Тематическая кинорулетка. Водоворот (Maelström, 2000)

Sep 04, 2018 23:58

Удивительным образом тематическая кинорулетка с не особо искушённым подзаголовком “Канадское кино” свела меня с уже любимым режиссёром - Дени Вильнёвом. Что он канадец я знал прекрасно, и что фильмов на стыке веков, ещё задолго до света софитов, он снял достаточно тоже всем известный факт. Но это всё равно было неожиданно. Едва ли мне суждено было бы добраться до “Водоворота” в ближайшие несколько лет, но на то она и кинорулетка. Зато теперь могу смело утверждать, что Вильнёв до поп-эры - это та территория, на которую соваться больше не стоит.

Единственный факт о фильме с КиноПоиска гласит: режиссёр был так разочарован им и предыдущим, что покинул киноиндустрию на 9 лет. Трактовать подобное высказывание можно по-разному. Самое очевидное - Вильнёв действительно осознал, что снял полную бурду и на фоне коллег по цеху оказался неконкурентоспособен. Однако приз на Берлинале и довольно высокие рейтинги на ведущих киносайтах подрывают эту мысль. Менее очевидное - просто психанул, решил побыть с семьёй, отдохнуть. Истина же, как кажется, кроется где-то посередине. Максималистский характер постановщика подталкивал его к повсеместному мировому признанию, а разум фильтровал такую ярость очевидным утверждением, что фильмы типа “Водоворота” ни к чему хорошему не приведут. История же всё поставила на свои места. Однако факт - даже в моём ближайшем окружении есть люди, которые любят того, неоперившегося канадца, снимавшего за копейки, куда больше, чем сегодняшнего. Парадокс, не совсем мне понятный.

“Maelström” сходу напомнил мне сразу несколько картин. Таинственностью и рассказчиком, в роли которого огромных размеров рыба, лежащая на предсмертном одре под ножом мясника, фильм освежил в памяти “прекрасную” бельгийскую драму “Экс-ударник”. Там тоже внушительную часть хронометража не было понятно, что вообще происходит и когда уже начнётся действие. Холодной атмосферой и минимализмом “Водоворот” обозначил “Врага” того же режиссёра. Вот, оказывается, откуда у пауков ноги росли. В одном из эпизодов тут тоже появляется какой-то жук - элемент мистики, непонятно, правда, для чего. Ну а зернистым кадром и клиповой манерой съёмки творение Вильнёва запараллелилось со всеми триллерами тех лет. Тони Скотт определённо повлиял на Дени, тут есть его фишки. Где-то после середины повествования начались флэшбеки, прямо как у раннего Иньярриту (хотя мексиканец сам в те годы только начинал путь к олимпу), и тут бы начинать “врываться” и переживать за всё происходящее на экране, но не срослось с ровно обратным знаком. Несмотря на всю загадочность и постепенное вплетение в сюжет новых героев, где-то по истечению шестидесяти процентов хронометража фильм постепенно умирает. Арт-хаус ради арт-хауса? Извините, но нет. Чуть меньше арта, чуть больше жанрового кино - и тогда бы не пришлось почти на декаду выпиливаться из тусовки. Добрая половина эпизодов не даёт пищи для размышления, а главная героиня до самого конца не делает фактически ничего, чтобы вызвать у зрителя хоть какие-то эмоции. При этом на экране она почти всё время - как вам такой поворот?

Не ясна та планка, которую Вильнёв сам себе установил и которую, по его мнению, не покорил. Чем должен был стать фильм на выходе? Не нахожу ответа, и это разочаровывает больше всего. Но как же хорошо, что через какие-то 15 лет канадец продемонстрировал нам Эмили Блант в “Убийце” и Эми Адамс в “Прибытии”, которым нашлось бы место, если бы я делал топ-100 героев кино только из персонажей женского пола. Кто знает, ведь если бы не было “Водоворота”, не было бы и “Прибытия”.

Оценка: 4 из 10.
Previous post Next post
Up