Гибель голландского монитора "Adder"( "Гадюка") 5 июля 1882 года. 66 погибших./The loss in 1882 of the rammonitor Adder
Концепция монитора оказалась очень привлекательной для голландского военно-морского флота, которому в родных европейских водах было поручено защищать подходы к двум крупнейшим городам-Амстердаму и Роттердаму. Побережье Нидерландов в середине 19-го выглядело значительно иначе, чем сегодня. Зейдер-Зее, огромный и мелководный морской залив к северо-востоку от Амстердама, не был закрыт огромной дамбой до 1932 года, и большая часть его территории была доступна для судов. Дельта на юге страны, где реки Рейн, Маас и Шельда впадают в море, представляет собой лабиринт отдельных каналов, некоторые из которых дают доступ к Роттердаму, и будет оставаться таковой до тех пор, пока в 1950-х и 60-х годах не будут проведены обширные “дельтовые работы” по их закрытию.
С увеличением размеров и осадки судов в 1860-70-х годах доступ в Амстердам и Роттердам через Зейдер-Зее и дельту оказывался все более трудным. Было принято решение построить два крупных корабельных канала, работающих к западу от этих городов до новых гаваней на западном побережье Нидерландов. Открытые в 1870-х годах эти ( в некотором роде инженерные чудеса своего времени) оба водных пути
Ньиве-Ватервег и
Нордзе-канал регулярно увеличивались в размерах и пропускной мощности в последующие годы. Два новых водных пути изменили структуру морского торгового доступа в Нидерланды, и, учитывая их единственные точки доступа к морю, они легко защищались береговыми батареями. Однако в случае войны (даже несмотря на то, что Нидерланды не были подвержены какой либо существенной угрозе со стороны других европейских держав в этот период ) - возможность вражеского доступа к сердцевине страны через Зейдер-зее и дельту нельзя было игнорировать. Мелководные мониторы с малой осадкой представляли собой идеальную мобильную оборону для этих районов. Скорость и мореходность не являлись для них основными требованиями, поскольку суда должны были работать на коротких расстояниях в районах, в основном не имеющих выхода к морю, но тяжелая броня и тяжелое оружие сделали бы их их грозными противниками для любых сил вторжения.
Между 1868 и 1878 для ВМС Нидерландов были построены тринадцать мониторов - , крупные корабли в районе 1500 тонн водоизмещения с полностью укомплектованнм экипажем около 115 человек. Поскольку проектное требование было - не превышать осадку в 3 метра (9,75 фута), они были спроектированы непритязательными в плане удобств экипажа кораблей , поскольку экипажи могли размещаться в казармах на берегу, когда суда не находились в плавании. Длинная, узкая верхняя часть палубы, по-видимому, была в основном предназначена для обеспечения света и вентиляции в нижних пространствах, как будет видно из современной иллюстрации выше, которая показывает три из этих кораблей в профиле.
"Гадюка" дала свое название серии из шести судов, которые были построены между 1870 и 1876 годами. Оснащение кораблей таранами по-прежнему считались жизнеспособной тактикой, особенно в замкнутых водах.[собственно поэтому по классификации они и идут как rammonitor - таранный монитор. В отличии от просто мониторов , например, показанного первым "Цербера"] 187 футов длины и 1555 тонн водоизмещения - эти суда были тяжело бронированы железом -5,5” по бокам корпуса и 8” -11” башня. В башне были установлены два 9-дюймовых орудия. Скорость была низкая - максимум от 7 до 8 узлов и мощность машины в лошадиных сил варьировалась от корабля к кораблю в диапазоне 560 - 630 и.л.с.
По характеру их конструкции, а также их тактического применения, такие суда мало времени проводил в открытом море. Их наибольшее перемещение в таких услових , видимо было, когда они двигались параллельно побережью Нидерланды при переходе от Эймёйден или Ден-Хелдер на севере, на базу в Хеллевутслёйсе в районе дельты.
Именно в такое короткое путешествие на юг "Гадюка" отправилась из Эймёйдена утром 5 июля 1882 года. Участок побережья состоял почти полностью из длинных открытых пляжей. Ожидался трудный проход, так как судно плохо справлялось с боковым ветром и даже при средних волнах палубы заливались водой. К началу второй половины дня сильный юго-западный ветер дул по правому борту, и монитор был замечен близко к берегу, у рыбацкой деревни Схевенинген, пригорода Гааги, у которой тогда не было гавани, которая могла бы предложить убежище. (Нынешняя гавань датируется 1904 годом).
Хотя состояние моря и создавало проблемы для "Гадюки», оно не были достаточно плохим , чтобы прервать деятельность рыбаков Схевенингена. В 18:00 рыбацкий шкипер Абрахам Вестердуин увидел, что море захлестывает «Гадюку» ее так же высоко, что достают до дымовой трубы - и оценил ситуацию достаточно серьезной, чтобы принять решение остаться, чтобы оказать помощь, если это возможно. Около 20:30 года монитор, теперь явно в отчаянном положении, начал отстреливать красные, белые и зеленые ракеты. Примерно через 40 минут была одна последняя вспышка ( большая) и облако дыма, или, возможно, пара, и корабль перестал быть виден. Он исчез с находящимися в то время на борту 66 моряками.[на табличке меморила в память жертв написано "65 человек расстались с жизнью". Подозреваю лоцмана не посчитали. Ибо моряки на государевой службе погибли, а он тупо деньги зарабатывал]
В последующие дни было найдено несколько тел, которые были в спасательные пояса. Записку нашли в кармане офицера, который указал, что было принято решение в 18:00 часов повернуть назад в Эймейден, ближайшей гавани, но монитор не отвечает на штурвал в сложившихся условиях. Это было подтверждено, когда место крушение было исследовано водолазом две недели спустя .Корабль лежал чуть более мили к северо-западу от Шевенингенского маяка (все еще существующего сегодня) на глубине 60 футов. Нос корабля был направлен на юг, а не север в сторону Эймейден. Был также обнаружен флаговый сигнал, призывающий к помощи буксира, но, похоже, он не был замечен с берега. Котёл [по идее их должно быть два] был цел и невредим , но причиной затопления оказались большие объемы воды, стекавшие в машинное отделение через палубные проемы.
Последовало неизбежное расследование. Непригодность мониторов при воздействии условий открытого моря была серьезной причиной, но окончательная ответственность была возложена на экипаж «Гадюки». Капитан судна, по-видимому, не имел предыдущиго опыта или навыков работы на мониторах, но ответственные за его назначение (командующие выше в военно-морской иерархии) - видимому об этом забыли.
Памятник.Что характерно - изначально имел оградку.
Катастрофа "Гадюки" вызвала сочувствия по всей стране, и был создан фонд для поддержки вдов и сирот экипажа. Еще одним следствием стало спонтанное решение группы военно-морских офицеров создать
Королевскую Ассоциацию Военно-морских офицеров, которая существует до сих пор и является старейшей профессиональной ассоциацией в Нидерландах. Мониторы продолжали службу, но [предполагается] в условиях, которые учитывали опыт эксплуатации подобных кораблей.В конечном итоге еще только один корабль подобного типа был построен для Военно-Морского флота Нидерландов "Reinier Claeszen" в 1891году .
http://site-5.brussels.dinkycms.com/the-loss-in-1882-of-the-dutch-monitor-adder/
https://nl.wikipedia.org/wiki/Zr.Ms._Adder_(1875)http://www.maritiemdigitaal.nl/index.cfm?event=search.getadvancedsearch&shipname=Adder%2C+Zr.Ms.ЗЫ. Казалось бы - зачем об этой катастрофе знать вообще? Ну умер голландский Максим- ну и хрен бы с ним. Однако.
В 1893 году на Балтике затонул башенный броненосец "Русалка" - 166 матросов и 12 офицеров.
Сдается мне в интервале с 1882 г по 1893 могли и поучиться на чужих ошибках. А на своих- известно кто учится.