Сегодня был отличный морозный день, который было решено потратить на поездку в Истру Московской области. В этом городе находится Новоиерусалимский монастырь, который наконец-то отреставрировали.
Выехали затемно, чтобы добраться на точку перед рассветом. Мороз был что надо, около 20 градусов, небо тоже подходящее - без сплошных облаков. Ещё на подъезде к Истре, мы увидели столбы света над городом - такой оптический эффект бывает, когда сильный мороз и в воздухе много мелких ледяных кристалликов.
На фото 1 видны такие световые столбы от фонарей в монастыре.
1.
...Святейший патриарх Никон, с соизволения государя назвав основанную им обитель Новым Иерусалимом, придал и окрестностям палестинские наименования. Эти наименования сохранились не только в монастыре, но усвоены и по настоящее время народом. Например, бывшее патриаршее село Чернево названо Назаретом; село Никулино, лежащее в версте от него, на севере от монастыря, - селом Скудельничьим; горы на северо-западе от монастыря - Фавором и Ермоном; березовая роща за рекой, на юге от монастыря, против Давидовой бащни, называется Урииным садом; ручей, обтекающий монастырь с трех сторон, - потоком Кедронским; роща на берегах его - садом Гефсиманским; старый развесистый дуб, одиноко стоящий на берегу ручья, - дубом Мамврийским; находящийся под горой колодезь - купелью Силоамской; другой колодезь, на северном скате горы - кладезем Самарянки; роща, находящаяся от монастыря в двух верстах - Рамской рощей; овраг с северо-западной стороны - Иосафатовой долиной; другой овраг с восточной стороны - юдолью плача; наконец, река Истра, обтекающая монастырь, названа Иорданом.
По указу царей Иоанна и Петра Алексеевичей деревянная ограда вокруг монастыря заменена каменной (1690 - 1694). Вид ее представляет неправильный шестиугольник; на ней по углам и в середине восемь башен, которые называются именами врат Иерусалимской городской стены, а именно :
1) угловая юго-восточная зовется Гефсиманской;
2) средняя в южной стене - Сионская;
3) угловая юго-западная - Давидова, против которой, за рекой Истрой, наподалеку от берега, находится небольшая березовая рощица, именуемая Уриин сад;
4) средняя на западной стороне, над вратами, называется Елисаветинской, в честь императрицы Елисаветы Петровны (в Иерусалиме нет соответствующих этим врат, также нет и соответствующей башни);
5) угловая северо-западная называется иноплеменничьей;
6) средняя в северной стороне - Варуховой;
7) в той же стене круглая башня называется Ефремовой, под которой вместо тайника был колодезь, а ныне водосточная от Воскресенского собора труба;
8) угловая северо-восточная называется Дамасской.
Все восемь башен построены в три этажа, имеют коническую форму, в нижних этажах находятся помещения для кладовых, а в верхних - удобные помещения для жилья. Вокруг всего монастыря, вдоль всей ограды устроена широкая галерея для Крестных ходов.
Цитата из книги «Ставропигиальный Воскресенский, «Новый Иерусалим» именуемый, монастырь. Историческое описание. М., 1903.» по публикации в «Крестный путь патриарха Никона», М., 2000, стр. 54, 55.
2.
Монастырь наконец-то отреставрировали, убрали леса и теперь его можно спокойно фотографировать. Хочу отметить, что подсветка организована грамотно - освещается прожекторами, а не дурацкими фонарями прямо на стенах, как часто делают.
Рассвет был весьма неплох - с красивым малиновым небом!
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Встало солнце и подсветило ветки деревьев розово-оранжевым светом.
10.
11.
Монастырь основан в 1656 году патриархом Никоном, по замыслу которого под Москвой должен был быть воссоздан комплекс святых мест Палестины. Это не первая попытка перенести образ храма Гроба Господня, связанного со святынями, дорогими каждому христианину, на русскую землю. Среди памятников, в которых могло отразиться влияние палестинского «первообраза», исследователи называют «Святую Святых» в Московском Кремле (проект, задуманный Борисом Годуновым, осуществлён не был, остаётся открытым вопрос, что могло послужить образцом для «Святой Святых» - ветхозаветный Храм Соломона или храм Гроба Господня) и храм Покрова на Рву.
Земли, на которых предполагалось расположить новую обитель, находились во владении вотчинников, и патриарх добился от царя Алексея Михайловича особого права приобретать земельные владения. До создания обители все земельные приобретения оформлялись на Валдайский Иверский монастырь. К территории будущего монастыря присоединились бывшие земли боярина В. Шереметева, князя А. Трубецкого, стольника Р. Боборыкина. Монастырские сооружения были возведены на землях деревни Редькино, купленной у дьяка Лукьяна Голосова.
История у монастыря очень большая и переписывать всё из Википедии я не буду. Кому интересно, читайте
вот здесь.
12.
Практически на всех моих фото с этого ракурса видна деревянная мельница. Поискав в интернете, я узнал, что это, оказывается, экспонат музея деревянного зодчества.
У стен Нового Иерусалима, в Гефсиманском саду, размещается небольшой архитектурно-этнографический музей, собравший деревянные постройки из подмосковных деревень. Среди его экспонатов находятся часовня, крестьянские усадьбы, мельница.
Ветряная мельница относится ко второй половине XIX века. Ее доставили сюда из села Кочемлева, что в Кашинском районе Тверской области. Реставрационными работами руководил архитектор Б.Зайцев.
Это мельница-шатровка. Ее верхняя часть с крыльями снаружи вращалась и ловила ветер, отчего начинал двигаться горизонтальный вал с шестерней, который находился внутри мельницы. Остальное оборудование размещалось в амбаре. Нижняя часть мельницы использовалась для помола муки и как склад.
До 2001г. здесь же находилась удивительная по красоте деревянная церковь Богоявления из села Семеновское Пушкинского района. Из-за короткого замыкания она сгорела. В крестьянских усадьбах расположены различные музейные экспозиции, посвященные народному быту и искусствам. Музей был основан в 1970-х гг., в период резко возросшего интереса к старине, когда по всей стране начали организовывать такого рода музеи под открытым небом.
13.
14.