100-летний юбилей книги Мизеса "Theorie des Geldes und der Umlaufsmittel"

Jun 14, 2012 22:00


Ровно сто лет назад, 14 июня 1912 г. вышла в свет книга Людвига фон Мизеса "Теория денег и фидуциарных средств обращения" ("Theorie des Geldes und der Umlaufsmittel")


Предлагаю небольшое историческо-биографическое ассорти из разнородной информации.

*  *  *
Мизес начал работать над книгой в 1907 г. (как пишет биограф Мизеса Гвидо Хюльсманн, по другим встречавшимся мне данным -- в 1909 г.) В середине декабря 1911 г. он внес последние штрихи в рукопись и передал ее в лейпцигское издательство "Duncker & Humblot" -- одно из наиболее престижных издательств, выпускавших экономическую литературу. В течение следующих нескольких месяцев автор лихорадочно работал, проверяя корректуру, внося последние изменения и постоянно осведомляясь о ходе производственного процесса. Под его нажимом издатели даже наняли дополнительных работников с целью ускорения выпуска. 14 июня 1912 г. книгу доставили книготорговцам, которые продавали ее по оптовой цене 10 марок.

Мизес получил 50 бесплатных экземпляров и должен был заплатить 1372,50 марки (или 26,6 унций золота) в качестве его доли в общих издержках (2264,18 марки). Тираж первого издания составил 1000 экземпляров плюс 100 бесплатных экземпляров для рецензий и подарков.

[Назад в будущее: в конце февраля 1923 г. Мизес имел беседу с представителями издательства Duncker & Humblot относительно второго издания "Теории денег и фидуциарных средств обращения". Он планировал внести ряд "необходимых важных дополнений", но при этом намеревался сократить текст в других местах, чтобы сохранить прежний объем книги. Первое предложение издательства он отклонил как неудовлетворительное и по финансовым соображениям, и из-за требования издательства сократить книгу на 1/6. Он подчеркнул, что договор о первом издании, которое в конечном итоге было полностью распродано, был не в его пользу, поскольку он даже не покрыл свои расходы. В конце концов, 31 мая 1923 г. он подписал договор, предусматривавший тираж в 2000 экземпляров плюс 50 дополнительных экземпляров и 150 экземпляров для рецензирования.]

"Теория денег" стала началом почти тридцатилетнего исследовательского проекта, увенчавшегося выходом общеэкономического трактата "Nationaloekonomie: Theorie des Handelns und Wirtschaftens" (1940), малоизвестного предшественника его знаменитой "Human Action" ("Человеческая деятельность: трактат по экономической теории", вышедшей через 9 лет на английком языке в США.

*  *  *
В 1903 г. влиятельный специалист по денежной  теории Карл Гельферрих в своей книге "Деньги", бросил вызов австрийской школе. Вслед за экономистами классической школы в то время отделяли деньги от остальной экономической теории и анализировали их с помощью специального теоретического аппарата. Если вся остальная теория основывалась на анализе действий индивидов, и все соответствующие рыночные явления конструировались из отдельных выборов индивидов, то денежная теория по-прежнему оставалась "холистичной", оперирующей агрегатами, далекими от реального выбора: "уравнение обмена", "уровень цен", "скорость обращения" и т.п. Таким образом, анализ этих двух сфер проводился отдельно друг от друга и на совершенно различных основаниях.

Применение австрийского анализа к деньгам наталкивалось на казавшееся непреодолимым препятствие - так называемый "австрийский круг": величина той части спроса на средство обмена, которая предъявляется за счет его службы в качестве средства обмена, зависит от его меновой ценности. Казалось бы, алогично объяснять покупательную способность денег, ссылаясь на спрос на деньги, а спрос на деньги, - ссылаясь на покупательную способность. Возникавшие здесь трудности многие экономисты считали до такой степени неразрешимыми, что отказываются от дальнейшего развития этого направления аргументации. Основатели австрийской школы тоже полагали, что причинное объяснение ценности денег неизбежно завершатся порочным кругом.

После выхода в свет "Теории денег и фидуциарных средств обращения" "экономическая теория, наконец, стала единым целым, интегрированной системой [body] анализа, основанной на individual action" [Rothbard, The Essential von Mises]. В свое время Карл Менгер показал, каким образом определенные товары, обладающие общепризнанной полезностью и ценностью, начинают выполнять функции средств обмена и в качестве денег выделяются из массы всех остальных товаров. Но именно Мизес установил абсолютную необходимость именно такого рыночного происхождения денег. Отсюда следовало, что ни государство своим декретом, ни одномоментный общественный договор не могут создать деньги. В этой книге Мизес уточнил и обогатил понятийный аппарат денежной теории, решил несколько теоретических проблем, которые среди экономистов того времени считались неразрешимыми, в частности его теорема регрессии покупательной способности преодолела так называемый "австрийский круг" (в рамках теоремы регрессии покупательной способности денег).

* * *
Вот что писал и говорил об этой книге Хайек:

"В 1912 г. появилась его "Теория денег", многие годы остававшаяся самой глубокой и основательной книгой по данному предмету. То, что она не сразу оказала должное воздействие, которое могло бы избавить послевоенный мир от многих злоключений в сфере денежного обращения, произошло главным образом потому, что он счел нужным углубиться в проблемы общей теории ценностей. Это отпугнуло многих из тех, кто мог бы извлечь пользу из ясного изложения вопросов, имеющих большую практическую ценность". [Хайек. Судьбы либерализма. С. 156; из очерка 1973  г.]

"Книга "Теория денег" -- это не просто теория денег. Хотя главная цель этого труда состояла в том, чтобы заполнить пропасть, зияющую в признанной тогда экономической теории, он внес вклад в базовые проблемы ценности и денег. Подействуй книга быстрее, она, быть может, смогла бы предотвратить многие страдания и разрушения. Но в то время уровень понимания вопросов денежного обращения был настолько низок, что нельзя было ожидать быстрого воздействия столь сложной книги. Ее тут же оценили некоторые из лучших умов того времени, но общее понимание пришло слишком поздно и не смогло спасти его собственную страну и большую часть Европы от опустошительной инфляции. Не могу удержаться от соблазна припомнить одну забавную рецензию на эту книгу. Среди рецензентов был человек немногим моложе Мизеса по имени Джон Мейнард Кейнс, который не смог скрыть несколько завистливого восхищения эрудицией и философской широтой книги, но, к сожалению, как он объяснил позднее, в то врмя он мог понимать по-немецки только то, что знал прежде, а потому и не узнал из книги ничего. Знай лорд Кейнс немецкий чуть лучше, и мир был бы спасен" [Хайек. Судьбы либерализма. С. 161; из речи 1956 г.].

В рецензии, которую Кейнс опубликовал в Economic Journal, vol. 24, September 1914, pp. 417--419, он писал: "Трактат д-ра Мизеса есть произведение проницательного и образованного ума. Но она не конструктивна, а критична, не оригинальна, а диалектична... Д-р Мизес поражает постороннего читателя как очень образованный ученик школы, некогда столь прославленной, но теперь теряющей свою жизненность". Однако спустя шестнадцать (!) лет, в "Treatise on Money", Кейнс признавался, что "на немецком я могу вполне понять лишь то, что знал и до этого, - так что новые идеи ускользают от меня из-за языкового барьера". См.: The Collected Writings of John Maynard Keynes, op. cit., vol. 5, p.178, note 2.

Книга была переведена на английский только в 1934 г. по инициативе Лайонела Роббинса, декана экономического факультета Лондонской школы экономики, после того как он под влиянием Хайека и Мизеса временно увлекся австрийской школой.

А вот что написал в 1940 г. своей автобиографии (опубликованной только в 1978 г.) сам Мизес:

"Самая большая трудность, с которой я столкнулся при написании книги, заключалась в том, что я намеревался уделить особое внимание только ограниченной части экономических проблем. Однако экономическая теория по необходимости должна быть завершенным и единым целым. В ней не может быть специализации. Чтобы рассмотреть часть, необходимо опираться на основные принципы теории, которые охватывают все проблемы. Однако я не смог использовать ни одну из существующих теорий. Научные системы Менгера и Бём-Баверка уже не полностью меня удовлетворяли. Я был готов пойти дальше по пути, проторенными этими старыми мастерами. Однако я не мог воспользоваться их трактовкой тех проблем, с которых должна начинаться теория денег.

Согласно господствующему мнению того времени, теорию денег можно было четко отделить от общей структуры экономических проблем: фактически, она даже не относилась к экономической теории, а в определенном смысле была самостоятельной дисциплиной. В соответствии с этим мнением в университетах англосаксонских стран была создана специальная профессорская должность для преподавания курса о деньгах и банковском деле. Моим намерением было показать ошибочность такой позиции и вернуть теории денег ее место как составной части экономической науки.

Если бы я мог работать спокойно и имел достаточно времени, я бы посвятил первый том теории прямого обмена, а затем бы перешел к теории косвенного обмена. Однако я начал с косвенного обмена, потому что считал, что у меня не так много времени; я знал, что мы находились на пороге большой войны и хотел завершить свою книгу до того, как она разразится. Таким образом, я решил, что лишь ненамного выйду за пределы узкой области чисто монетарной теории и на время отложу написание более полной работы" (Mises, Notes and Recollections (Spring Mills, Perm.: Libertarian Press, 1978), pp. 55f.)

* * *
Публикация "Теории денег и средств обращения" создала 31-летнему автору европейскую репутацию в среде экономистов. Через год он получил разрешение занять профессорскую должность в Венском университете. В том же 1913 г. Мизес начал посещать знаменитые семинары Бём-Баверка. Особо следует обратить внимание на то, что Бём-Баверк посвятил обсуждению книги Мизеса "Теория денег и средств обращения" полные два семестра работы семинара!

Любопытно, что в результате обсуждения идеи Мизеса были полностью отвергнуты.В том числе и Бём-Баверком. Последний признавал, что логика Мизеса и предложенный им step-by-step анализ верны и поэтому не отрицал, что увеличение денежной массы не ограничится простым пропорциональным увеличением всех цен, а приведет к изменению относительных цен и доходов (т.е. Мизес показал, что деньги не могут быть "нейтральны" относительно системы цен). Однако Бем-Баверк полагал, что этими эффектами можно пренебречь как "трением". Как впоследствии вспоминал Мизес, Бем-Баверк считал, что "старая теория "в принципе" верна и полностью сохраняет свое значение для анализа "чистой экономической деятельности". В реальной жизни существует сопротивление и трение, которые приводят к отклонению от результатов, полученных теоретически.  Я тщетно пытался убедить Бем-Баверка в недопустимости использования метафор, заимствованных из механики".

Как пишет Ротбард, Мизес встал перед необходимостью заново создавать собственную "неоавстрийскую" школу из своих студентов и последователей [Rothbard, The Essential von Mises].

Однако его преподавательская и научная деятельность была прервана Первой мировой войной, на которой погибли его лучшие студенты. Прослужив три года артиллерийским офицером на русском фронте и несколько месяцев в управлении экономической информации Министерства обороны, в 1918 г. Мизес вернулся на работу в торговую палату и на должность экстраординарного профессора Венского университета.

20-е годы оказались для Мизеса самыми плодотворными на всех поприщах: политическом, преподавательском, научном. Но это уже совсем другая история.

* * *

Месяц назад вышел русский перевод. Как говорится, и ста лет не прошло. Сам перевод был начат в 2006 г. Потом менялись концепции издания (где-то в районе 2009 г.). В результате получился сборный том, в который вошли все теоретические сочинения Мизеса, посвященные денежной теории, плюс две статьи (выложены на сайте): одна о вкладе Мизеса в современную теорию денег (Дж. Салерно), вторая об эволюции взглядов Мизеса на денежную теорию и институциональную организацию банковского дела (Н. Герчев). Кроме того, была проведена построчная сверка двух немецких изданий -- 1912-го и 1924-го годов -- и фрагменты, которые были в первом издании и не вошли во второе,  переведены с немецкого и восстановлены (выделены особым шрифтом) (это уже 2010--2011 гг., причем с переводом с немецкого пришлось помучиться -- прежде всего редактору gr_s, который также выступил переводчиком самой книги "Теория денег и ф.с.о.).
Previous post Next post
Up