В течение прошедших суток - 27 сентября - Перемирие приобрело новые черты. Не смотря на заверения Киева о своем миролюбии и готовности к поиску решения проблемы юго-востока в политической плоскости, хунта продолжает упорно гнуть военную линию, предусматривающую если не захват Донецка, то сохранение предпосылок к огневому контролю над городом. Северо- и юго-западнее города оккупанты производят перегруппировку воинских подразделений. К настоящему моменту, по оценкам Главного штаба ВС ДНР, противник сосредоточил там до 14 тыс. солдат и офицеров, т.е. 2/3 всей имеющейся у него ударной группировки. Продолжаются упорные бои в районе Песков. Донецкий аэропорт становится своего рода зеркальным отражением высоты Саур-могила, - позиции, удерживать которую возможно относительно малыми силами, при этом связывающей значительно более крупную группировку «оппонентов». Плюс к тому удобную для осуществления огневого контроля над Донецком и его восточными пригородами, включая Макеевку. За прошедшие сутки донецкое ополчение сумело прорвать линию обороны гарнизона и завязать бои непосредственно на территории аэропорта. К данному моменту под контролем ВСН находится здание нового терминала. Точнее, того, что от него осталось. Дальше продвинуться пока не получается. Территория сильно заминирована и противник сопротивляется не просто яростно, но еще нетипично профессионально. Есть мнение, что польская ЧВК, ранее дислоцировавшаяся в аэропорту, никуда не делась. Сведения о ее выводе в тыл, в распоряжение резерва штаба АТО сейчас подвергаются обоснованному сомнению.
Кроме Донецка на протяжении суток яростнее всего сохраняли Перемирие у Счастья и Волновахи. Из поступающих сообщений прояснилась обстановка с конфигурацией линии фронта к северу от Луганска. Вооруженные формирования ЛНР удерживают правый берег Северского Донца. Левый берег, на котором расположено Счастье, остается за хунтой. Мосты ничьи. Форсировать реку ополчению не удается. Это не такая простая задача, как может показаться на первый взгляд. Стороны обмениваются артиллерийскими ударами из пушек, которых там ни у кого не должно быть. В том смысле, что, согласно заявлениям командиров сторон, вся тяжелая артиллерия минимум сутки назад отведена за пределы полосы безопасности. Вот такая странная война.
В свою очередь ВСН «берет свое» под Волновахой, где к концу вчерашнего дня линия фронта вклинилась в позиции хунты по линии Докучаевск - Новотроицкое - Ольгинка. Успех не такой большой, если судить по карте, но важный, если взглянуть на топологию дорожной сети к югу - юго-западу от Донецка. Сформирована серьезная угроза обходного маневра с ударом на Валерьяновку и выходу в тыл всей группировки оккупационных войск в районе Волновахи. Что такое - котел, и как в нем плохо, - украинские войска уже хорошо изучили на собственной шкуре. ГШУ даже говорит о возникновении в войсках острой котлобоязни, негативно влияющей на общую стойкость армейских подразделений. Все котлы, за исключением Дебальцево, в конечном счете оканчивались тотальным избиением окруженцев, потерей всей техники, утратой складов с боеприпасами и снабжением, значительными жертвами в живой силе и в лучшем случае - пленом. Только в Дебальцево пока получается стабилизировать ситуацию, стянув блокированные силы в кулак и жестко закрутив гайки в части дисциплины. Этому способствует долговременная подготовка населенного пункта в качестве передового района снабжения планировавшегося большого наступления. Так что складов там хунте удалось создать много. Стрелять есть чем. В том числе «в ответ на огонь ополчения, нарушающего условия Перемирия».
Кстати, что характерно, фотография сделана вчера, максимум позавчера. Это значит, что из Дебальцево хунта тяжелую артиллерию никуда не выводила.
Вообще же на этот счет сейчас «переговаривается» серьезная группа военных в Горловке. По официальным сообщениями, в переговорах участвуют представители ГШ Украины, командования ВСН (ЛНР и ДНР) и ГШ РФ (генерал-лейтенант Ленцов). Плюс представители ОБСЕ. Официальная цель встречи - зашедший в тупик процесс обмена пленными. Украинская сторона «не может найти» у себя не менее 350 пленных ополченцев. Фактически же речь идет о разводе противоборствующих сторон и территориальной фиксации будущей линии «безопасности». Переговоры проходят трудно. К сложной позиции официальных сторон добавляются проблемы с несогласием с самой идеей Перемирия как отдельными частями хунты (прежде всего тербаты, Нацгвардия и ПС), так и отдельными подразделениями ВСН. К примеру, «свою собственную войну» за Счастье ведут батальоны ополчения «Заря» и «Дон». На данный момент никаких внятных итогов, даже предварительных, нет. Все, что о них сообщалось ранее, в то числе странное требование, чтобы «сначала отошли ополченцы, причем категорически не ведя даже ответный огонь» - не более чем предложения, причем, украинские. Их никто не принимал. Их просто выслушали. И не более того.
Click to view
Внутренний политический кризис в Новороссии не преодолен, что, в конечном счете, и создает всю текущую неопределенность, с целями, планами, возможностями и даже программными заявлениями сторон. Резервы войны в режиме «от противного» исчерпаны. Надо формировать тыловые структуры, налаживать стабильное снабжение. Армия не может жить только на гуманитарной помощи. Тем более - потом возмущаться, когда спонсоры начинают через график работы «Военторга» оказывать политическое давление. И самое главное - необходимо наконец решить вопрос с общей глобальной политической программой Новороссии. Как события будут развиваться дальше - покажет время. Пока все затянуто «туманом войны».
Предыдущую сводку
за 26 сентября 2014 года смотреть тут P.S. Следующая сводка появится вечером 30 сентября, когда я окончательно вернусь домой и доберусь до нормальной связи.