План новой китайской пятилетки выглядит как объявление войны западной экономической модели
Сейчас в Китае в буквальном смысле творится История. В стране принимают XIII пятилетний план дальнейшего развития экономики на 2016-2020 годы. Сказать, что он эпохален, значит, не сказать ничего. Впервые за десять с лишним лет стабильный и высокий экономический рост, к которому привыкли в КНР, существенно затормозил - и, пока на Западе твердят о том, что причиной послужили падение спроса и дефляция, научная школа Китая видит в этом системное исчерпание западной модели экономики как таковой. Для дальнейшего процветания Китая эту модель необходимо принципиально переделать, считают китайцы, и поэтому готовятся ни много ни мало к построению нового экономического мира.
Небедные люди
Основой XIII пятилетки стал так называемый разворот внутрь. Поставки на внешние рынки, за счет которых китайская экономика развивалась несколько десятилетий, хоть и остаются важным драйвером, но по своему значению отодвинуты только на четвертое место. Первоосновой становится ориентация на внутренний рынок. В Пекине справедливо полагают, что таким образом национальная экономика будет значительно меньше зависеть от кризисов в странах «золотого миллиарда». К тому же емкость китайского рынка огромна - население страны составляет 1,37 млрд человек, а это больше, чем Европа (827 млн) и США (327 млн) вместе взятые.
В то же время в Пекине хорошо понимают, что по размеру дохода на душу населения Китай (7400 долларов) серьезно отстает от Америки (55 200 долларов), Германии (47 640 долларов) или Великобритании (43 340 долларов). Именно поэтому второй ключевой целью на ближайшие пять лет названа борьба с бедностью и формирование собственного среднего класса. К 100-летнему юбилею создания Компартии Китая, который будет отмечаться в 2021 году, страна намерена сформировать «новую нормальность» и довести численность своего среднего класса с нынешних 70 до примерно до 450-500 млн человек.
Тут надо сказать, что ключевым отличием китайской пятилетки от аналогичных американских, европейских и даже российских программ является то, что борьба с бедностью осуществляется не путем расширения бюджетных дотаций малоимущим, а через масштабное преобразование самой среды их обитания. План включает в себя множество шагов по повышению комфортности жизни людей - от строительства дорог, мостов, школ и детских садов до доведения уровня доступа к широкополосному высокоскоростному интернету с нынешних 47% (в городах) до 97% (в целом по всем населенным пунктам Китая, включая поселки городского типа и даже деревни). Вместе с тем планируется активное развитие энергосбережения, повышение общей энергоэффективности, расширение местной генерации и развитие ее альтернативных видов, включая ветряки и солнечные электростанции. Все это улучшение инфраструктуры жизни, транспорта, образования и медицинского обеспечения создает большое количество новых рабочих мест и в сочетании с принципиальной модернизацией экономики приводит не только к повышению комфорта, но и к стабильному росту доходов населения.
СПРАВКА: Описанную методику в Китае опробовали еще в 2011 году, когда из-за черты бедности удалось вывести более 40 млн человек. На таком уровне показатель сохранялся в последующие годы и упал лишь в кризисный 2014 год. План XIII пятилетки предусматривает комплекс мероприятий, в результате которых до 70 млн граждан Китая будут ежегодно покидать категорию бедняков.
Таким образом, к 2021 году страна получит собственный средний класс, по своему размеру как минимум вдвое превосходящий средний класс нынешнего «золотого миллиарда». А средний класс - это рост спроса на жилье, услуги сервиса, мебель, бытовую технику, автомобили, что в конечном счете оборачивается увеличением потребности в стали, бетоне, продукции химического производства, услугах строительства и логистики, то есть во всем том, что ведет к росту промышленности, а значит, и экономики в целом.
Лучше меньше, да лучше
Прошедшие десятилетия Китай стремился в первую очередь к количественному росту и выпуску наиболее дешевых товаров. Этот путь привел к явному кризису перепроизводства - и заодно к пониманию того, что невозможно создать обеспеченный средний класс, продолжая делать ставку на дешевую рабочую силу. Потому новой целью становится активное внедрение инноваций и расширение производства товаров и услуг с высокой добавочной стоимостью. Ключевые направления китайской научно-технической экспансии - химическая промышленность, технологии связи, космос, интернет, программное обеспечение, электроника, 3D-печать, в том числе промышленная и строительная, и повышение общего технологического и интеллектуального уровня производимого в Китае оборудования.
Иными словами, Китай намерен серьезно подняться по цепочке ценности и прийти к собственным Boeing, Apple, Inte и Qualcomm. Ожидается наращивание не только объемов производства наиболее наукоемкой продукции, но и выход к 2018-2019 году на выпуск собственных процессоров.
Соответственно, серьезно изменится и структура китайского экспорта, от которого, несмотря на «разворот внутрь», страна не будет отказываться полностью. Вместо того чтобы поставлять в Европу и Америку самый дешевый и часто не слишком качественный ширпотреб, китайцы намерены активно осваивать рынки развивающихся стран Африки и Латинской Америки, предлагая им в первую очередь станки и оборудование.
А основой внешней стратегией становится уже известная программа Экономического пояса Шелкового Пути, охватывающая 70 государств мира с совокупным населением в 4,4 млрд человек и предусматривающая, на первый взгляд, все те же меры по развитию инфраструктуры, прокладке железных дорог и всего прочего, но по факту нацеленная на стимулирование формирования в этих государствах собственного среднего класса численностью от 200 до 300 млн человек. В случае успеха - а сомневаться в нем оснований нет - Китаю удастся сформировать новый колоссальных объемов общий рынок, на котором один только средний класс по численности будет превышать все нынешнее население Запада. Если это не план строительства нового мира, то что тогда?
Китайский опыт для России
У России тоже есть свой антикризисный план. Ну как бы есть. И как бы план. Но от китайского он отличается, как земля от неба. Вместо того чтобы использовать кризис для реальной масштабной модернизации экономики и формирования собственного прочного фундамента, основанного на внутреннем сбыте, российское правительство пытается идти традиционным путем сокращения расходов, сворачивания программ и введения новых податей. Все оправдывается стремлением снизить дефицит бюджета, который то ли будет расти, то ли нет, да и сам план больше смахивает на флюгер, поворачивающийся по ветру, а не на попытку этим ветром управлять. В то время как Китай на предстоящие пять лет планирует существенно снизить налоговую нагрузку, в том числе совсем отменить ряд налогов и неналоговых платежей. Что называется, почувствуйте разницу.
Но основное различие кроется в полном отсутствии у нас сколько-нибудь масштабного и четкого долгосрочного планирования как такового. Столкнувшись с принципиальным кризисом западной системы, китайцы, в отличие от нас, действительно собрались переделать этот мир так, чтобы в нем было удобно и успешно жить. Прежде всего, конечно, им. В то время как Россия пока продолжает исходить из «как пойдет, решим по месту». Это, пожалуй, главный опыт, который нам следует извлечь из планов XIII китайской пятилетки.
Специально для
РУССКАЯ ПЛАНЕТА