«Главный вопрос теперь впереди - выполнение договоренностей»
А.Лукашенко
http://dnr-news.com/dnr/14453-lukashenko-esli-by-vy-slyshali-vse-eto-vy-mozhet-byt-soshli-s-uma.html Судя по всему, минская встреча закончилась. Стороны разъехались по домам. Самое время задуматься над вопросами: - "шо цэ було?" и "о чем, собственно, договорились?". Потому как никаких официальных документов не опубликовано и, судя по всему, даже не заявлено. Все, чем на данный момент можно оперировать, сводится к одному набору сканов, "похожего на правду черновика" (они будут представлены ниже) и многочисленным отдельным выдержкам из комментариев разных СМИ. Впрочем, кое-что внятное из перечисленных обрывков информации сложить таки можно. Итак.
Шо цэ було?
На лицо заметный прогресс в общем положении дел вокруг украинского конфликта. России удалось еще на шаг продвинуться в закреплении своего статуса как не участвующей в конфликте стороне. Причем, сей момент официально признан Францией и Германией, а также, косвенно, США, которые формально в переговорах участия не принимали, но вряд ли кто-то скажет, что на результат они влияния не оказывают. Если кто помнит, итоги Минск-1 все же подразумевали заключение договоренности с участием России. В этот раз посол РФ на Украине Зурабов исполняет такую же роль наблюдателя за процессом, как спецпредставитель ОБСЕ Хайди Тальявини.
Вторым важным моментом является, в общем, согласие Запада с тем фактом, что Киеву следует договариваться не с Москвой, а с Луганском и Донецком. Т.е. конфликт еще больше локализуется внутрь украинских границ. И это также признано Евросоюзом. Причем заталкивание в эти рамки Порошенко, судя по всему, стало делом ЕС, а не России. Хотя Москве тоже пришлось оказать давление на руководителей ЛДНР, также не очень горящих желанием о чем бы то ни было договариваться с Киевом, т.е. с той стороной, которую они предпочитают видеть только в прорези прицела.
Третьим важным достижением можно считать достижение этих договоренностей в Минске, что позволяет одной из главных сторон конфликта - Западу - начать выход из ими же созданного тупика с сохранением лица. Появились даже слухи, со ссылкой на некий источник, о том, что в ближайшее время Франция начнет передачу России злополучных "Мистралей". Напомню, главной причиной задержки Париж называл "неисполнение Россией минских соглашений". Теперь прогресс в соглашениях как бы есть, а значит причина задержки устранена. Не забываем, что Франция в этой связи уже несет серьезные репутационные потери на рынке оружия. Если в самое ближайшее время Париж не отбелит свою репутацию, как поставщика, "индийский контракт" на поставку истребителей "Рафаль" будет потерян. А вместе с ним и ликвидировано производство самих этих истребителей. Это уже не репутация, это потерянные деньги и сокращение рабочих мест. Причем, высококвалифицированных. Плюс утрата своих позиций на рынке боевой авиации. Кроме "Рафалей" никаких других собственных конкурентоспособных проектов у французов нет. Да и совместный "Еврофайтер" особо успехами на рынке не блещет. Так что, как минимум для Франции, сохранение лица является очень значимым условием.
http://www.gazeta.ru/business/news/2015/02/12/n_6918929.shtml Последний пункт косвенно подтверждает вывод о том, что в Европе и США понимают исчерпание инструментов давления на Россию, не ведущих к началу полномасштабной войны между РФ и НАТО (или только с США). Воевать они не хотят. Не потому, что не могут, а потому что не видят ни одного варианта в такой войне победить. В определенном смысле уже можно говорить о начале сдачи Украины со стороны Запада. Подчеркиваю, никакой не капитуляции, а именно сдаче... У них давно существует традиция заранее уходить из проигранного конфликта с видом "выполнивших свою задачу консультантов". Мол, ну, мы тут у вас все сделали, инструкции написали, схемы нарисовали, ваш персонал проинструктировали, дальше вы уже сами. Мы вынуждены откланяться, простите, дела. Очень важные дела требуют нашего немедленного присутствия. Так американцы пытались уйти из Вьетнама. Точно также Коалиция уходит из Ирака и Афганистана. Просто сейчас настала очередь Украины.
Одинаковые позиции преобразовываются в одинаковые позиции
Однако, прежде чем разбирать пункты "договоренностей", следует обратить внимание на ряд важных моментов и одно простое правило. Последнее звучит так: одинаковые позиции всегда в конечном итоге преобразовываются в одинаковые позиции.
Почему итоги Минск-1 так нигде толком и не были представлены в виде официальных документов? Потому, что, в сущности, они таковыми и не являлись. Ни Киев, ни ЛДНР не желали исполнять те договоренности, да и таковыми эти пункты не являлись, если судить по позднее всплывавшим формулировкам. Киев почти сразу заявил, что вообще не знает, кто в том Минске от его лица что бы то ни было подписывал.
Фактически Минск-1 не работал ни одного дня. Киев добровольно не отвел войска за оговоренную линию и не передал миром под контроль ЛДНР те пункты, которые должен был по соглашению. В частности это касалось донецкого аэропорта. Да и отвод тяжелого вооружения осуществлен не был. Даже если не вдаваться в детскую игру "кто первым начал", все равно очевидно, что соглашения не соблюдал никто. А нечеткость формулировок Минск-1 и невнятность статуса самого документа открывала широкие возможности их избирательной трактовки всеми сторонами.
К примеру, Киев игнорировал свои обязанности по прекращению обстрелов территории ЛДНР (ответственность за них возлагалась на некую третью сторону, которая никому не подчиняется, и с которой Киев ничего поделать не может), но категорически требовал передачи ему под безоговорочный контроль российскую границу. Кстати, на то, что патрулировать ее по договоренностям предполагалось совместно с ВСН, он отказывался смотреть тоже.
С тех пор на Донбассе по сути ничего принципиально не изменилось. ЛДНР испытывают совершенно обоснованное недоверие к Киеву, а Киев в упор не желает видеть никаких ЛДНР. Киев продолжает оставаться в убеждении, что все решает автомат, но уже не имеет достаточно силы, чтобы этим автоматом действительно окончательно решить проблему. В свою очередь ЛДНР хорошо понимают, что только наличие у них автомата защищает их от прямого физического уничтожения Киевом.
К тому же Минск-2 случился при обстоятельствах, очень похожих на Минск-1. ВСН снова сумели нанести решительное поражение ВСУ создав котел в районе Дебальцево, куда попали толи 4 толи 6 тыс. украинских солдат и огромные запасы тяжелого вооружения с боеприпасами.
Наивно думать, что правило одинаковых позиций в этот раз сработает не так, как обычно. В прошлый раз договор не заработал, не заработает он и сейчас. И вот почему.
О чем, собственно, договорились
Сразу еще раз подчеркну. Представленные ниже сканы не являются официально подтвержденным текстом. В лучшем случае это может быть просто один из рабочих черновиков. Однако тот факт, что обсуждающиеся в прессе отдельные пункты "договоренностей" довольно сильно совпадают по смыслу с текстом на этих картинках, позволяет использовать их в качестве "рабочего источника". Хотя бы в виде более-менее законченного перечня "пунктов". Для удобства чтения картинки сканов выложены в конце моего текста.
Итак, что мы видим. Пунктов всего тринадцать, но по сути все они четко делятся на четыре группы.
Первую группу можно условно назвать "о прекращении огня". Это п.п. 1, 2, 3. По ним предусмотрено прекращение огня с 00.00 15 февраля и отвод тяжелых вооружений на установленные расстояния. С созданием минимальной полосы безопасности шириной 50 километров. Все красиво, но фактически неисполнимо.
Во-первых, потому, что формулировки пунктом изначально не блещут четкостью. Например, ВСУ должны отсчитывать свою часть расстояния от текущего положения линии соприкосновения войск, а ВСН - от ее положения по состоянию на 19 сентября 2014 года и эти две линии между собой не совпадают. Обе стороны дружно сходятся в неприятии указанного момента. Киев настаивает на отсчете своих метров тоже от прошлогодней линии, что означает добровольное снятие с Дебальцево уже состоявшегося кольца окружения. На что вполне естественно не желает идти ЛДНР. При этом, в зависимости от индивидуальной трактовки текста, обе стороны как бы "в своем праве". И в точно такой же степени его нарушают.
Во-вторых, потому, что контроль над исполнением договоренностей ни на кого не возложен. "Этому процессу будет содействовать ОБСЕ при поддержке Трехсторонней Контактной группы". Выполнение условий Минск-1 тоже содействовала миссия ОБСЕ на Донбассе, и как, много она насодействовала? А если внешнего внятного контроля нет и обе стороны исполнять договоренность не желают, то с чего бы тут ожидать, что в этот раз условия будут ими соблюдаться лучше, чем в прошлый?
Вторая группа условий (п.п. 5, 6, 7) - "гуманитарные". Поменять военнопленных в режиме "всех на всех". Гарантировать помилование и амнистию. Обеспечить безопасный доступ, доставку, хранение и распределение гуманитарной помощи. Практически калька с Минск-1. Как к их исполнению относилась украинская сторона общеизвестно. В том числе вспоминается история с особой позицией украинских тербатов, самовольно решивших не пропускать на юго-восток Украины никаких гуманитарных конвоев. С чего бы вдруг сейчас надеяться на кардинальные перемены в позиции Киева? Только потому, что со стороны Украины документ подписал (судя по представленному скану, должен был подписать) некий Л.Д.Кучма? Для батальона "Азов", "Донбасс" или ДУК ПС он вообще кто такой? Они частенько предателем называют своего официального президента, а тут вообще какой-то гражданин Кучма!
Особенно если учесть неопределенность нынешнего статуса Дебальцевского котла, куда, под прикрытием Минск-2 Киев может начать гнать "срочную гуманитарную помощь". Примерно также, как ВСУ пытались, под видом тушенки и гречки, провезти в киборгам в аэропорт очень "гуманитарные" боеприпасы. И ведь попрутся. Прямо на позиции ВСН. Честно хлопая глазами, что бронетранспортеры и танки , следующие вместе с двумя фурами, являются строго охраной гуманитарного конвоя. Чем все закончится - не сложно догадаться. В общем, и те и другие получат множество оснований обвинять друг друга в намеренном нарушении новых договоренностей.
Наибольший интерес представляет третья группа (п.п. 4, 8, 11 и 12) . Ее можно назвать "законотворческой". Она предусматривает очень существенные перемены в украинских законах, включая конституцию страны.
Во-первых, Украина буквально уже сейчас обязана "окончательно отлить в бронзе" закон об особом статусе "некоторых территорий на юго-востоке", который сегодня вообще непонятно, толи есть, толи его нет. Официально его вроде бы приняли и еще не отменили. Фактически же его не исполняют и даже Порошенко публично заявляет о намерении "буквально завтра" этот закон отменить.
Во-вторых, Украина обязана конкретизировать границы этих "особых территорий". ЛДНР желают видеть их совпадающими с административными границами областей. Киев никаких таких территорий не желает видеть вообще совсем.
В-третьих, Украина должна все свои решения относительно Юго-Востока, согласовывать с руководством ЛДНР. Тем самым, которое Киев категорически отказывается видеть в любой форме.
В-четвертых, на территории ЛДНР должны быть проведены местные выборы, результаты которых Киев обязан признать. Впрочем, ЛДНР их обязаны будут признать тоже. Вопрос даже не в том, кто и как сможет эти выборы проводить. Вопрос в том, что любой результат, отличающийся от текущего там положения, хоть какая-нибудь из сторон, да не признает.
В-пятых, предусмотрено проведение на Украине некоей Конституционной реформы со вступлением ее в силу к концу 2015 года. С упором на децентрализацию Украины. Как сказано, "с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей". Этот пункт вообще заведомо неисполним хотя бы потому, что он выходит за пределы полномочий украинского президента и требует решения парламента страны. Вы думаете, что Семенченко, Ляшко или другие комбаты-депутаты за такое в Раде проголосуют? Серьезно? Распад единой Украины на самостоятельные области (федерализация) неизбежен и для страны необходим, тут спору нет. Но это автоматически лишает текущей власти и Порошенко, и практически всех тех, кто на волне Майдана пробился в Верховную Раду. Они добром расстанутся с таким трудом добытой победой? Серьезно?
В-шестых, Киев обязан отменить свое решение по отключению ЛДНР от украинской банковской системы. Учитывая, с какой помпой сей шаг преподносился свидомыми в качестве решительной победой над сепаратистами, вернуть все назад будет выглядеть откровенным предательством.
В общем, весь третий блок неисполним принципиально. Хотя зачем он нужен - понятно. Выполнение этих условий никак не зависит от ЛДНР и полностью лежит в зоне ответственности Украины (Порошенко). Что открывает прекрасную возможность указывать Украине на неисполнение ею условий "мирного процесса" в моментах, которые невозможно скрыть или заболтать. В какой стадии идет процесс Конституционной реформы? Что значит - какой реформы? А вот тут пункт соглашения. Вы отказываетесь его исполнять? Отлично! Так и запишем - от исполнения взятых на себя обязанностей отказалась! Отпечатать. Размножить. Отправить фельдегерской почтой в Брюссель, Вашингтон и в редакции СМИ. Вот список адресов.
Иными словами, Украину в этом моменте удалось загнать в серьезный угол. И самое главное, Запад с таким подходом согласился. Ибо Минск-2 официально презентован фактически первыми лицами стран - Франции, Германии, России, Беларуси - а не какими-то малознакомыми генералами и самопровозглашенными лидерами повстанцев. Думаю, в скором времени следует ожидать значительных перемен в тональности и направленности позиций западных СМИ по вопросу Украины. Очень неприятных для Киева перемен.
Финальная группа (п.п. 9, 10 и 13) - "вообще ниочем". Она содержит три явно "компромиссных" пункта. Киев настаивает на выводе всех иностранных вооруженных сил из зоны конфликта. Ну, хорошо, все иностранные ВС должны быть немедленно выведены. Только вот беда, их там нет. Точнее, их там видит только Киев, который до сих пор в который уже раз полностью уничтожает на Донбассе каких-то псковских бронекопытных подводных десантников и танковую алтайскую милицию. Впрочем, хотят - пожалуйста. И даже пусть за выводом будет следить миссия ОБСЕ.
Точно также Киев желает возврата под полный свой контроль всей протяженности госграницы с РФ. И тут "да пожалуйста". Вот только... формулировка этого согласия обставлена целым рядом принципиально неисполнимых в реальности условий. Что превращает договоренность в пустую декларацию.
Ну и конечно же отдельно закреплена необходимость "развивать и углублять" усилия по работе Трехсторонней Рабочей группы. Кто бы спорил?!
В сухом остатке
В сухом остатке на первый взгляд документ получился мутный и со всех сторон "предательский". Для свидомых натуральным предателем выглядит Порошенко. Как можно было на такое соглашаться? Лепет про то, что сначала условия были совсем плохими, но Украина одержала победу над Россией, не допустив их включения в документ - для националистов и радикалов в Киеве не прокатит. Для бойцов ВСН и руководства ЛДНР - картина тоже пахнет дурно, ибо снова "нам не дают добить уже поверженного врага".
Но в целом для остального мира, и даже для самой Украины, подчеркиваю, тоже в целом, это значительный шаг вперед. Руководство ЛДНР, впервые за всю эту войну, пусть и далеко не в полном объеме, пусть только в формате "особого случая", но оно уже признано ЕС в качестве стороны переговоров! Стороны равноправной Киеву. А это дорогого стоит.
Плюс к тому, у самого Киева теперь появились обязательства. Которые он конечно не выполнит, но теперь его за этом можно будет пинать официально. Не только в "наших" СМИ и для "наших" читателей, но и официально на международной трибуне. Это очень плохо для Киева и очень хорошо для Украины.
Ну и Конституционная реформа. Дело не столько в том, что само понятие запущено в оборот. Дело в том, что его тоже признает Запад, как единственный путь к возвращению мира на Украину. В том или ином виде Украине придется ее проводить, а значит федерализации страны таки быть. Следовательно, и последующей ее пересборке - тоже.
Конечно, это еще не полная победа. И даже не вечер предыдущего перед ней дня. Но это очень важное и очень большое достижение на пути к ней.
Сканы взяты тут:
https://www.facebook.com/media/set/?set=a.10153047017888908.1073741825.184860593907&type=1
P.S. Не знаю, как эти условия будет объяснять стране президент Украины, но в ближайшие дни следует запастись попкорном. На Украине ожидаются многочисленные и интересные события.