Село Введеньё, мокрая трава и туман на реке. Россия.

Jun 14, 2015 17:53

В прошлые выходные побывал с хорошей компанией единомышленников в интересных местах Владимирской и Ивановской области. Про закат в Боголюбово я уже писал, а сейчас хочу показать утро в селе Введеньё Шуйского района Ивановской области.



Село Введеньё (Пупки) - одно из самых интересных сёл, в которых мне удалось побывать.
Введеньё по истории, богатству храмовыми комплексами и красоте можно отнести к одному из наиболее выдающихся сел Ивановской области.

На сайте http://sobory.ru есть информация по истории села:

Расположено по обоим берегам небольшой речки Молохта, неподалеку от ее впадения в Тезу. Образовано из двух сел: собственно Введенье (правый берег) и Пупки (левый берег), возникших в кон. 14 в. у пересечения реки и старой дороги из Костромы во Владимир. Первое известие о с. Пупки относится к 1425 г. - в грамоте нижегородской княгини Марии упоминается находящийся здесь Николо-Шартомский монастырь. По преданию, село было основано кн. Василием Темным, а в 16 в. служило вотчиной князей Горбатых-Суздальских (при монастыре находилось их родовое кладбище). Уже на раннем этапе Пупки имели преимущественно торговый характер в связи с учрежденными у стен монастыря Никольскими ярмарками. Сюда приезжали торговцы из Иванова, Васильевского, Дунилова, а также городов Нижегородского уезда. Разорения 1609 и 1624 гг. от польско-литовских войск и казаков не изменили деятельности местных жителей. Здесь жили портные, кузнецы, каменщики, плотники, сапожники и часовщики, что говорит об усилении, одновременно с торговлей, ремесленной деятельности населения.

Ядром планировочной композиции села явился ансамбль Николо-Шартомского монастыря, расположенный на небольшом повышении рельефа у моста через реку при въезде со стороны с. Введенье. К северу от монастырских стен раскинулась обширная торговая площадь, к которой сходятся три улицы. Их направления определены дорогами на Дунилово (совр. ул. Северная), на Кохму (Мельничная), последняя ведет к переправе у бывшей монастырской мельницы, затем устремляется на юг, через мост в с. Введенье и далее в Шую.

Оба селения - Пупки и Введенское (Введенье) - были приписаны к Николо-Шартомскому монастырю. Устроенная во 2-й пол. 18 в. купцами Рябовым и Талицким полотняная мануфактура была первой из возникших вскоре 10 ситценабивных фабрик в обоих селах. Одновременно существовало несколько свечных заводов. Развитие планировочной структуры новыми порядками изб в северо-западном направлении с. Пупки послужило образованию второго посадского центра с небольшой площадью и двумя приходскими церквами: Вознесенской с приделом Параскевы Пятницы (1806) и Иоанна Богослова (1843). Комплекс этих храмов, расположенных к северо-западу от торговой площади, в начале ул. Северная, значительно обогатил панораму села. К 1851 г. известность этого разросшегося промышленного села отразилась в именовании его Большими Пупками.

Планировка правобережной части подчинена первоначальному руслу реки, вдоль которой, по дороге на Кохму, формировалась уличная застройка. Второй направляющей явилась дорога на Шую, подводившая к центральной части села, где прежде находился Введенский женский монастырь, приписанный к Николо-Шартомскому, но уже в 1764 г. упраздненный. На его месте в нач. 19 в. построили комплекс Введенской (1807) и Владимирской (1845) церквей. Характерно, что для застройки обоих сел основным элементом является не река, а дороги; при этом дороги через селения функционировали только летом, зимой же транзитный проезд находился в трех верстах к востоку.

Расцвет промышленного производства отразился в увеличении каменной жилой застройки обоих сел. Наиболее интересны купеческие особняки, выстроенные в формах позднего классицизма, в северо-восточной части торговой площади с. Введенье. Однако уже в 1886 г. в связи с прокладкой железной дороги Шуя-Иваново Никольские ярмарки становятся менее популярными. В Пупках остается всего 41 двор с 216 жителями, одна ситценабивная фабрика, несколько лавок и один трактир. В дальнейшем застройка развивалась в районе текстильной фабрики, расположенной к северо-западу, в правобережной части. В 20 в. здесь были построены клуб, детский комбинат, школа, а также двухэтажные типовые дома. Современный генплан села, разработанный "Росгипрониисельстроем" в 1982 г., предполагает развитие жилой застройки в южном направлении, не затрагивая историческую часть.

1.


Утром, когда мы туда приехали, был отличный туман, чем вся наша команда с удовольствием и воспользовалась!

На фото выше (№1) из тумана выглядывает церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы (1807 год постройки) с колокольней, которые судя по лесам, потихоньку реставрируются.

У реки Молохта было всё в тумане, на высокой траве была роса, отчего мы буквально через пару минут были мокрые по пояс, несмотря на резиновые сапоги.

В тумане угадывались очертания Николо-Шартомского монастыря. Совершенно мистическая картина!

2.


Сразу вспомнилась легенда о городе Китеже. Нашёл вот такие стихи, мне кажется они очень подходят к этим снимкам, хоть там описываются совсем другие места:

Китеж-град

Пылало марево заката.
Туман был сладким и густым.
В кувшинках, словно в чашах с ядом,
Ещё клубился белый дым.

Вдруг просвистела и коснулась
Воды монгольская стрела,
Лесное озеро качнулось,
В нём проступили купола…

Такое зыбкое виденье
Из теремов, домов, оград…
Необъяснимое явленье,
Непокорённый Китеж-град.

Отряды верили степные,
Что город тот исчез в воде,
Не повинившийся Батыю,
Не поклонившийся Орде.

Сегодня в памяти природы
Хранятся тайны тех времён,
И люди в тихую погоду
Здесь слышат колокольный звон.

Ю. Старостина (25.06.2014)

3.


4.


5.


Солнце вставало, туман потихоньку рассеивался и очертания монастыря становились всё более явными.

6.


7.


Находящийся в селе Введенье Свято-Николо-Шартомский монастырь является одним из древнейших монастырей России. Точное время основания монастыря не установлено, существует несколько легенд. По одной из них название своё обитель получила от реки, называвшейся прежде Шартома (Шахма), вливающейся недалеко от монастыря в реку Молохту. При слиянии этой с рекой Тезой и расположен монастырь. Согласно другому преданию, во второй половине XII века беглый холоп князя Юрия Долгорукого Никола Шартом со своими товарищами Федосом, Сидором и другими обосновались на берегу безымянной речки, которую и назвали Шартомой, вскоре построили монастырь, а основатель стал первым игуменом. Первое документальное упоминание об этом храме относится в 1425 году. В духовной грамоте нижегородской удельной княгини Марии приводится предание будто бы обитель была построена в честь найденной на берегу Шартомы иконы Николая Чудотворца ещё до княжения великого князя Московского Василия Тёмного. Вид монастырь имел в древности иной, чем теперь. Существующее ныне каменное пятиглавое здание было построено, если верить отметке на одном из его крестов, в 1651 году, открыто 27 апреля по благословению Суздальского и Тарусского архиепископа Сфапиона. В 1654 году монастырь от молнии сгорел до основания, а ранее неоднократно разорялся поляками и литовцами.

Монастырь во Введенье, возведён в стиле византийско-русской архитектурной школы. Это ансамбль церковных зданий и сооружений. Самое высокое из их числа - отдельно стоящая пятиярусная колокольня. Рядом с ней - величественная Никольская соборная церковь, построенная в 1651 году. Спустя 27 лет сооружена просторная (с кельями и трапезной) Казанская церковь, а вместе с ней и маленькая повседневная церковь - храм Григория Акрагантийского. Надвратная Преображенская церковь, имеет несколько обособленную усадьбу. Заложена она была раньше всех своих соседок (имеется в виду каменный вариант) - в 1626 году, а открыта только в 1813-м. Комплекс монастырских строений строг и выразителен, что вполне отвечает духу древнерусского зодчества. Никольский собор монастыря поражает своей высотой. В плане это вытянутый прямоугольник со смещенным к востоку центральным барабаном. В соответствии с этим фасады продольной части объема имеют неравные отрезки, разделенные четырьмя плоскими пилястрами, на которые опираются пяты закомар. Вершины закомар выровнены карнизом более позднего происхождения. Массивные четырехгранные пилоны поддерживают световой барабан и своды внутри. Внутренних стены собора, своды и грани пилонов были расписаны фресками. В 20 м от северо-западной стороны собора устремилась ввысь пятиярусная колокольня. В начале 19 века она была перестроена и воспринимается памятником архитектуры более поздней поры. Между тем в тех нижних ярусах можно увидеть формы, свидетельствующие о древнем происхождении.

В западной и южной сторонах Николо-Шартомкого монастыря рассоложены кельи и переходы в трапезную Казанской церкви, которая имеет два придела.

Несомненны архитектурные достоинства надвратной Преображенской церкви. В ней, как и в монастырской колокольне два исторических пласта, принадлежащих разным эпохам. Основание этой церкви, судя по характеру кладки, размерам кирпича и замурованным нишам, - древнего происхождения. Въезд в монастырь испокон веков находился со стороны реки. Кельи, примыкающие к воротам, составляли с ним единый архитектурный ансамбль, построенный одновременно. Ворота, судя по мощному основанию, завершались и тогда церковью, которая была перестроена в 1813 году.

Преображенская церковь в плане имеет форму равноконечного креста. Над кровлей возвышается восьмигранная ротонда, увенчанная коротким барабаном и небольшим куполом. По углам четверика расставлены легкие барабаны. Таким оригинальным способом облегчается тяжеловесное основание.

подробнее историю монастыря и его храмов можно почитать на сайте Соборы.ру

8.


9.


Иногда в кадр попадают и коллеги-фотографы. Анатолий, привет! ;)

10.


Вот такие паутинки покрытые росой, попадались постоянно.

11.


Ну а после того, как туман рассеялся, можно было побродить по селу. На фото ниже Марина и Тоня со штативами и камерами.

12.


13.


В селе есть ещё церковь Вознесения Господня (год постройки между 1806 и 1843гг). С виду заброшена, но купола и крыша похожи на новые. Наверное, законсервирована для дальнейшей реставрации.

14.


15.


16.


Введеньё - село, в котором огромное количество сюжетов и съёмочных точек, и одного дня очень мало, чтобы их красиво снять. Это настоящий рай для любителей русской архитектуры и истории.

РОССИЯ, Пупки, 2015, РОССИЯ - Ивановская обл, Введеньё

Previous post Next post
Up