За истекшие сутки, 14 октября, общая ситуация на юго-востоке Украины, как и во всей Украине вообще, продолжила сохранять тенденцию к внутриполитическому обострению. Возмущение срочников из Национальной гвардии у стен Администрации президента вылилось в противостояние гвардейцев по призыву с гвардейцами-бендеровцами из тербатальона "Азов". Хотя командованию Национальной Гвардии конфликт погасить удалось, общие беспорядки в Киеве все же вспыхнули. Поразительно, Президент и Парламент Украины открыто провозглашают поддержку украинского национал-фашизма, общего направления государственного строительства, при этом они же вызывают милицию и нацгвардию для защиты Парламента от недовольства этих самых украинских национал-фашистов. В то же время, самые идейные националистические добровольческие батальоны Минобороны Украины совершенно официально разворачиваются в полки (т.е. с 300 - 350 человек л/с до 900 - 1200 человек) с передачей им штатного тяжелого вооружения. Новые части призваны заменить не оправдавшую возложенного на нее страной доверия "старую кадровую армию". С нашей стороны линии фронта обстановка не менее сложная. Ее неопределенность начинает местами сказываться на чисто военных вопросах.
Примером тому может служить обстановка на северном фасе линии фронта в Новороссии, проходящем по Луганской области. Судя по сообщениям с мест, участок соприкосновения войск от Славяносербска до Тошковки - Нижнее, где еще в первой декаде сентября линия фронта прочно встала по правому берегу Северского Донца и луганское правительство заявляло об установлении тут своего прочного контроля, как минимум потерял необходимую оперативную плотность войск. Вчера, отвечающие за этот сектор казаки, вступили в бой с бронегруппой 80-й аэромобильной бригады ВСУ возле н.п. Смелое, расположенного в пяти километрах к югу от реки на нашем ее берегу! Как говорится в сообщении, батальон "Дон" собирался форсировать реку и устроить веселую жизнь 32-му блокпосту Нацгвардии, расположенному западнее н.п. Бахмутовки. (примерно 12 км на север от Счастья), но напоролся на десантников, вступил с ними в бой и принудил отступить за Северский Донец. Как минимум, это свидетельствует о двух важных моментах. Во-первых, на "нашем" берегу у ополчения нет даже непрерывной линии наблюдения за своей территорией (прошляпили форсирование реки примерно ротой мотопехоты противника) в условиях, когда мест, пригодных для ее форсирования можно по пальцам пересчитать. Во-вторых, в прифронтовой полосе не налажено даже элементарное постоянное патрулирование. Скорее всего, это свидетельствует о недостатке наличных сил для решения даже таких базовых задач.
Хотя, на ту сторону наши ходят исправно. В районе Трехизбенке на растяжках подорвался наряд из 24-й бригады ВСУ. 2 "200", 1 "300". Штурмовым ударам подверглись блокпосты номер 31 и 32 у Бахмутовки. Казаки сожгли там БТР и БМП карателей. По сообщениям из укроСМИ 32-й укреп это не столько блок, сколько действительно ротный укрепленный оборонительный район. И казаки его, как минимум, блокировали. Как максимум, окружили. Источники с той стороны говорят об окружении до роты нацгвардии. В эфире требования немедленно прислать резервы, шагающие танки и имперские звездные крейсеры. Впрочем, источники из ЛНР про организацию огневого блокирования 32-го тоже сообщают. Так что очень даже может быть, паника в укроСМИ не слишком далека от истины. Хотя на общей обстановке на северном участке фронта эти события не влияют никак.
Примерно то же самое происходит вокруг Дебальцево. Артиллерия ВСУ обстреляли Вергунку, Зоринск, Ломоватку. Армия Новороссии, со своей стороны обстреляла блоки оккупантов в Углегорске и самом Дебальцево. Из Горловки бригада Безлера при помощи САУ отработала по позициям 55-й бригады хунты у Светлодарска, где располагается заслон оккупантов, прикрывающий Дебальцево со стороны Горловки. На одном из блоков что-то сильно взорвалось. Либо детонация боекомплекта в технике, либо снова попали в передовой склад боепитания.
Почти без изменений обстоят дела в донецком аэропорту. Хунта снова несколько раз пробовала прорваться к взлетке на бронетехнике. В большинстве случаев - безуспешно. Ополченцами сожжено около четырех бронекоробок. Но сказать, сколько среди них точно танков, а сколько легких ББМ - можно весьма приблизительно. Один украинский танк стопудово сгорел.
В целом среди ополчения ходят упорные слухи о предстоящем наступлении украинских войск. С одной стороны, они основаны на вскрытом разведкой процессе концентрации войск хунты к северо-западу от Донецка. Как минимум, за прошедшие 48 часов под Пески прибыла свежая механизированная ротная группа. Это конечно не бригада, не полк и даже не батальон, но учитывая местные масштабы - заметная дополнительная сила. С другой - слухи не основаны ни на чем. На восприятии "чеховского ружья", которое должно выстрелить уже просто по одному факту своего существования. Если Киев не отводит войска, значит от военного решения спорного вопроса он не отказался. В некотором смысле - логично. В качестве ожидаемых сроков начала - "после выборов 26-го числа на Украине".
Откровенно говоря, по объективным оценкам - очень маловероятно. Однако тут существует одно важное но - обостряющийся внутренний политический кризис в ЛДНР. Он уже привел к началу прямого противостояния между "официальными" правительствами ЛДНР и полевыми группировками ополчения. Причем, если в Донецке борьба еще ведется под ковром, то в Луганске дело уже дошло до стрельбы. К счастью, обошлось легкими трехсотыми, но сам факт. Плотницкий, даже на фоне куда как более малочисленных, чем в ДНР, прочих повстанческих формирований, имеет слабую "собственную армию". Если судить по тому, что он не сумел прибрать к рукам не то что казаков (войско атамана Козицина сегодня насчитывает до 1,5 тыс. человек, войско атамана Дремова - точно не известно, но примерно столько же), но даже отряды такого масштаба, как ГБР "Бэтмена" (упомянутые трое раненых как раз из его роты), то становится понятным, почему управленческая власть правительства ЛНР в основном распространяется только на сам Луганск, да и то не весь.
Click to view
Это плохо. Украинская армия безусловно уже далеко не та, что была в июне - июле. Но и ополчение, после ухода "отпускников", а также прекращения работы координационного военного совета полевых командиров, тоже сильно усохло по своим возможностям. В некоторых источниках указывается, что к данному моменту все ополчение ЛДНР составляет 32 - 34 тысячи человек (около 20 - 22 тыс. в ДНР, и до 12 тыс. в ЛНР), текущая численность ВСУ - 45 - 47 тыс. (из них в первой линии - до 30 тыс. штыков). Получается так, что свеженазначенный министр обороны Украины, который обязан на новом посту как-то значимо себя показать, может попытать счастья, простите за тафталогию, у Счастья. Не обязательно в буквальном смысле. На большое наступление сил у хунты нет. Психологический и ресурсный предел украинской пехоты - полутора суток активной операции. За 36 часов либо пан, либо агония, потеря стойкости, нарушение координации действий и гибель ударной группировки. С учетом указанного граничного условия, единственной осмысленной операцией с достижимыми целями может являться встречный удар от Счастья и от Дебальцево в направлении Алчевска для срезания бригады "Призрак" и принуждения к массовому отходу казачьих частей. Ибо в направлении движения ударных группировок находятся как раз козицинцы и дремовцы.
План не бесспорный, не гарантированный, но достаточно реальный в складывающихся обстоятельствах. Его диктует "таблица умножения" военной науки. Массированным ударом опрокинуть ополченцев и пройти за сутки всего 40 километров украинская армия еще может. С потерями. С бардаком. С неразберихой. Но может. Во всех случаях ранее казаки против решительного механизированного удара высокой боевой стойкости не демонстрировали и всегда отступали. В результате рушится весь фронт от Луганска до Дебальцево на протяжении 70-ти километров. Бригада "Призрак" оказывается в полном окружении. Циничная математика показывает, что у ЛНР, в этом случае, может оказаться "под рукой", из 12 тыс. имеющихся, всего не более 4- 5 тыс. штыков, разрозненных отрядов, не имеющих центрального командования и крайне слабо взаимодействующих между собой. А Военторг и "отпускники" за сутки не успеют появиться и повлиять на происходящее чисто физически.
Только не задавайте вопрос: а как же Перемирие?! Ибо, а никак. В любом из озвученных видов, включая все варианты опубликованных документов, оно не устраивает никого. От украинских националистов Нацгвардии и Правого сектора, до полевых командиров ополчения ЛДНР. Оно не признано, более того, прямо опровергнуто командованием украинской армии и вообще никак не поддерживается ни одной из официально действующих на Украине нынешних политических партий. Оно даже не подтверждено в ЛНР, ибо, как выясняется, само правительство ЛНР носит довольно условный характер. И даже в ДНР оно поддерживается только "группой Захарченко", при полном его неприятии со стороны всех остальных там "значащих лиц". Да, конечно, еще остается позиция Кремля, но и тут существуют варианты. Киев не может не понимать, что сейчас он фактически имеет последний шанс на достижение военного решения "вопроса юго-востока". В том или ином виде к весне кризис управления в ЛДНР преодолен будет. Это значит, что, пусть с определенным сокращением численности армии, Новороссия централизуется. Начнется нормальное военное и государственное строительство, что, с учетом опоры на ресурсы России, сведет на нет любые потуги Киева сохранить свое военное превосходство над сепаратистами. А нынешняя украинская армия к весне вероятнее всего сильно усохнет. По финансовым, дисциплинарным и политическим мотивам. Хорошо если получится сохранить хотя бы паритет с ВСН. Это сделает невозможным не то что наступление, это поставит под вопрос возможность успешной обороны в текущей конфигурации линии фронта.
В общем, рубиконом на Донбассе можно считать наступление серьезных морозов, которые туда обычно приходят ближе к середине ноября.
Предыдущую сводку
за 13 октября 2014 года смотреть тут.