25 лет - серьезный срок, даже по сталинским меркам. Именно 25 лет назад я впервые переступил порог Факультета журналистики и массовых коммуникаций Софийского университета им. Святого Климента Охридского. Тогда же я познакомился с парнями и девчонками, а ныне мужчинами и женщинами, которые по сей день являются моими добрыми друзьями. Но самое главное, что я сделал летом 1990 года - школьником поднялся на вершину, где установлен монумент
героической Шипченской эпопее. 25 лет спустя я сюда вернулся.
Четверть века - это не просто временной отрезок. Как правило, им измеряется одно поколение, и для сегодняшнего меня это не просто знак и напоминание. Мое скоро уйдет, на смену ему придет другое, затем третье и четвертое. Маятником будет меняться политический класс, будут звучать всевозможные лозунги в угоду конъюктуре, и так будет не только в Болгарии. Но памятник тысячам болгарских ополченцев и русских воинов, сложивших свои головы на этой высоте в битве против турецких регулярных частей и башибузуков, будет стоять вечно. Вчера я там увидел болгар моего возраста, которые преодолели 890 ступеней к вершине, держа на руках своих малолетних сыновей. Также я встретил людей преклонных лет, которых могли бы подвезти к монументу на машине, но они упрямо поднимались вверх пешком, время от времени останавливаясь на отдых, при этом раздраженно отмахиваясь от просьб своих уже немолодых детей остановиться и поберечь здоровье. У подножья горы стояли грозные байкеры с флагами России, Болгарии, Украины и Сербии, которые в унисон пели песню "Моя страна, моя България". А это был обычный день, совсем не государственный праздник. И мне этого достаточно.
Поэтому я уверен, что
Самарское боевое знамя навеки останется одним из символов болгарской армии, а его копия никогда не покинет эту высоту. Я там был, я это знаю. Поднимитесь на нее и вы, при случае. Там вы увидите и наверняка поймете почему и ради чего насмерть стояли воины в августе 1877 года, которые, когда у них закончились боеприпасы, швыряли на цепи многократно превосходящих сил противника валуны и трупы уже поверженных врагов.
Внезапно навернувшихся слез украдкой вытирать не стоит, даже если вы мужчина. В них нет ничего зазорного. По меньшей мере, мне за мои точно не было и никогда не будет стыдно. И не только мне одному. Нас многие тысячи.