Как ядерное измельчание Вашингтона ведет к повышению риска войны

Jan 30, 2019 23:41





США приступили к сборке первой партии «маленьких ядерных боеголовок» для стратегических ракет.

Пока новостные каналы внимательно смотрят за событиями в Венесуэле, в  США, достаточно тихо, без традиционной для них помпы, прошло одно  важное событие. Газета Defense News, со ссылкой на источники в  Национальном управления ядерной безопасности (НУЯБ) при министерстве  энергетики США, сообщила о начале сборки первой партии ядерных боеголовок малой мощности W76-2.

Казалось бы, в чем тут значимость события?  Какой-то завод что-то там шаманит с бомбами, наличие которых в Америке  общеизвестно. Они там из договора о ракетах средней и меньшей дальности  выходят, это да, а тут что? Однако не будем торопиться.

На первый взгляд, история действительно рутинная и в определенном  смысле отдает иронией. Американские ядерные арсеналы практически сожрала ржа.  Не сказать, чтобы проблема оказалась только локальной. С проблемой  старения боезарядов ввиду неустранимых последствий действия законов  природы (например, физики и химии) столкнулись все члены "Большого  ядерного клуба", однако Россия при этом сумела сохранить мощности и  технологии производства ядерной начинки, что позволяло достаточно  рутинно переснаряжать арсенал по мере старения.

Тогда как США в лидерах не удержались. Заводы по обогащению урана у  них закрыты и есть все основания полагать, что технологии "потерялись"  тоже. Не полностью. Но в достаточно критичной степени.



Плюс к тому же собственный Конгресс в сентябре 1991 года нанес удар в спину, приняв закон,  запрещающий Америке разрабатывать и производить новые типа ядерных  зарядов и осуществлять испытания. На его преодоление и запуск программы  "Комплекс-2030" Белый дом потратил больше двух десятков лет. К этому  моменту стали подходить гарантийные сроки практически всего ассортимента  ядерного и особенно термоядерного арсенала.

В 2005 прекратилось боевое дежурство авиабомбы "Модель 10",  представлявшей собой переделанную боевую часть W-85 от ракет "Першинг  2". 25 октября 2011 на заводе Pantex В Техасе утилизировали последнюю  авиабомбу типа В-53.  В 2012 году полностью сняли с вооружения  тактическую авиабомбу "Модель 3" (с переменной мощностью взрыва в 0,3 -  1,5 - 60 - 170 килотонн в тротиловом эквиваленте).

Из сверхтяжелых колотушек "Модель 11" переменной мощности от 10 до  340 килотонн, путем переупаковки в новый тип корпуса и навешивания  внешнего комплекса наведения, собрали 50 (по другим данным 48) Bunker  Busters B-61-11 предназначенных для гарантированного уничтожения  сверхзащищенных бункеров. Свободно падающая бомба с высоты в 12200  метров разгоняется до 610 метров в секунду и обеспечивает заглубление в  грунт перед взрывом на глубину в 6 метров.

В результате удается передать в сейсмическую волну до 90%  выделившейся при взрыве энергии. Запас складирован на четырех базах ВВС  Barksdale в Луизиане, Minot в Северной Дакоте, Nellis в Неваде и  Kirtland в Нью Мексико.

Был момент, когда руководство США даже рассматривало вариант  предложить России подписать новые ограничения по ядерному оружию с  сокращением арсенала на первом этапе до 1000, а потом и вообще до 500  единиц. Ибо зачем он такой красивый нужен, если применять его нельзя, а  просто так хранить в работоспособном состоянии не просто дорого, а  фактически становится невозможно технически? Но потом, в 2014, во  властных коридорах Вашингтона взыграли иные настроения, эту идею тихо  похоронившие.

Мысль пошла другим путем. Если невозможно содержать арсенал  сверхбольших боезарядов, то почему бы не превратить их в запас  маленьких, но очень точных? Если на то пошло, изначально рост мегатонной  мощности был вызван не столько желанием поставить рекорд, сколько  являлся итогом обескураживающих результатов практических ядерных  испытаний.

Например, известные тесты на атолле Бикини (да-да, того самого)  показали, что даже линкоры первой мировой войны мегатонным воздушным  взрывом утопить не выходит. Мелочь, вроде фрегатов и эсминцев,  опрокидывается. Крейсерам только слегка мнет легкие надстройки. А  линкорам, пусть и с множеством оговорок в части последствий проникающей  радиации, в общем, почти до фонаря.

Примерно тоже показало сравнение последствий ударов по Хиросиме,  состоявшей в основном из бумажных домиков, и Нагасаки, в основном  отстроенной из камня. Плюс требовалось учитывать фактор возможного  промаха мимо цели. В общем, только очень мощные бомбы могли считаться  эффективными. Уж если такой прилетит, то точно весь город под снос. Вне  зависимости, на сколько сотен метров по факту промахнулись.

Однако современный уровень развития науки и техники позволяет  обеспечивать точность попадания с круговым вероятным отклонением до  шести метров, тем самым делая многомегатонные мощности технически  излишними. Так появилась идея, апробированная на модернизации B-61-4 в  B-61-12.

По контракту с фирмой Boeing за 178,6 млн долларов была разработана  конструкция и техпроцесс переделки. Путем замены хвостового отсека на  блок управляемых аэродинамических рулей с системой наведения по данным  GPS КВО нового изделия удалось сократить вообще до одного метра. В  результате исходная мощность стала ненужной. И ее понизили путем  демонтажа "термоядерной" части, оставив лишь инициатор первой ступени,  тем самым сократив мощность взрыва 4 килотоннами. Согласно открытым  источникам к концу 2018 года аналогичным образом должны были быть  переоборудованы все 500 имеющихся на складах B-61-4. Стоимость программы  - 6 млрд долларов.

И вот теперь дело дошло до боеголовок ракет морского базирования.  Потому что упомянутое изделие W76-2 является ничем иным, как боевым  блоком баллистической ракеты Trident II D5, коими вооружены американские  стратегические ракетоносцы типа Огайо.

Модернизация ведется по уже отработанной схеме. Удаляется  термоядерный компонент (уран, литий, дейтерий). Остается лишь  плутониевый триггер. Тем самым мощность взрыва снижается со 100 до 5-6  килотонн.

Казалось бы, так что в этом плохого? Без всяких дополнительных  соглашений США, добровольно и за собственные деньги, понижает ударную  мощь своего ядерного оружия практически на два порядка. Однако не спешим  радоваться. Если раньше военное и особенно гражданское политическое  руководство страны считало СЯС буквально ужасом последнего шага, то  теперь все чаще там раздаются уверенные голоса в определенной  допустимости ядерной войны как таковой.

Потому что она будет очень «аккуратная», строго «точечная», без всех  ранее рассказываемых учеными решительно недопустимых последствий для  общей экосистемы Земли. Ну, да, какой-то попутный ущерб неизбежен, это  печально, но ведь не ужас-ужас же! Война - это плохо, ее, конечно,  следует избегать, но ведь бывают ситуации, когда это неизбежно. А  значит, Америка обязана быть сильной. И хранить дорогущий арсенал  заведомо неприменимого оружия глупо. Оружие на то и создается, чтобы  наказать всех, кого единственно правильная нация посчитает "слишком  нехорошим".

Таким образом, совокупная мощь ядерного оружия как бы снижается,  однако риск его применения, тем не менее, возрастает. И это, безусловно,  плохо. А хуже всего то, что происходит это все тихо, обыденно, почти  незаметно без какой-либо реакции российского или китайского МИД.

Специально для ИА REX

ядерное оружие, США

Previous post Next post
Up