Вечером третьего марта 2015 года мы с
walsk,
undergroundfoto и Лизой встретились и отправились на платформу Тестовская, которая находится около Москва-сити на Белорусском направлении ЖД. Сейчас вдоль всего направления от Беговой и до подмосковного Одинцово идут активные работы по прокладке третьего и четвертого главных путей, в связи с этим проводится много земляных работ. Я уже больше года ждал, пока начнутся раскопки около Тестовской. Уже давно рабочие подкопались с одной стороны и с другой стороны, но небольшой участок буквально 50 метров в длину долго оставался не тронутым. Но вот, наконец-то, добрались и до него.
Приехав на место мы спустились в зону раскопок и быстро нашли нужную точку. С виду она представляла собой бесформенную кучу земли, ничем не отличающуюся от таких же на сотни метров в обе стороны.
Мы взяли лопату и принялись за дело.
Прошло буквально минут 10...
Восторгу не было предела! Уже в который раз, имея определенные данные удается вот так вот сходу найти желаемое в казалось бы совершенно безнадежной ситуации :)
Довольные Лиза и
undergroundfoto около только что раскопанной дыры :)
Немного расширяем дыру до пролезабельного состояния и оказываемся внутри.
Внутри нас ждет тоннель сложенный из белого камня! Тоннели из белого камня - довольно большая редкость для Москвы. Большинство из них находятся под Малой Окружной Железной Дорогой, и большинство из них используется для пропуска речек.
Наш же тоннель использовался для прокладки коммуникаций. Если я не ошибаюсь, то это единственный найденный в Москве белокаменный тоннель для коммуникаций. Мне известно еще как минимум о четырех, но ни один из них найти не удалось.
В тоннеле проложены три чугунные трубы.
Стыки труб зачеканены свинцом. Одна из труб сместилась и свинец оказался снаружи. Стоило его немножко поскрести и он заблестел как новый.
Тоннель небольшой. Если встать на землю между трубами, то можно почти разогнуться в полный рост. По трубам же можно ходить только согнувшись. Протяженность тоже не велика - несколько десятков метров.
Лиза и
undergroundfoto Милые девушки, юные исследовательницы :)
Наверное у вас возник вопрос - откуда мы узнали, что в этом месте есть тоннель? Тоннель этот был найден абсолютно случайно. Но не сейчас, а семь лет назад, весной 2008 года. Никаких документов касающихся этого тоннеля не нашлось, и его назначение остается большой загадкой.
Впервые обнаружен тоннель был при строительстве кабельной канализации в 2008 году. На том же самом месте где сейчас вырыли траншею для укладки путей тогда вырыли траншею для укладки труб и короба кабельной канализации. При этом вскрыли этот тоннель.
Фото 2008 года:
В 2008 году в тоннеле достоверно довелось побывать двум людям -
jst_ru и мне. Я тогда сделал несколько фотографий. Но на тот момент я не так хорошо разбирался в подземке, да и оставалось еще очень много не найденного в Москве - даже далеко не все крупные речки были пройдены диггерами, так что какого-то особого интереса к тоннелю не возникло и он просто запомнился как "древний тоннель".
Вскоре тоннель был закопан двухметровым слоем земли и мысленно похоронен на веки вечные. Через некоторое время мне стало интересно узнать, что же это за тоннель и для чего. Дело в том, что просто так никто тоннели обычно не строит - должна быть какая-то причина. Чаще всего - пересечение с какой-то магистралью. Но над тоннелем ничего не было. Был забор и какая-то скучная промплощадка. Тоннель был рядом с Белорусской ЖД, практически в нескольких метрах от нее, но шел в другую сторону от нее.
Как-то раз мне попалась фотография платформы Тестовская 1986 года.
Сейчас это место выглядит так:
На фотографии привлек внимание мост над ЖД арочной формы. Там действительно есть мост, но он совершенно по-другому выглядит, более того его видно дальше, значит это еще один. Быстрый поиск показал - раньше в этом месте действительно было два ЖД моста!
Фото 1907 года:
Вид в сторону Тестовской. На переднем плане - новый на тот момент мост МОЖД. А чуть дальше - арочный мост. По нему когда-то проходила соединительная ветвь между Белорусским и Киевским направлением ЖД.
Вот этот мост в 1981 году. Видно, что вокруг еще сплошная "деревня".
А вот 1999 год. Совсем незадолго до разборки. На переднем плане уже новый мост МОЖД (который в прошлом году также заменили, так что теперь там уже третий мост).
Соединительная ветвь была разобрана для строительства третьего транспортного кольца, которое прошло частично прямо по ее трассе, более того есть информация, что мост третьего кольца через Москва-реку неподалеку строили с использованием опор от моста этой соединительной вевтви, впрочем это уже совсем другая история.
Пора взглянуть на карту 1915 года. На ней видно Белорусское направление, которое в те времена называлось Московско-Александровское. Платформы Тестовская тогда еще не было. Сейчас она находится там, где написано слово Александровская.
С севера на юг идет две ЖД. Западнее - двухпутная МОЖД, восточнее - та самая соединительная ветвь, которой теперь нет. Красной линией помечено положение тоннеля. Не остается никаких сомнений, что тоннель из белого камня был построен под этой веткой.
На карте есть еще интересный момент - отмечены Каменоломни на месте нынешнего Москва-сити и Экспоцентра. В этих каменоломнях добывали белый камень. Можно с очень большой долей вероятности утверждать, что тоннель построен из блоков добытых именно в этих каменоломнях. Кстати, это
не первое подземное сооружение из белого камня в этих краях.
На карте 1897 года Соединительной ветви еще нет:
А вот на карте 1901 года она уже появляется:
Можно с большой уверенностью сказать, что тоннель был построен между 1897 и 1901 годами, таким образом ему уже не менее 115 лет.
Тоннель достаточно характерен для тех времен - вот, например чертеж другого белокаменного тоннеля построенного примерно тогда же и также под железной дорогой(размеры в саженях).
Самой большой загадкой остаются трубы. Первый вопрос - были ли они проложены изначально или же уже после. Ответ на этот вопрос могло бы дать изучение конца тоннеля.
Тоннель заканчивается небольшой кирпичной комнаткой. раньше имевшей выход на поверхность, а ныне заваленной мусором. то что комната кирпичная косвенно указывает на то, что строилась она позже самого тоннеля. Более подробный осмотр может это подтвердить или опровергнуть. Кроме того на средней трубе имеется вентиль, однако он мало о чем говорит, очень похожие по конструкции вентили уже использовались в конце 19 века.
Вполне вероятно, изначально тоннель был самой обычной водопропускной трубой, выходящей с обоих сторон на поверхность, а позже через него проложили трубы и достроили камеры с обоих сторон.
Кроме того совершенно не понятно назначение труб. Вариантов три:
1)Канализация
2)Водопровод
3)Промышленный трубопровод
Первый вариант на мой взгляд наименее вероятный. Напорная канализация - не самое популярное явление в Москве даже сейчас (большинство каналов самотечные). А изначально напорных труб было еще меньше. Кроме того на плане канализационной сети 1927 года ближайшие канализационные трубы находятся более чем в километре.
Аналогично можно сказать и про водопровод. К 1909 году он был только в центральной части Москвы.
Кроме того, даже если допустить, что это водопровод или канализация - не понятно куда они шли. В тех краях была только деревня Шелепиха, для которой явно не нужны такие большие трубы.
Остается третий вариант - промышленные нужды, но и тут нет очевидных применений. В тех краях всегда были производства. На начало века там была ситцевая и бумажная фабрика и каменоломни. Может быть трубы были проложены для их нужд.
Также непонятной остается судьба тоннеля. Скорее всего она будет крайне печальной. Когда мы вылезли из тоннеля - обнаружили экскаватор, который работал прямо над нами.
Однозначно можно сказать, что тоннель станет как минимум на 4-6 метров короче, т.к. этот кусок попадает в зону работ. Уже вчера он был существенно сильнее откопан. Не исключено, что части его уже нет, т.к. работы идут очень активно.
Небольшой участок тоннеля может быть и останется, но однозначно будет закопан, так что вероятно пройдет еще не один десяток лет, перед тем как кто-то туда сможет попасть.
С другой стороны, можно сказать что тоннелю повезло. За более чем сто лет местность вокруг изменилась совершенно до неузнаваемости. На старых картах начала века на месте Москва-сити нарисованы болота и подписано "камыши". Да что там старые карты, я еще сам помню, насколько там все отличалось буквально 10 лет назад.
UPD: летом 2015 года данный тоннель был полностью уничтожен. Эти и немногие другие фотографии, воспоминания и пара кусочков известняка - все что от него осталось.