В принципе, вопрос этот уместен всегда. Но сейчас, в непростые для бизнеса времена, он особенно актуален - потому что ответ на него одновременно отвечает и на вопрос «Почему клиенту стоит отдать деньги Вам, а не конкуренту?»
Что ещё, кроме собственно купленного товара или услуги, Вы даёте клиенту?
Речь тут не о подарках в стиле «купившему холодильник - чайник бесплатно», хотя и они бывают полезны. Вопрос скорее в том, что Вы делаете для клиента, чтобы помочь ему выжить, преуспеть, максимально полно воспользоваться покупкой, получить большую выгоду или большее наслаждение?
Например, я знаком с продавцом пило- и стойматериалов, который даже сейчас не испытывает проблем с заказами. Потому что все предыдущие годы он, не покладая рук, рекламировал и продвигал не только себя, но и своих клиентов. Не упускал ни одного случая ввернуть их имя в разговоре с возможным нанимателем, познакомить их с нужным человеком, направить к ним потенциального заказчика. Как Вы думаете, часто ли клиенты уходили от него, прельстившись на то, что у конкурента цены на 3% ниже?
Или один из моих учеников, владелец типографии, после семинара стал ещё и консультировать заказчиков по поводу эффективности их рекламных материалов. Показывает, как можно их улучшить (не за счёт более дорогой полиграфии, а переписав текст или поменяв дизайн), чтобы они приводили больше клиентов. Следит за трендами и новинками в области POS-рекламы и рассказывает о них своим заказчикам. Насколько мне известно, ни одного "золотого" клиента он не потерял.
Разумеется, я и сам следую этому подходу. Когда я, как бизнес-тренер, сотрудничаю с организаторами семинаров - помимо того, что я приезжаю и провожу семинар (за что, собственно, и получаю гонорар), я также дополнительно:
- Помогаю им с информацией и советами о том, как этот семинар рекламировать
- Снабжаю рекламными материалами, которые позволяют привлечь участников других их мероприятий на мои семинары
- Сам рекламирую семинар в своих электронных газетах, которые читают более 100 тысяч человек, а также через свой сайт и свой блог (порой до 40% участников семинара приходят от меня)
- Подсказываю способы заработать дополнительные деньги во время семинара и содействую в этом
- При общении с прессой стараюсь, по мере возможности, упомянуть и организатора
- А иной раз даже помогаю в продвижении семинаров других тренеров
Неудивительно, что сотрудничество со мной оказывается для организаторов гораздо более комфортным и выгодным, нежели с большинством других бизнес-тренеров - поэтому я не беспокоюсь о своей загруженности даже в нынешний период спада.
А что ещё, кроме купленного товара, даёте клиенту Вы?
P.S. А ещё Вы можете взглянуть на
расписание моих ближайших семинаров