Еще одним свидетельством о существовании паннонской (дунайской) Руси является отрывок из «Истории Салонских и Сплитских архиепископов»( Historia Salonitanorum pontificum ac Spalatensium) архидиакона Фомы Сплитского(1200-1268). На этот отрывок впервые указал Назаренко А.В.
[1] «В Паннонии, на границе [с] Рутенией, [Диоклетиан] воздвиг из порфирита не без роскоши храм, который до сих пор, хотя и разрушен, являет [собой] изумительное зрелище [всем] переправляющимся оттуда, как [о том] написано в истории о четырех венчанных».
«HS, p.10 : In Pannonie partribus in confinio Rutenie quoddam construxit edificium ex lapidibus porfireticis satis excellens, quod adhuc, licet dirutum, magnum tamen inde transeuntibus admirationis spectaculum prestat, sicut legitur in istoria quatuor coronatorum».
Как известно, термин Rutenia или еще Ruthenia служил у латиноязычных авторов для обозначения Руси. Но также он использовался для наименования острова Рюген в Балтийском море и земель так называемой Закарпатской или Паннонской Руси. Данное свидетельство интересно тем, что оно однозначно относится не к Киевской Руси. Здесь выражение «В Паннонии на границе с Рутенией» нельзя понимать как границу между Венгрией и Киевской Русью. Во-первых, Фома знал и по-другому описывал границу Венгрии и Киевской Руси: «горы, что между Рутенией и Унгарией и вплоть до пределов полонов (montes, qui sunt inter Ruteniam et Hungariam et usque ad confinia Polonorum)». При этом, как мы видим, Киевскую Русь он называет тем же термином Рутения
[2]. Этот термин у Фомы встречается восемь раз. Во-вторых, в тексте говорится, что храм стоит на берегу реки, причем достаточно большой, так как хорошо виден был переправляющимся. Скорее всего, речь идет о Дунае. В-третьих, мученичество четырех скульпторов-христиан, которые были утоплены в той самой реке, также не связано с карпатским регионом и русско-венгерской границей. Кроме того, Назаренко указал, что латинское слово confinium в 13 веке обозначать не только границу, но и марку. «Впервые, как кажется, он появляется во втором декрете Ласло I (1077-1095),где в пар. 14-16 уточняются обязанности маркграфов (comites confiniorum) и жителей марки (custodes confiniorum).»
[3]Тогда начало отрывка можно перевести как «В Паннонии, в марке Рутении(на территории марки рутенов)». Это сразу нас отсылает нас к «Русской марке» (Ruzaramarcha) которая упоминается в дарственной грамоте от 863 года восточнофранкского короля Людовика II Немецкого (840-876) Альтайхскому монастырю. Существуют и другие свидетельства наличия Руси в Паннонии, как например, одна из записей в Хильдесхаймских анналах(созданы около 1060 гг), относящаяся к 1031 году. «В тот же год сын императора король Генрих, одновременно герцог баварский, и венгерский король взаимной клятвой скрепили мир. И Имре(Heinricus), сын короля Иштвана(Stephanus), герцог руси (dux Ruizorum), погиб плачевной смертью, растерзан на охоте вепрем». Так как Иштван никакими землями на Руси не владел, то его сын соответственно носил такой титул потому, что владел территорией в самой Венгрии с таким названием. Судя по всему, и Раффельштеттенский таможенный устав 906 года (здесь русы названы ругами (Rugi)), и последующие грамоты штирийских герцогов также подразумевают русов из Паннонии.
Славяне колонизировали Восточную Европу как со стороны дунайской прародины в Паннонии, так и со стороны Южной Балтики, откуда приплывали славяне-варяги. И мы обнаруживаем, что все термины, которые западные латинские авторы используют в отношении Паннонской Руси и в отношении южнобалтийской (варяжской) Руси, они переносят на Киевскую Русь (Rugi, Ruzzi, Ruteni). Свидетельство Фомы Сплитского это еще одно подтверждение того, что название Руси имеет прямое отношение к становлению славянского мира, и уходит корнями в эпоху расселения славян, и никакого отношения к скандинавам не имеет.
[1] А.В. Назаренко, О «русской марке» в средневековой Венгрии//Восточная Европа в древности и средневековье, 1978, с.304
[2] Интересно также то, что для Сербии Фома дает еще одно название Rasia(«В земле же Гетов, что теперь зовется Сервией или Разией..(In terra vero Getarum, que nunc Servia seu Rasia nuncupatur...)»)
[3] А.В. Назаренко, О «русской марке» в средневековой Венгрии//Восточная Европа в древности и средневековье, 1978, с.305