Новая тематическая кинорулетка от
dart-maus посвящена творчеству Билли Уайлдера, который снял за свою карьеру 26 полнометражных фильмов, при этом среди них не было ни одного существенного провала. Самые известные картины - "Сансет бульвар", "Свидетель обвинения", "В джазе только девушки", "Квартира" - стали классикой кинематографа, и нет сомнений, что творения Уайлдера будут помнить ещё несколько поколений вперёд. Конкретно в пятидесятые Билли снял девять полных метров, из которых мне было суждено ознакомится с не самым знаменитым "Лагерем для военнопленных №17" 1952 года.
Американцы, по всей видимости, быстро отошли морально от событий Второй мировой, раз могли уже спустя 7 лет снимать подобное. И дело не в том, что сюжет фильма затрагивает события самого горького временного промежутка XX века, а в том, как это всё подано. Никакого намёка на реализм: военнопленные - писаные красавцы, выбритые и причёсанные, постоянно шутят и думают не о вкусной еде и таком желанном домашнем очаге, а о русских бабах, что живут в бараке поодаль. Попасть туда обманом или через взятку немецким охранникам - вот их главная цель. Плюс есть некоторые, кто планирует побег, но фильм начинается с убийства (без капли крови в кадре) двоих таких смельчаков, и тема отодвигается в сценарии на второй план. Уайлдеру нужна атмосфера Второй мировой только как основа для формирования противоборствующих сил. Американцы - хорошие, немцы - плохие. Он не паразитирует на этой тематике, не давит из зрителя слезу и уж тем более не вспоминает о реальных действующих лицах, по чьей милости его соотечественникам приходилось месяцами коротать ночи на холодных простынях где-то далеко от родного дома. Да и немцы, хоть априори злые и бескомпромиссные, отрицательными героями являются постольку поскольку. Все сюжетные линии разворачиваются во взаимоотношениях постояльцев одного из бараков, внутри которого завёлся немецкий шпион-доносчик. Собственно, разгадать его личность и является главной задачей, которую постановщик ставит для зрителя. Всё это можно было снять и на фоне совсем других военных действий, но события 1943 года были свежи в памяти, а потому и велосипед изобретать не пришлось. Однако мне было периодически неприятно наблюдать за поведением военнопленных, которые будто совсем забыли, где находятся и за что сражаются. Эти актёры сами же были на фронте, к чему такой балаган? Ну, режиссёрский язык Уайлдера предполагает пир юмор во время войны.
Фильм очень долго раскачивается, фактически весь первый час - это длинная завязка с представлением героев и планомерным вхождением в тему поиска засланного казачка. Потом, во втором акте, начинаются более интересные события. Становится понятно, что всё держится на двух китах - интересный сценарий и актёрское мастерство Уильяма Холдена. Но если скрипт, в целом, зрителю из XXI века уже не кажется чем-то сверхинтересным (разгадка приходит в голову намного раньше главного твиста), то вот за персонажем Холдена наблюдать одно удовольствие до самого финального титра (он тут один - "The End"). Не сказать, что у него здесь очень много экранного времени, но на Оскаре дали статуэтку именно как актёру первого плана. Лучшая часть фильма - последние 15 минут, когда американские солдаты находят таки крота и очень быстро формируют новый план побега. Динамика, игра со светом (всё действие происходит глубокой ночью), операторская работа и даже реалистичность - Уайлдер будто опомнился под конец, события каких времён он решил затронуть. И моё изначально прохладное отношение к фильму резко сменилось на строго положительное. Такой финал был достоин того, чтобы подождать его добрых 100 минут. Старайтесь не быть чрезмерно серьёзными, если соберётесь смотреть это кино в будущем.
Оценка: 7 из 10.