Князь, при своей гордой и благородной наружности,
был отъявленный аферист и прожектер,
только не такой невинный, как граф Хвостиков.
Он тоже писал проекты, но умел их и проводить.
А.Ф.Писемский, «Мещане»
На днях на каком-то интернет-сайте
обнаружил откровения «первого заместителя председателя президиума Международного совета российских соотечественников» князя Никиты Лобанова-Ростовского.
МСРС, если кто не знает - это такая мелкая распилочная при мэрии Москвы (Лужков - почетный председатель). Существует на деньги московских налогоплательщиков, которые осваиваются по графе «поддержка соотечественников за рубежом». То есть под этой ширмой «оптичиваются» некие мероприятия, великосветский актив важно надувает щеки, а ушлые чиновники рассовывают по карманам откатные. Все довольны, все как везде.
Нормальный человек не обратил бы на интервью «князя» никакого внимания. Но оно посвящено мне, а озаглавлено: «Почему российские олигархи плюют на русскую культуру?». Цитата:
«Олигархов русская культура абсолютно не интересует! Они не болеют за Россию. Для них важна прежде всего самореклама. За счет нее они получают хорошую рекламу в России. Вот, к примеру, Александр Лебедев. Он здесь купил недавно вечернюю газету, у которой годовых убытков около 10 миллионов фунтов. На это деньги нашлись. Когда же я создал Центр русской культуры в Оксфорде, то обратился к нему с просьбой помочь с финансированием. Но он отказал. Сначала обещал, а потом, когда месяц спустя нужно было уже конкретно начинать дело, отказался! Так что глубокого интереса к русскому языку и русской культуре, интереса к тому, чтобы отстаивать имидж и достоинство России, у олигархов абсолютно нет».
Забавно. Где огород, бузина и где город-герой Киев? При чем тут «вечерняя газета»? Да, я купил London Evening Standard. Точнее, не купил, а взял на себя обязательства ее спасти. Потому, что эта газета мне всегда нравилась, я против ее закрытия. Точно также поддерживаю «Новую газету». Построил детскую онкологическую клинику в Питере. 65-метровый храм-маяк под Алуштой с музеем-мемориалом погибшим на водах. Единственный русский монумент в Лондоне - памятник погибшим во Второй мировой войне гражданам СССР в Imperial War Museum - поставлен на мои деньги. Мемориал Суворову на Сен-Готардском перевале в Альпах восстановлен за мой счет еще в 1997 г. Создан российский культурный центр во Франции, такой же делается в Швейцарии. Дом-музей и театр Чехова в Ялте полностью восстановлены и сейчас, в эти дни принимают театральный фестиваль с гостями из 9-ти стран... Могу продолжить список - от театра Петра Фоменко до «Бумажного солдата».
А вот что сделал «князь»? Интересуюсь в сети. «Потомок Рюрика, белоэмигрант, зэк, а позже банкир, коллекционер, советник De Beers», мечтает быть как Лоренцо Медичи… Разница между нами заключается в том, что один помогает создавать или восстанавливать культурные ценности, а другой их коллекционирует, точнее - пытается с большой премией кому-нибудь перепродать (лучше «Газпрому» - там платят «три конца»). Причем коллекционирует весьма своеобразно,
сам же об этом честно рассказывает:
«Сомерсет Моэм дал мне хороший урок. В поисках картин Гогена он поехал на Таити, где жил сын художника. Он увидел двери хижины, с внутренней стороны расписанные Гогеном. Когда Моэм прощался, он предложил в качестве благодарности за гостеприимство заменить старые двери на новые. Заплатил плотнику и забрал с собой чудесную живопись Гогена. Везде, где бы я ни был по делам моего банка, я искал семьи русских художников, встречался с их детьми, женами, любовницами. Мне пришлось выпить с ними очень много чая, чтобы заслужить их расположение».
Проходили, знаем. Такие «коллекционеры» особенно хорошо развернулись во время блокады Ленинграда. Они там с голодными контрагентами тоже чаи гоняли. С сахаром, с сухариками.
Встречу с «князем» организовал Сергей Кравченко из Boeing (его в интервью хвалят) - это была его просьба, я не стал отказывать. «Князь» ловко ввернул что-то о коллекции, а затем перешел к «культурному центру». Я сказал, что финансирую в Оксфорде профессорскую стипендию (150 тыс. фунтов на три года) для ученой из Белоруссии. А по поводу центра - напишите, что хотите сделать, посмотрим, но никаких шальных денег не будет.
Через неделю - письмо: мол, как Вы, Александр Евгеньевич, и обещали (!), выдайте срочно… 40 млн. фунтов, т.е. около 80 млн. долларов по тогдашнему курсу на покупку дома для резиденции. Как в старом одесском анекдоте: «Папа, вышли денег!» (любопытно, что примерно в то же время и примерно за те же деньги семья Батуриных купила второй по размеру после Букингемского дворца особняк Уитанхерст в Хардгейте. Может, это как-то связано?).
Нет, вы, конечно, не подумайте, что у меня сразу возникло ощущение, что имею дело с аферистом. Ведь среди аристократии таких не бывает (разве что Ноздрев?..). Но денег, в общем, не дали. «Князь» обиделся. А потом вот так отплатил. Какой некультурный.
Зато теперь недоделанный Лоренцо Медичи может смело идти в кассу на Тверскую, 13 и получить гонорар: за последнюю неделю таких доносов - публичных и не очень - мне прилетело с десяток. Ну-ну.
PS. Одно обидно: «Новая» вчера
выступила в защиту тов. Макарова, главы столичного управления наружной рекламы. Никаких следов ведомства Цоя, что вы.
Эх, Muratov, sancta simplicitas!