А где Атлантида? Она утонула

Sep 03, 2015 12:54



Современный ледник Перито-Морено. Аргентина.

Продолжая рассказ о ледниковых катастрофах, следует сделать важное замечание, которое позволит читателям осознать, что мой рассказ базируется на современных представлениях о динамике последнего ледникового периода, но сами эти представления сейчас постоянно уточняются и дополняются. Кроме того, иногда эти уточнения и дополнения буквально переворачивают картину происходившего в период 28 000-11 000 лет тому назад «с ног на голову», заставляя учёных отправлять в мусорную корзину прошлые модели ледников и создавать новые, на основании свежих геологических, пелеонтологических или климатических данных.

Всё дело в том, что палеогляциология (наука об истории земных льдов), как, впрочем и вся геология прошлых геологических периодов - по-прежнему находится на этапе бурного развития, когда весь массив накопленных и вновь поступающих данных только «обрастает» нужным объёмом трактовок и моделей.
Но от этого история последнего ледникового периода и последнего ледового максимума становится только интереснее и насыщенее.

Особое же внимание учёных к периоду последнего ледникового максимума (в районе 20-28 тысяч лет тому назад) и вплоть до конца последнего оледенения (12-10 тысяч лет тому назад) связано с тем, что этот период уже проходил при тесном присутствии людей практически на кромке древнего ледника, а недавний отход ледника оставил учёным массу фактического материала о ледовой эпохе и о непростой жизни людей на кромке края ледовых гор.


Во-первых, для корректности нашего рассказа стоит разделить понятия «последний ледниковый период» и «последний ледниковый максимум».
Последний ледниковый период начался на планете Земля около 110 тысяч лет тому назад и закончился около 11 500 лет тому назад. Иногда в литературе для даты конца ледникового периода вы можете встретить цифру 9500-9700 год до нашей эры, но это скорее вносит ненужную путаницу в датировки, когда начинаем мы считать по абсолютной шкале времени, а заканчиваем считать по относительной, по факту добавляя у ледниковому периоду целых 2000 лет.

Поэтому - вот вам корректная, единая шкала:



Тут же вы можете уже и сами увидеть, в чём состоит отличие «последнего ледникового периода» и «последнего ледникового максимума» (англ. last glacial maximum).
Последним ледниковым максимумом называется период сверхнизких температур в периоде 28-20 тысяч лет тому назад, когда ледниковые щиты и плавучие льды достигли на Земле наибольшего объёма и площади за время последнего ледникового периода.

Последующие периоды были уже теплее последнего ледникового максимума и лёд на Земле уже всё это время скорее таял, нежели накапливался вновь. Исключением из этой тенденции стал лишь самый последний «официальный» период ледниковой эпохи, получивший название «поздний (младший) дриас» и занявший время между 12 500 и 11 500 лет тому назад. На рисунке с температурами этот период выделен серым.
За эту последнюю тысячу лет ледникового периода на Земле снова резко похолодало практически до температур последнего ледникового максимума, но ледниковые щиты уже в целом занимали гораздо меньшую площадь, чем во времена 28-20 тысяч лет тому назад.
Впрочем, есть мнение, что похолодало в позднем дриасе всё же не так катастрофически, как было холодно в период последнего ледового максимума:



Причиной такого «завершающего удара зимы» на фоне начавшегося потепления, судя по последним исследованиям, явился удар метеорита, который упал на территории Мексики и образовал слой специфических отложений на дне современного озера Куицео. Однако, остановить начавшийся процесс глобального потепления даже этот негативный эффект отнюдь не смог - и уже через 1500 лет после падения метеорита на нашей Земле окончательно потеплело.

Всё время после позднего дриаса уже считается официально тёплым межледниковьем, которое скопом именуется голоценом. Ледниковая же эпоха в этом случае укладывается в геологический период, именуемый поздним плейстоценом.
А вот уже внутри голоцена происходят все наши любимые события - нынешнее глобальное потепление, малый ледниковый период, средневековый и римский оптимумы и прочее, прочее, прочеее.
Но, по факту, все эти колебания уже происходят в эпоху тёплого голоцена, когда ледниковые щиты не доползают до Великих Озёр в Северной Америке и до Москвы и Копенгагена в Европе.

Как я уже говорил, в силу массы причин последнее североамериканское оледенение исследовано и популяризировано гораздо полнее, чем евразийское. Однако, за последнее время масса научных работ внесла достаточное количество важных деталей и в ледниковую историю Евразии.

Для начала - две весьма схематических карты по достаточно изученному европейскому оледенению.

Последний ледниковый максимум (28-20 тысяч лет тому назад):



Поздний дриас (12,5-11,5 тысяч лет тому назад):



Даже на этих картах вы можете найти массу неточностей, хотя реконструкторы тут пытались максимально точно передать все эффекты глобального похолодания. Всё дело в том, что накопление масс льда на суше, кроме создания самого ледового щита, влечет за собой массу дополнительных эффектов.
Так, под весом ледового щита подстилающая его поверхность прогибается вниз, иногда даже уходя ниже уровня моря, а изъятие громадных масс воды из Мирового Океана уменьшает его общий объём, определяя падение уровня океана на 120-135 метров и заставляя береговую линию иногда отступать вглубь моря на сотни километров от её современного положения.

Именно поэтому, например, даже в позднем дриасе современная Великобритания, Ирландия и Франция составляли единое целое, а Чёрное море представляло из себя замкнутый внутренний водоём. Кроме того, в позднем дриасе, в отличии от последнего ледникового максимума, полностью отсутствовало Азовское море, представляя тогда собой лишь широкую пойму палео-Дона (тут, как я сказал, на второй карте допущена фактическая ошибка).

Но, что интересно для нас, таяние ледников, активно начавшееся после прохождения последнего ледникового максимума и значительно ускорившееся после прохождения последнего холодного периода позднего дриаса, происходило отнюдь не постепенно, а с катастрофическими рывками и ускорениями, что и породило массу легенд о «всемирном потопе», которые удивительным образом похожи практически у всех народов в самых различных точках мира.





Практически весь мир, кроме Южной Америки, был колонизирован людьми ещё до конца ледникового периода.

Связано это было с тем, что, как я сказал, во время 20-11 тысяч лет тому назад люди уже вплотную жили рядом с ледниками либо же рядом со сформированными ледниками ландшафтами, фактически «взятыми взаймы» у моря за время его ледниковой регрессии на искомые 120-135 метров вниз от современного уровня.

Об этих локальных, но многочисленных потопах я и расскажу.

Первым таким объектом катастрофического затопления в нашем рассказе будет так называемый Доггерленд.
На сегодняшний день остаток Доггерленда - это громадная по площади песчаная отмель в Северном море, носящая название Доггер-банка. Глубины Доггер-банки составляют всего лишь от 15 и до 36 метров, что означает, что она, в общем-то, оставалась «на плаву» даже после окончательного завершения даже последнего, позднедриасового оледенения, закончившегося около 11500 лет тому назад.



Современный контур Доггер-банки.

Вот картинка отступления континентального и шельфового евразийского ледника за последние 20 000 лет:



Как видите, если не учитывать всё тот же «косяк» с современной береговой линией - остатки континентального ледникового щита продолжали лежать на территории современной Швеции и Норвегии даже 8000 лет тому назад, скрепляя своей ледниковой «тушей» и низкой температурой под ней остатки ледового времени. До последнего держались и континентальные и шельфовые ледники в районе Шотландии и Оркнейских и Шетландских островов, который прочно закрывал путь на север, в акваторию Норвежского моря для тёплого течения Гольфстрим.

Тут нам надо, в общем-то, вспомнить о механике льда: 90% ледовой туши у шельфового ледника находится внутри воды, в то время, когда лишь одна десятая часть ледника торчит вверх. Именно в силу этого момента шельфовый ледник и запирает путь тёплому течению, которое, в силу теплового расширения тёплой воды, неизбежно «бежит по поверхности» океана.
Вот пример запирания акватории Северного ледовитого океана, которое произвёл шельфовый ледник во время последнего ледового максимума в достаточно глубоководном (глубины до 5,6 км) проливе Фрама, между Гренландией и Шпицбергеном, севернее рассматриваемых нами Оркнейских и Шетландских островов:



В районе Шотландии и возле Оркнейских, Шетландских и даже более северных Фарерских островов ситуация была ещё хуже: там море достаточно мелководное и сегодня, а во времена последнего ледникового максимума и даже позднего дриаса кое-где там лёд практически лежал на дне, официально находясь в море, но по факту запирая проход тёплого течения.



Рельеф дна Норвежского и Северного морей. Обратите внимание на «водопад» по стрелке. Именно он погубил Доггерленд.

В силу этого во время последнего ледникового северная часть Гольфстрима, именуемая сегодня Северо-Атлантическим течением, была достаточно слабой: вся его тепловая энергия так или иначе, но поглощалась плавучими и шельфовыми льдами северных морей, которые обильно подпитывались за счёт сползания континентальных ледниковых масс.
Однако, с началом потепления баланс поменялся - и Гольфстрим начал понемногу прокладывать себе дорогу на север, растапливая тысячелетние шельфовые льды.

Около 10 000 лет тому назад Гольфстрим впервые прорвался к северу от линии Оркнейских-Шетландских островов, что, вкупе с таянием континентальных ледников, заставило сушу, до этого момента соединявшую под ледниковым панцирем побережье Шотландии, отойти к современной Доггер-банке. Но, судя по сегодняшним оценкам, сама Доггер-банка и территория к югу от неё всё ещё продолжала оставаться над уровнем моря даже 9000 лет тому назад, через 2500 лет после «официального» окончания позднего дриаса.

Эта проблема Доггер-банки образовалась с самого начала её археологических исследований, когда в 1931 году траулер «Колинда» вытащил из воды крупный кусок торфа во время рыболовства), в 40 км к востоку от Норфолка. В торфе был обнаружен наконечник из оленьего рога длиной 220 мм, позднее датированный периодом в 4000-10 000 лет тому назад, уже во времена «истинного» голоцена, когда большая часть континентального ледника, отвечавшего за снижение уровня моря на 120-135 метров, уже давным-давно стаяла и пополнила воды Мирового Океана.



Что же смыло Доггер-банку  изатопило водой все территории Северного моря, вплоть до побережья Бельгии и Нидерландов, попутно сформировав современный Ла-Манш?

Возможный ответ был получен в 1997 году, во время разведывательного глубоководного бурения в Норвежском море, которое обнаружило впоследствии одно из крупнейших норвежских месторождений газа - Ормен Ланге («Длинный змей»).
Во время этих глубоководных исследований норвежские геологи обнаружили свидетельства громадного подводного оползня, который произошёл около 8000 лет тому назад.
Явление это было названо «оползень Стурегга» («большая кромка» по-норвежски) и затронуло около 3500 км³ подводных пород на морском дне Норвежского моря.

О масштабах этого явления можно судить по этим двум картам и двум видео, которые рассказывают о Стурегге с научной и с эмоционально-популярной точек зрения:



Общая карта оползня Стурегга.



Детальная карта Стурреги по данным сканирования морского дна.

image Click to view



image Click to view



Существующая береговая линия была смыта цунами, порождённым Стуреггой, на 10-80 километров вглубь. На Фарерских островах высота цунами достигала 40 метров, на побережье Шотландии - 8 метров, Доггерленд же скорее всего затопило всего лишь на 3-4 метра высоты, но даже этого хватило для песчаного берега, который был практически смыт в море, в результате чего и сформировалась сегодняшняя береговая линия Северного моря и крупный песчаный массив Доггер-банки на его дне.

Основной причиной схождения оползня Стурегги считают подводные землятресения, а также освобождение большого количества метана, который начал выделятся из метан-гидратов на морском дне в районе Стурегги.
Как вы помните, метан-гидраты достаточно чувствительны к падению давления и к повышению температуры окружающей их породы и, судя по всему, именно процессы таяния ледника и повышения температур в Норвежском море запустили процесс насыщения газом придонных отложений, что и сыграло роковую роль в их устойчивости к землетрясениям и оползням.

Что, в общем-то, даёт нам чёткий ответ на генезис этого сверхоползня, но ставит перед нами и встречные вопросы - почему Стурегга «рванула» около 8000 лет тому назад, в то время, как Гольфстрим по всем прикидкам мог пройти к шельфовой кромке Скандинавского полуострова ещё за 2000 лет до этого? Чего ждало тёплое течение и что остановило на два тысячелетия его поход на север?
Намёк на отгадку есть в резком похолодании, которое испытал мир около 8000 лет тому назад и которое четко видно на уже приведенном графике:




И вот я должен вернуть своих читателей к простой мысли: мир глобален.
И, как следствие, влияние на процессы в Норвежском море и на гибель Доггерленда имели события, происходившие за тысячи километров от Западной Европы, только что освободившейся от ледников.
Из «опаздывающих» к потеплению мест Северной Америки и Евразии долетали свои волны местных, но столь же разрушительных катаклизмов.



Европа, Криосфера

Previous post Next post
Up