Ночной экспромт по пути в Боголюбово. Россия.

Sep 06, 2015 20:51

В прошедшую пятницу, с большой группой товарищей на нескольких машинах, мы выехали поздно вечером в сторону Владимира из Москвы - собирались снимать рассвет в Боголюбово (храм Покрова на Нерли). Погода была пасмурная, периодически шел дождь и уже с вечера образовался довольно сильный туман, но не у земли, а в нескольких метрах от неё. А может, это были низколетящие облака? - не знаю, но очень похоже на то.



Я обратил внимание на то, что фонари интересно подсвечивали этот туман и вокруг них образовывались большие ореолы и уговорил свой экипаж, свернуть с маршрута в городе Покров, чтобы разведать на будущее Свято-Введенский Островной монастырь. Время у нас было ещё около часа и мы так и сделали.

Этот монастырь ещё называют Покровская Свято-Введенская Островная пустынь и находится он на острове на Введенском озере.

Немного из истории:

Покровская Свято-Введенская Островная пустынь (Свято-Введенский Островной монастырь) - православный женский (в прошлом мужской) монастырь. Подворье Александровской епархии Русской Православной Церкви. Расположен на острове посреди Вятского (теперь - Введенского) озера, по прямой в 3-х верстах от города Покрова, Петушинского района Владимирской области.

Монастырь основан в самом конце XVII в. иноками Антониевой пу́стыни Сергием и Тимофеем, удалившимся на остров Вятского озера и поставившими там деревянную часовню и деревянную же келью. Уединение, по преданию, длилось недолго - о «старцах» пошёл слух по округе и начали приходить желающие стать насельниками новой пустыни. Иноки принимали всех. К началу нового, XVIII в., островная братия настолько умножилась, что было принято решение просить о благословении на постройку собственного островного храма. Что и было сделано.

В декабре 1708 г. была получена грамота от Местоблюстителя Патриаршего престола, Митрополита Рязанского и Муромского Стефана (Яворского), в которой монахи благословлялись:

Храм был построен в центре острова, на очищенном от леса месте, и 14 января 1710 г. освящён приехавшим из Москвы иеромонахом Иоакинием. Был тот храм деревянным.

Прежнюю островную часовню перенесли на Владимирский тракт и использовали в дальнейшем «для сбору от доброхотных дателей денег на содержание монастыря». Часовня простояла возле дороги до 1740-х гг., доход приносила небольшой, неоднократно разграблялась и, в конце концов, была разобрана покровским священником Григорием Фадеевым. Несколько времени спустя её возобновили, но уже каменной, а в 1880-е годы - когда Владимирская дорога сместилась - часовня была перенесена вслед за трактом. Возле неё построили одноэтажный кирпичный дом для монахов-послушников. Ежегодно, до 1918 г., в Ильин день от пустыни к часовне совершался Крестный ход.
В Википедии можно почитать полностью историю монастыря. Она достатоточно объёмная, поэтому не буду переписывать весь текст сюда. Желающие могут почитать в Википедии.

1.


Ночь - не лучшее время для разведки съёмочных точек. Т.к. никто из нас здесь раньше не был, а вокруг была ночь, да ещё с туманом, пришлось поискать как добраться к мосту, который ведёт на остров.
Надо сказать, что территория на берегу тоже принадлежит монастырю и на ночь опускается шлагбаум и машине не проехать. Пошли пешком ориентируясь на свечение в тумане за зданиями и деревьями - это светились фонари на острове.

2.


3.


Перед мостом были ворота, закрытые на замок - наверное, их запирают на ночь, закрывая тем самым доступ на мост.
Мы полазили в потёмках по кустам выбираю точки съёмки, а потом я заметил цепочку луж на мосту, в которых отражался храм и фонарик (см фото №4). Снимал, просунув объектив в щель между прутьями ворот.

4.


Вообще-то я не люблю и практически никогда не снимаю городской пейзаж с чёрным небом. Небо уже потеряло свои закатные краски и фактуру и картинка становится просто неинтересной, да ещё и слишком контрастной из-за фонарей уличного освещения или декоративной подсветки. Но наличие тумана всё меняет, т.к. он сам светится и придаёт ночному пейзажу мистический и загадочный вид.

5.


Ещё несколько кадров и пора в путь.

6.


В советское время монастырь закрыли и устроили там колонию, а вообще, новейшая история монастыря такая (из Википедии):

В 1918 г. Свято-Введенский монастырь был закрыт - имущество национализировали. Богослужение в бывших монастырских церквях происходило до 1924 г., хором руководили покровские монахини Екатерина и Евпраския. Остальные островные здания и сама территория острова использовались сначала под дом престарелых и инвалидов, затем - под детский дом. В 1932 г. в бывшем монастыре обосновалась женская подростковая колония, с 1935 г. переданная в ведение МВД и поменявшая в связи с этим название на «трудовую воспитательную колонию». В 1940 г. всю оставшуюся монастырскую собственность перевезли в Покров и начали перестраивать здания. Срубили купола и подкупольные барабаны, во Введенском храме устроили школу для заключённых девиц, а в Никольской церкви - клуб и кинозал.

16 сентября 1991 г. исполком Владимирского областного совета народных депутатов принял решение «О передаче в ведение Владимирской Епархии зданий храмов и монастырей, расположенных на территории области». На основании этого решения островные храмы были возвращены Церкви, хотя и не сразу - 2 этаж Свято-Введенского собора и Николькая церковь отошли монастырю только через 3 года, в 1994 г. Оба были в «жалком» виде: с протёкшими кровлями, без какого-либо ремонта и без куполов - кресты пришлось устанавливать непосредственно на крышах. К этому времени в Веденском соборе на 2-м этаже располагался музей, а на первом - спортзал, мастерские и склад мебели. Никольская церковь оставалась клубом.

6 октября 1993 г. указом Архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия церковно-приходская община островных храмов была закрыта, и на её месте образована община иноческая - как подворье Муромского Свято-Троицкого Новодевичьего монастыря. Ещё в августе 1993 г. из названной обители на остров прибыли первые насельницы, старшей из которых была инокиня Христина. 6 июня 1995 года по постановлению Святейшего Синода подворию присвоен статус «женской обители», а сестра Христина, ставшая к этому времени монахиньей Февроньей, назначена настоятельницей возрождённого монастыря.

В 2001 г. взамен уничтоженной колокольни возвели кирпичную звонницу, которую оснастили вновь отлитыми колоколами. Часть из них сделали в мастерской братьев Шуваловых в Романове-Борисоглебске (ныне: Тутаев), а часть - на заводе им. М. В. Хруничева.

По свидетельствам очевидцев, передача Никольского храма возрождённому монастырю произошла не вполне обычно. В мае 1994 г. игуменья Февронья (тогда - будущая) обратилась к директору колонии В. С. Карпенко с просьбой о разрешении отслужить в храме, который всё ещё в этой колонии обретался, молебен на Николу вешнего. На что директор в свою очередь ответил, что передаёт Никольскую церковь монастырю, ибо во сне к нему пришёл «какой-то седой старичок» и сказал, что храм нужно отдать. Первая служба в Никольской церкви прошла на Рождество 1995 г.

РОССИЯ - Владимирская обл, РОССИЯ, 2015, Покров

Previous post Next post
Up