете: «Не купишь ты - купит кто-нибудь другой». Да, я понимаю. Однако как христианин я не хочу вносить в это свой вклад.

Я думаю, многие христиане с этим согласятся. Однако есть сфера, в которой христианское воровство процветает пышным цветом, а значительная часть христианского сообщества не задумываясь поддерживает то, что противоречит всем нравственным принципам. Это так называемое «бесплатное» распространение по интернету отсканированных христианских книг или пиратских копий видеофильмов. Сразу оговорюсь, речь идет не о тех видео, которые снимаются специально для бесплатного распространения. И не о тех книгах, которые за давностью времени выходят в свободный доступ (через 50 лет после смерти автора). Речь идет о тех книгах и фильмах, которые предназначаются для продажи.

С этим связаны несколько вопросов, на которые я постараюсь ответить последовательно.

Вопрос 1. Почему это воровство, если сайт выкладывает книгу или фильм бесплатно, а не за деньги?

Дело в том, что на изготовление любого качественного материала - будь то видео или текстового - тратится много денег. Позвольте проиллюстрировать это на примере книги.
  • Сначала книгу нужно написать. В зависимости от темы, уровня исследования и типа материала на это может уйти от нескольких месяцев до нескольких лет ежедневной кропотливой работы. Это время, которое автор отрывает от своей семьи, от своего досуга, иногда от своего сна. Если же написание книг является основной его профессией, то это месяцы его полноценного рабочего времени, в которое он должен платить за квартиру и содержать свою семью. Написать полезную и стоящую книгу - это отнюдь не то же самое, что нацарапать за вечер пост в ЖЖ, как это делаю сейчас я (самоирония). Возьмем для примера книгу, на которую у автора ушел ровно 1 год рабочего времени. Если взять среднюю зарплату 25 тыс. руб. в месяц, то это 300 тыс. руб. за год.
  • Затем книгу должны проработать редакторы и корректор, чтобы исправить ошибки, проверить пунктуацию, привести к единому виду оформление сносок, ссылок и т.п. Работа корректора может занять одного человека на целый месяц или больше. Это месяц зарплаты. Обычно оплата рассчитывается в зависимости от объема текста и может составлять 10-20-30 тыс. руб. и больше.
  • Затем книгу нужно сверстать. В зависимости от используемой программы, трудности и объема верстки за это можно заплатить и до 40 тыс. руб.
  • Затем нужно заказать дизайн обложки. Это может стоить, в зависимости от фирмы и качества дизайна, в районе 5 тыс. руб. или больше.
  • Затем на книгу нужно получить ISBN, это еще примерно 1600 руб.
  • Затем нужно заплатить типографии за печать. Это самая большая статья непосредственных расходов. Цена будет зависеть от большого количества факторов, но можно сказать, что в грубом приближении счет пойдет на сотни тысяч. 100 тыс. руб… 200 тыс. руб…
  • В конце концов книгу нужно доставить по месту хранения, заплатив транспортной компании 10-20 тыс. руб.
Таким образом, издание одной книги обходится в очень большие деньги. Откуда их взять? Индивидуальные авторы могут брать деньги взаем. И их надо будет каким-то образом отдавать. Каким? Ну конечно в результате продажи книги. Издательства располагают бОльшими возможностями, однако вдобавок ко всем вышеперечисленным расходам каждый месяц платят зарплату персоналу, платят за аренду офиса, коммунальные услуги и офисную технику. Плюс к этому, и те, и другие платят налоги.

И тут приходит какой-то христианизированный умник и говорит: «А чё эта они будут обогащаться вот запроста так? Дай-ка я выложу эту книгу бесплатно! А неча им!» В результате он эффективно пресекает поток заказов на книгу - зачем тратить деньги, если можно скачать бесплатно! И христианское издательство остается банкротом, а христианский автор не может вернуть долги.

Не случайно во многих странах мира, в том числе в России, действует закон об авторском праве. Этот закон как раз охраняет право автора на продажу своего произведения. Как каменщик, плиточник или дворник имеет право продать свой труд, автор имеет право получить вознаграждение за свой. А издательство имеет право получить доход от своей работы. Те, кто сканируют и выкладывают книги бесплатно, лишают справедливого и честного дохода авторов и издателей. А это и есть воровство. Те, кто скачивает бесплатные книги, соответственно, являются пособниками воровства.

Вопрос 2. Если я могу дать кому-то почитать бумажный экземпляр, почему я не могу точно так же поделиться электронной версией со своими 100 друзьями по интернету?

Не можете, потому что это разные вещи. Во-первых, когда речь идет о бумажном экземпляре, сколько человек могут им одновременно пользоваться? - Только один! А сколько человек могут скачать электронную версию с вашего сайта? - Да хоть тысяча! Это ничем не ограничено. Во-вторых, когда вы отдаете свой бумажный экземпляр, у вас его уже не остается. А когда кто-то скачивает электронную версию, вы ее не удаляете со своего компьютера. В результате электронные файлы плодятся и размножаются, и наполняют землю. Это бесконтрольный процесс. В-третьих, поделившись бумажным экземпляром, вы его хотя бы на время для себя потеряли (и рискуете совсем потерять, если ваш друг забудет его вам вернуть). А поделившись электронным файлом, вы не отдаете ничего своего, за что заплатили бы деньги. Вы «делитесь» без жертвы, без ущерба для себя, нахаляву. Вы выглядите «хорошенькими» за чужой счет.

Поэтому-то закон об авторском праве специально оговаривает ситуацию отдачи книги в прокат (т.е. для временного пользования). В частности, статья 16 Закона РФ об авторском праве гласит:
    Пункт 1: «Автору в отношении его произведения принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом».
    Пункт 2: «Исключительные права автора на использование произведения означают право осуществлять или разрешать следующие действия… распространять экземпляры произведения любым способом: продавать, сдавать в прокат и так далее (право на распространение)…»
Закон разрешает любому человеку купить у автора или издательства, или в магазине любое количество экземпляров и дальше распространять именно их - именно это количество экземпляров, за которые были заплачены деньги. Однако делиться электронными файлами с другими людьми можно ТОЛЬКО с разрешения автора.
    Пункт 3: «Право на распространение экземпляров произведения путем сдачи их в прокат принадлежит автору независимо от права собственности на эти экземпляры».
Таким образом, передавать книгу в электронном виде другим лицам без согласия обладателя авторских прав - это прямое нарушение закона РФ. Если владелец файла хочет передать электронный файл другому лицу, то он должен удалить его со всех своих девайсов.

Вопрос 3. Разве это не благородно - дарить людям возможность почитать хорошие книги?

Бесплатное распространение чужих книг сродни благородству Робин Гуда, который отбирал у одних и отдавал другим. Однако между Робин Гудом и христианскими пиратскими сайтами есть существенная разница. Робин Гуд обирал богатых, чтобы раздать бедным, а пиратствующие христиане обирают бедных, чтобы раздать разным. В одной из народных песен о Робин Гуде от его лица говорится: «Я никогда не обижал человека праведного и честного». А распространители бесплатных книг обижают именно таких - праведных и честных, если мы только верим, что авторы христианских книг, пасторы и работники христианских издательств являются праведными и честными.

Впрочем, Робин Гуд не может быть мерилом христианской праведности. С библейской точки зрения, он занимался греховным и неугодным Богу делом. Не таким должно быть благородство и не к этому призваны христиане. Я не думаю, что кто-то из нас станет оправдывать человека, который крадет из магазина, объясняя это тем, что его соседям есть нечего. Если соседям есть нечего, купи им еду на свои деньги, а не кради из магазина. Так и здесь: если хочешь дать людям возможность почитать хорошие книги, то купи эти книги честным путем в магазине и дари оплаченные тобой экземпляры кому хочешь.

Вопрос 4. Разве вся христианская литература не должна быть бесплатной?

Представляете, нет, не должна! Во-первых, бесплатного не бывает. Если это для вас бесплатно, значит, за это заплатил кто-то другой. Бесплатные книги, которые распространяет Славянское евангельское общество (да благословит их Господь!), стали бесплатными потому, что за них заплатили спонсоры. Однако нельзя привыкать к тому, что за тебя все время платит кто-то другой, - нужно и на себя учиться брать ответственность.

Во-вторых, библейский принцип таков, что «трудящийся достоин пропитания» (Матф. 10:10; ср. 1 Тим. 5:18). Если автор и издательство трудятся, то они достойны получить материальную поддержку за свой труд. Более того, получать материальное вознаграждение за духовное служение - это не просто позволение, а повеление Христово: «…Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования» (1 Кор. 9:14). Если пастор проповедует устно, он должен получать за это зарплату - это Божье повеление. И если автор проповедует письменно, Господь повелевает оценивать это как достойный пропитания труд.

Представление о том, что пастор не должен получать зарплаты и автор - дохода от своей книги, берется не из Библии.

Вопрос 5. Разве это не укрепляет Церковь?

Вновь ответ - «нет». Это не только не укрепляет Церковь, но и, по моему глубокому убеждению, в конечном итоге ослабляет и разрушает ее. У меня лично есть знакомые, которые были вынуждены свернуть торговлю христианскими книгами  из-за того, что большинство этих книг были выброшены в интернет христианскими «пиратами». А они развозили по церквам хорошие книги и были большим благословением для многих людей. Я слышал также информацию от известных христианских издательств, что они едва выживают из-за того, что спрос на их книги стал резко падать.

Вспомните все те книги, которые были напечатаны маленьким тиражом, но потом никогда не переиздавались. Да, вы можете их найти в электронном виде, но их нельзя ни заказать для библиотеки, ни купить в подарок для друга, ни приобрести в бумажном виде для собственного более удобного чтения!

А теперь представьте себе большой проект перевода какой-нибудь новой книги. Например, мы давно плачемся, что на русском языке нет НИ ОДНОГО академического еврейско-русского или греческо-русского словаря. Ключевые словари, являющиеся золотым стандартом на Западе, на русском языке недоступны. Вы спросите: «Почему?» Все очень просто: потому что вкладывать деньги в этот проект нерентабельно! Издательство потратит пару лет и много десятков тысяч рублей на перевод, потом несколько сот тысяч рублей на печать, однако все это - с весьма великим риском потерять эти деньги и прогореть, потому что найдется какой-нибудь умник, который через 2 месяца выложит весь этот словарь в отсканированном виде в интернете.

Хорошо ли это? Неужели хорошо, что закрываются издательства и книжные магазины? Неужели хорошо, что выходят из печати хорошие книги? Неужели хорошо, что перевод и издание новых серьезных книг становится крайне невыгодным, экономически провальным делом? Нет, это ужасно плохо, потому что это лишает нас будущего.

Поэтому не говорите мне, что эти христианские сайты несут добро. Их «добро» весьма недальновидное. На самом деле они - разрушители Церкви. Да и как может воровство укреплять? Благословит ли Бог это дело? Добро нельзя построить на зле.

UPD: Данная запись была опубликована на сайте "Христианский мегаполис"

практическое христианство, публицистика

Previous post Next post
Up