Не прошло и 4 месяца, как я сподобился написать этот отчет :)
Итак Ярсы.
Что такое Ярс? Ярс это почти как Тополь-М, только Ярс.
Как говорят военные - Ярс - практически полный аналог Тополь-М, однако с тем отличием, что у Ярсов - разделяющаяся боеголовка. При этом, официально, характеристики не разглашаются. Насчет количества разделяющихся частей у Ярсов однозначного мнения нет. Согласно этому
сайту, на конец 2010 года на вооружении стояло три ракеты Ярс, с тремя боеголовками каждая. Можно предположить, что и новые ракеты также с тремя боеголовками. Также заявляется, что Ярсы лучше преодолевают ПРО, однако не говорится, за счет чего это достигается.
Думаю организационные моменты мало кому интересны, поэтому описывать их подробно не буду. Скажу лишь что денек выдался убойным. Подъем в 3:30 ночи, возвращение домой в 1.30 ночи, итого 22 часа... Путь предстоял довольно неблизкий - в район Тейково (54-я гвардейская ракетная дивизия), где сейчас и стоят на боевом дежурстве Ярсы и Тополя-М. В этом году вроде как в район Козкльска еще собираются поставить. За организацию спасибо
pressclub-mo, и отдельное спасибо командованию той дивизии в которой мы были. Все четко, грамотно, без особых проволочек и косяков.
29го ноября, когда в Москве не было и намека на зиму, в Ивановской области уже была настоящая зима, со снегом, с сугробами и легким морозцем. 5 часов в пути, ожидание всех формальностей и вот, мы на военных ПАЗиках въезжаем на территорию базирования мобильных комплексов с ядерными ракетами. Первым делом нам показывают выезд собственно Ярса из спец-ангара. Ангары специальные, с раздвижной крышей, чтобы в случае чего ракету в сторону США можно было бы запустить прямо оттуда, не выезжая.
Ярсы (как и тополи, все одинаково) следуют в строгой колонне. Впереди едет БТР, затем сама пусковая, потом зилок с цистерной соляры(и неудивительно, ибо солярка расходуется такой колонной в астрономических количествах), затем интересная машинка - командный пункт и все это замыкается еще одним БТР сопровождения. На площадках все эти машины стоят в строгом порядке. Весь процесс выезда и заезда отлажен до мелочей.
Сам выезд я снял на видео, ибо на фото оно не так впечатляет. Смотрите в конце поста. После того как все машины выстроились в колонну, они остановились. Можно было поснимать машины, а вояки давали интервью. К слову - снимать разрешили со всех сторон кроме правого борта. Дело в том, что справа находится некоторая секретная аппаратура. Скорее всего это некая система навигации и топопривязки, которая необходима чтобы ракета долетела куда надо, так как все МБР летают на инерциальных системах навигации и им нужно точно знать место старта для расчета траектории. Секретная хрень обладает весьма внушительными шипами, которые видны даже с другой стороны. Очевидно когда надо, она опускается и втыкается в землю.
Если вы будете искать фотографии Ярсов и Тополей в интернете, то большинство фото будут именно с левого борта, хотя есть парочка и с правого. Что забавно - на видео, которое нам выдали вояки на дисках есть множество съемок Тополей с правого борта. И еще интересный момент - на параде вместо довольно навороченного на вид устройства, висит невзрачная коробочка, а никаких признаков шипов нет и в помине :)
А вот и сама пусковая во всей красе спереди.
И сзади.
БТР поддержки. Необходимы на марше, для защиты от диверсантов. Все-таки ядерные заряды едут. Что касается самого Ярса, то декларируется что он хорошо защищен от внешних воздействий. А уж какая либо детонация и прочие нехорошие вещи исключены даже в случае сильных пожаров.
И еще видок, совсем спереди. Левее уже нельзя.
Колонна.
Штука большая. 40 тонн тягач, 40 тонн ТПК, 40 тонн ракета. А теперь представьте где у всей этой конструкции центр тяжести. Даже несмотря на свои размеры штука эта сравнительно неустойчивая. Где-то видел картинку упавшего на бок Тополя. Вот только случайно или специально информации не было.
А вот эта машинка была абсолютно незаслуженно всеми забыта, к ней вообще никто не проявлял интерес. А ведь кнопочку нажимают именно в ней. Командный пункт (хотя может у РВСНщиков это как-то по-другому называется). Про внутренности этой машинки будет чуть позже.
Затем мы отошли метров на 150 от колонны, чтобы посмотреть как эти махины проезжают мимо в движении. Смотрите видео в конце поста. На фото еще один ангар с раздвижной крышей.
На этом демонстрация непосредственно комплекса Ярс закончилась и нас повезли дальше показывать всякое и разное. В первую очередь показали учебное отражение атаки диверсантов. Кое что на видео, фотографировать там не стал. Штука конечно была показушная, но довольно интересной.
Потом поехали в часть, где нас покормили (наконец-то ибо на тот момент все были уже жутко голодные и довольно уставшие. Надо сказать что кормили очень круто, в офицерской столовой. Конечно выглядело все несколько показушно, но в целом было видно, что обычно там тоже неплохо кормят.
Потом показали и солдатскую столовую. Кстати все здания новые, построенные меньше года назад. Видимо еще не все достроено даже, но уже все по уставу!
Солдатики в ожидании обеда. Как нас заверили для них это был второй обед за день.
Потом повели показывать учебные классы. Классы классные. Везде тренажеры, везде электроника. Сначала показали тренажер для экипажа пусковой. Две кабины, снаружи пульты которые на самой пусковой располагаются сбоку.
Слева, за компьютером - оператор тренажера. Он задает различные ситуации, смотрит как личный состав выполняет все действия.
Потом показали тренажер командного пункта. Снимать пульты спереди тут уже запретили, однако могу сказать что ничего особого там нет. Например пульты от С-400 на порядок сложнее. Впрочем и не удивительно, ведь тут нужно по сути только запустить ракету получив команду с вышестоящего КП, в то время как в ПВО нужно непосредственно наводить и управлять ракетой. Парочка ЖК дисплеев, пара десятков кнопок и все. За пять минут на наших глазах пару раз запустили ракету в сторону США, к сожалению не настоящую. Кстати управляют машинами и запускают ракеты - контрактники.
Макет некой площадки, довольно абстрактный и не секретный.
А вот и срочники. Они занимаются охраной площадки, периметра. Вероятно еще что-то делают по обслуживанию техники. Тут находятся тренажеры для охраны площадки. Если кто-то где-то полезет через забор, то на подобных пультах сработает сигнализация.
По условной тревоге солдаты быстренько хватают оружие и занимают заранее определенные места.
С ними не шути!
Разумеется должен быть и доклад :)
Затем мы пошли в казарму. Нового, кубрикового типа. Как сказали вояки - первая в своем роде.
Все по уставу!
Вот такие вот комнатки на 8-10 человек.
Был уже поздний вечер, все довольно сильно замотались, а часть журналистов уже откровенно начала ныть. Но программа не кончалась!
Нас повели смотреть на последний тренажер - для водителей. Фото сделано по пути, к нам никакого отношения это построение не имело.
Тренажер представляет собой полную копию кабины МЗКТ-79221. Кабина подвешена на специальной конструкции и может довольно сильно раскачиваться из стороны в сторону. Перед кабиной - экраны, в зеркалах - дисплеи.
Все это добро управляется специальным оператором, перед которым стоит 4 монитора - картинка с вебкамеры в кабине, трехмерная картинка с Ярсом, полная копия приборной панели со всеми индикаторами и карта, на которой показывается маршрут следования.
Оператор может задавать различные тренировочные программы. Менять погодные условия, имитировать внешние атаки и еще кучу кучу всего.
Вот например нажал кнопочку и уже химическое заражение, пожар и прочие ужасы вокруг.
Там же стоит второй тренажер несколько иной конструкции.
Мне посчастливилось "прокатиться" в первом тренажере. По управлять виртуальным Ярсом. Машина - зверь. Это вам не легковушка, тут можно смело жать газ в пол, чтобы начать потихоньку разгоняться :)
Ощущения от тренажера смешанные. С одной стороны кабина со всеми деталями выполнена, с другой стороны все-таки до настоящего управления это конечно не дотягивает. Скорее этот тренажер подходит для отработки каких-то конкретных действий в конкретных ситуациях, чем именно для повышения навыков вождения. Что впрочем тоже полезно. Мечтаю когда-нибудь по рулить если не МЗКТ-79221, то хотя бы МАЗ-543(за рулем которого уже посидел неоднократно :)).
Кстати после меня "за руль" села какая-то блондинка журналистка, которая умудрилась съехать в кювет, да так, что потом дядька военный так и не смог оттуда выехать :)
И обещанные видео. Сначала мое - там три части - собственно Ярс, всякие маневры, потом показательное отражение атаки диверсантов, ну и под конец чуть-чуть видео работы тренажера для водителей, довольно наглядное. Никакой художественной ценности видео не несет, сильно урезать его я не стал. Но если вам нравится звук работающего 12-тицилиндрового двигателя, то видео для вас :)
Click to view
И видео которое дали нам на дисках вояки. Просто нарезка из кадров многих лет. Подземщики/военщики - вам может быть интересно, в фильме мелькает и УКП и всякие ходки/гемрмы/шахты и прочее.
Click to view