Книжный рынок в мире (и в России в частности) пошёл на спад после двух ключевых событий - экономического кризиса 2008 года и развития интернетизации. Множество независимых издательств закрылось, устоять смогли лишь крупные компании. Новые писатели практически перестали публиковаться, и казалось, что рынок пришёл к стагнации. Но спасение пришло оттуда, откуда никто этого не ждал. Об этом на
press tons :
«Предыстория: американский рынок
К началу 2010‑х Amazon запустил сервис в поддержку огромного рынка своих e-reader'ов Kindle - Kindle Direct Publishing. Сервис позволял начинающим авторам оформить свои книги для продажи в электронном виде, самостоятельно опубликовать их на сервисе и получать 70 % доходов с продаж электронных копий.
Изначально никто в традиционном книжном бизнесе не рассматривал KDP как угрозу, однако уже к середине 2014 года ситуация кардинально изменилась.
Крупные бизнес-порталы NPR и Business Insider с небольшим перерывом выпустили статьи, озвучившие то, чего ожидали многие, но открыто никто не говорил вслух - начинающий писатель без контракта с издательством может прожить на доходы от своих книг, опубликованных самиздатом в сервисах вроде KDP.
И, зачастую, не просто «прожить», а вести крайне безбедную жизнь. В статьях приводятся примеры начинающего писателя-фантаста Майкла Бункера, который отказался от аванса за книгу в 5000 долларов от крупного издательства и обещания подписать контракт, потому что «заработал за прошлый день бóльшую сумму». Его книга Pensylvania Omnibus заняла 19 место в списке бестселлеров Amazon.
Барри Эйслер, автор популярных триллеров, отказался от аванса в 500 тысяч долларов и контракта на свой новый роман, предпочитая издать новую книгу через KDP. Причины оказались достаточно просты: «Издательства выплачивают роялти в размере 12,5 % c цифровых продаж. Публикуясь самостоятельно, я получаю 70 %. Издательства хотят получить права на твою книгу не на какой‑либо приемлемый срок, а навсегда. Мне это не подходит».
Автор цифровых бестселлеров Хью Хоуви опубликовал отчёт на своем сайте, где говорится о том, что средний автор, публикуясь самостоятельно через KDP, зарабатывает больше, чем при традиционном взаимодействии с книжными издательствами. Уже сейчас доля авторов самиздата на KDP составляет 39 % от всех денежных выплат, тогда как протеже «большой пятёрки» американских издательств (Hachette, HarperCollins, Macmillan, Penguin Random House и Simon & Schuster) имеют долю в 37 %.
Отчёт был раскритикован некоторыми из представителей издательского бизнеса, как оперирующий неточными цифрами, однако, даже эти специалисты были вынуждены сойтись во мнении, что доля подобных самиздатовских книг составляет более 30 % от всего рынка KDP.
Что это значит?
Ранее самопубликация, самиздат, считался синонимом позора в писательской среде - факт того, что писатель вынужден печатать свою книгу сам, говорил о том, что издательства не имеют никакого интереса к его творчеству.
После кризиса 2008 года ряд мелких издательств полностью исчез, и публиковать книги, которые хотя бы немного лежат за пределами мейнстрима современного книжного рынка издательства, перестали - ситуация абсолютно идентична как в США, так и в Европе, включая Россию. Новые писатели также не имели возможности публиковать свои книги.
Однако опыт таких бестселлеров, как «Сумерки» и «50 оттенков серого» показал, что издательства не могут предсказать, какие книги «выстрелят», а какие останутся лежать на полке. Оба произведения изначально были опубликованы в сети, и лишь позже после огромного интереса со стороны читателей были изданы традиционным способом.
Появление сервисов вроде KDP позволило публиковать для всего мира книги, которые, возможно, не станут бестселлерами, но восполнят нишу мелких и средних издательств, которые ранее охотно брали книги начинающих писателей. А писателям это поможет получать если не высокий, то стабильный средний доход, занимаясь только писательством.
Российский рынок
Как ни странно, в России запущен проект, который по функциональности оставляет KDP далеко позади.
Запущенный весной 2014 года Ridero позволяет бесплатно не только опубликовать книгу, но вообще берёт на себя все обязанности цифрового издательства: дистрибуцию более чем в 30 магазинах электронных книг (включая Ozon, Amazon, Litres, Bookmate и многие другие), бесплатное создание макета электронной книги, создание пдф, бесплатную печать книг в мягкой и твёрдой обложках и так далее. Автор публикации получает 25 % от конечной магазинной стоимости книги (цифры немного разнятся в зависимости от наценок дистрибьюторов), однако это окупается тем, что все юридические вопросы и помощь в издании книги решаются самим сервисом. Автор бесплатно получает номера ISBN, возможность продавать книги в «твёрдых» носителях и многое другое. В отличие от простого магазина KDP, Ridero обладает гораздо бóльшим списком возможностей.
Пока ничего подобного не было в книжном бизнесе нигде в мире, и Ridero очень серьёзны в своих намерениях - проект существует при поддержке «Российской книжной палаты». Создан он благодаря сотрудничеству экспертов в издательском деле и интернет-технологиях.
За дополнительными комментариями Presston's обратился к Александру Касьяненко, основателю сервиса Ridero:
Александр Касьяненко
Станет ли самопубликация действительно новым словом на книжном рынке?
Уже стала. Чем занимается издательство: это отбор по качеству, подготовка к изданию, печать тиража, логистика (дистрибуция) и продвижение. Теперь, когда все эти процессы становятся постепенно бесплатными, ценность издательства как инвестора резко падает, а вот ценность издателя как рекомендатора - будет расти.
Также важно понимать, что самопубликация - это история не только и не столько про авторов художественной литературы, сколько вообще про любые книги, которые нужны очень ограниченному количеству читателей. Те же методички в ВУЗах или семейная история. Самопубликация даёт возможность одним попробовать выйти на рынок и протестировать читательский спрос без вложений денег, а другим - прийти к своему читателю по доступной цене.
Что касается авторов художественной литературы, то на первое место должны выходить редакторы и эксперты, выбору которых доверяют читатели, и сами авторы, которые готовы вкладывать время и силы в подготовку и продвижение своих книг. Только читатель должен определять, что ему читать. Примечательно, что большинство бестселлеров последних лет появилось как раз не благодаря, а вопреки издательствам.
Доступность самопубликации неизбежно повлияет на будущее книжного рынка. Мне кажется, что это приведёт к тому, что появится множество микроиздательств, чаще всего состоящие из одного редактора, которые будут работать вместе с автором. А из традиционных издательств останутся только гиганты, которые будут работать исключительно с крупнотиражными бестселлерами, и небольшие арт-издательства, работающие на премиум-рынке, выпускающие такие книги, где сам макет является ценностью для читателя.
Будет ли Ridero выходить на западный рынок?
Мы планируем уже в начале 2015 года выйти на европейский рынок (точнее на рынок одной из ключевых европейских стран) и ведём сейчас активную подготовку, в том числе переговоры с европейскими магазинами, библиотеками, типографиями.
Могут ли в складывающихся условиях в России появляться молодые писатели, которые подобно западным коллегам смогут жить только на продажи своих книг, продаваемых через системы самопубликации?
Во всём мире не так уж много писателей живёт за счёт своих произведений, но огромному числу писателей их книги помогают преуспеть в жизни, особенно когда мы говорим об авторах прикладной и научной литературы. Ведь ценность изданной книги измеряется не только деньгами, но и авторитетностью, уважением, известностью. Именно это движет преуспевающими людьми, когда они пишут и издают свои книги.
По деньгам можно посчитать: если автору на жизнь необходимо, скажем, 50000 рублей в месяц, а пишет он одну книгу в год, которая продаётся по цене 100 рублей, то при работе с издательством в России он будет получать примерно 5 рублей с каждого проданного экземпляра (10 % роялти от издательской цены), соответственно, в месяц должно продаваться 10000 экземпляров его книги или 120000 экземпляров в год. Такие авторы есть, но их очень мало.
Что происходит при самопубликации: в российских условиях автор может получать «на руки» примерно 25 рублей с каждой книги, то есть ему надо продать в 5 раз меньше книг, то есть 24 000 книг в год. Ну или цена должна быть выше: если книгу будут покупать по 500 рублей, то хватит и 5000 экземпляров в год. Согласитесь, выглядит уже намного реальнее.
Главное, чему сейчас необходимо научиться авторам - это самостоятельности. Научиться самим управлять ценами и продвижением, потому что под лежачий камень вода не течёт. И, кстати, практика показала, что и вышедшие в издательствах книги становились успешными, только когда автор занимал активную позицию.
И ещё важно отметить, что когда мы говорим об «очень больших» продажах, то здесь всегда будет иметь смысл для автора работать с издательством. Но только одним из крупнейших, кто может обеспечить выкладку (не поставить на полку, а именно «выложить») в магазинах по всей стране, кто может сделать настоящую большую рекламную кампанию. Потому что тогда продажи возрастут во много, очень много раз. Так что станьте Акуниным и продавайтесь издательству номер 1 в рейтинге. И никому другому.
Возможно, вы видите и какие‑то негативные стороны, например, стремление Amazon доминировать на книжном рынке, в том числе и посредством Kindle Direct Publishing?
Amazon уже доминирует. Это данность. Однако это не означает, что для других не будет места. Да и ничто не вечно, ещё недавно казалось, что Microsoft всех победил, ан нет. Как бы то ни было, но перед авторами открываются грандиозные возможности.»
P.S. Я как-то уже писал о Ридеро. Меня он пока не прельстил, а об опыте других автор мне ничего не известно. Вот бы кто поделился…
Избранное блога «Записки электрического автора»:
http://www.ermak.su/blog/_blog.htm