Я стоял во дворе обычного жилого дома в каком-то спальном районе Челябинска. Погодка была унылой, настроение так себе. Посмотрев карту и примерно прикинув направление движения - пошел к ближайшему крупному проспекту.
Челябинск - город завод. Все эти шуточки про его суровость - на самом деле не шуточки. Весь город разделен на ЧТЗ, АМЗ, ЧМК и прочие. Услышать на улице "встречаемся у 14 проходной ЧТЗ" является по-видимому нормой. Челябинск - огромный город, миллионик, по площади - почти как Москва (не считая юго-западного недоразумения). Моей задачей было попасть в город Коркино. Так как никакой подробной информации у меня не было, пришлось полагаться исключительно на подсказки местных людей, но не тут то было. Мне понадобилось часа два времени, человек 10 опрошенных и 3-4 перемещения на автобусах/маршрутках, чтобы наконец-то добраться до автостанции, с которой ходят автобусы до Коркино.
Челябинские автобусы насто...
Итак, Коркино. Находится в каких-то 20-30 километрах от Челябинска. Приехал я туда на автобусе и сразу же пошел в сторону карьера.
Чтобы представлять масштаб бедствия:
Карьер действительно огромный. В диаметре около трех километров, по размеру схож с самим городом. Глубина карьера - около 500 метров. Говорят это самый глубокий угольный карьер в Европе, а то и в Евразии. Впрочем, какая тут Европа...
По пути к карьеру попалось здание местной администрации с гербом. Герб довольно красивый - спиралька очевидно символизирует сам карьер. Впрочем верблюд все равно рвет шаблон :)
Подхожу к карьеру со стороны рудоуправления и погрузочной площадки.
Через многочисленные ЖД пути ведет мостик, с которого открывается вид на погрузочную эстакаду. Сюда снизу подается уголь, который засыпается сверху в вагоны.
Мое внимание не мог не привлечь сигнал, регулярно раздающийся откуда-то поблизости. Посмотрев внимательнее я заприметил такую вот конструкцию:
Смысл предельно прост - автоматизированная лебедка, которая тянет вагоны. После того как вагон заполняется углем, весь состав нужно чуть-чуть сдвинуть, чтобы засыпать уголь в следующий, пустой вагон. Очевидно применять для этих целей локомотив не рационально, поэтому вагончики тянет лебедка. Каждый раз перед тем как сдвинуть вагон, звучит звуковой сигнал и загорается красная лампа.
Прохожу мимо нескольких печально выглядящих зданий. Если я не ошибаюсь - по центру рудоуправление.
И выхожу на "смотровую". Отсюда открывается панорама карьера.
До противоположного края - около трех километров. Дно карьера теряется где-то внизу, за склоном, его не видно.
К сожалению, времени было очень мало, так что полноценно полазить по карьеру не получилось, для этого туда надо ехать хотя бы на один полный день и лучше в ясную погоду.
Однако, я решаю хотя бы немного спуститься, в надежде увидеть дно карьера.
Как и другие карьеры, в этом есть спиральный спуск вниз, причем по нему проложена железная дорога. Говорят, что ехать с низу до верху по этой железной дороге около трех часов.
Я спустился метров на 60 по вертикали, на несколько "ярусов", однако принципиального изменения вида не произошло. Карьер так хитро устроен, что кажется, что достаточно спуститься всего на один ярус и уж там то точно увидишь дно. Но ты спускаешься на один ярус, а там все опять повторяется.
Со дна карьера постоянно поднимается дым. Говорят, там что-то неудачно взорвали некоторое время назад и породили какую-то хитрую подземную реакцию, при которой уголь тлеет сам по себе под землей и потушить его практически невозможно. Так и дымит всегда.
Железная дорога довольно сильно отличается от обычной. Дело в том, что карьер постепенно растет и пути приходится перекладывать, поэтому со столбами не заморачиваются и просто ставят их на бетонный блок, который можно легко передвинуть.
Горизонт не завален.
Не смотря на то, что уголь добывается в открытую, на карьере есть и подземные вспомогательные сооружения. Это справедливо для очень многих карьеров. Чаще всего через подземные тоннели осуществляется водоотлив, доставка породы, транспортировка людей, но могут быть и другие варианты. На фото - выход конвейерной ленты из подземного тоннеля.
К сожалению техники я практически не увидел. Видимо она вся трудилась глубоко внизу. Этот небольшой экскаватор - единственное, что удалось запечатлеть, да и то с огромного расстояния.
Транспортерная лента.
Общий план на карьер. Внизу виден тот самый тоннель, что на фото выше. Ниже я спускаться не стал, т.к. к сожалению время уже поджимало и пора было двигаться назад.
Я выбрался из карьера и вернулся в город, мне нужно было обратно в Челябинск. До автостанции было что-то около 2-3 километров, а рядом подвернулась автобусная остановка, на которой стояла одинокая женщина. После пробежек по карьеру, да еще и с тяжелым рюкзаком у меня не было большого желания топать обратно через пол города, поэтому я решил поинтересоваться у женщины, можно ли отсюда доехать на чем-то до автостанции, на что получил утвердительный ответ.
Я остался ждать на остановке и через пять минут получил полный разрыв шаблона. К остановке подъехала обычная десятка(ВАЗ-2110), остановилась. Женщина начала открывать дверь и одновременно говорить мне - ну вот, мол, поехали. Я в полном недоумении спрашиваю "а сколько стоит?", на что получаю абсолютно невозмутимый ответ - десять рублей. Закидываю рюкзак в багажник, сажусь внутрь и передаю десять рублей водителю, после чего мы едем по городу. Местные маршрутки настолько сур...
Приехав в Челябинск я первым делом купил на последние деньги билет на автобус до Екатеринбурга, причем автобус, как оказалось, изначально шел аж из Казахстана. Приехал двухэтажный автобус, что меня несколько удивило. Я забрался на самый верх и сел впереди. Потрясающее место, перед лобовым стеклом.
Я ехал и смотрел на ночную дорогу. Каких-то 200 километров, между одним из самых любимых и одним из самых недружелюбных городов. Пожалуй впервые я был рад, что уезжаю из чужого города. Через несколько часов Екатеринбург встретил меня очень тепло - хорошими друзьями, отличными местами и первым снегом.