Деревянные самолёты, картонные ядерные реакторы.

Jul 12, 2015 12:13





Стелс-фантазии и суровая деревянная реальность.

Ваш покорный слуга по жизни был менеджером. Ноне это анлгийское слово в русском языке окончательно запомоено всяческими «менеджерами по продажам» (по факту - торговыми агентами, надзирающими над кусочком полки в супермаркете ), «офис-менеджерами» (секретаршами) и даже «менеджерами по безопасности» (а, в реальности, тривиальными охранниками) и уже окончательно превратилось в аналог пресловутого «офисного планктона», но в оригинальном своём смысле оно не означало ничего, кроме управления.

Умеешь управлять чем-то, кроме вилки, пульта от телевизора и своего личного авто - можешь уже претендовать на гордое звание менеджера.
Учись тогда управлять людьми, а пока - потренируйся на кошках или собаках.

Чем более масштабные проекты и чем большее количество людей и ресурсов приходится обозревать менеждеру, тем больше опасность ошибки и тем больше риск. И вот тут уже и проявляется талант того самого «менеджерама» или, по-русски, управленца: насколько ты реально оцениваешь цели и задачи своего проекта, как ты можешь управлять людьми, насколько точны твои концепции по достижению цели, как ты учитываешь риски проекта и насколько свободно ты можешь действовать в условиях всегда присутствующих ресурсных ограничений.

Ну и, конечно же, насколько ты, как менеджер, понимашь, что делают твои конкуренты, противники, а то - и открытые враги.
Поскольку, чем сложнее проект, тем выше доля риска и тем большее количество опасностей подстерегает его на пути к победе.


Начну, пожалуй, с весёлого. Всегда весело смеяться над чужими провалами и особенно весело почему-то смеяться над провалами американцев.
Когда большой шкаф падает с жутким грохотом, это всегда привлекает внимание. А когда с грохотом падает «деревянный самолёт», который должен был стать новым флагманом военно-морского флота США, это вообще вызывает гомерический хохот.

Вот первый герой нашего рассказа:


Морской штурмовик А-12. Как его представляли художники.

В 1983-м году в США стартовала перспективная программа АТА (Advanced Tactical Aircraft), результатом которой должен был стать приём на вооружение нового многоцелевого ударного самолёта, в первую очередь предназначенного для морского базирования. Американские адмиралы, глядя на успехи ВВС и армии в создании новых бомбардировщиков В-1 и В-2, захотели и сами заиметь что-то такое «инновационно-незаметное», да и ещё, желательно, нашпигованное оружием по самое «не могу».
Всё дело в том, что к началу 1980-х годов в распоряжении ВМФ был только старый морской штурмовик А-6, который уже к тому времени успешно разменял третий десяток лет в строю и никак уже не смотрелся на фоне новых разработок ВВС и армии, хотя и по-прежнему прилежно тянул свою лямку в американском флоте.



Grumman A-6 совершил свой первый полёт ещё до Юрия Гагарина, в 1960-м году.

В январе 1988 года по результатам конкурса, проведенного в рамках программы АТА, ВМФ США заключил контракт на разработку проекта нового ударного самолета, получившего название A-12 Avenger II («Второй Мститель»), в честь палубного торпедоносца времен Второй Мировой войны Grumman Avenger. Победителем конкурса оказался консорциум компаний McDonnell Douglas и General Dynamics, который и предложил ВМФ «самолёт-мечту», который было уже не стыдно поставить в один ряд с новейшими разработками армии и военно-воздушных сил.

Стоимость начального контракта на НИОКР и изготовление первых экземпляров испытательных и боевых машин составляла громадную по меркам 1980-х годов сумму в 4,38 млрд. долларов, с возможностью последующего увеличения её ещё на 500 млн. долларов. За эти деньги компании-подрядчики должны были полностью спроектировать инновационный самолёт, провести все испытания материалов и конструкций, а также построить 8 опытных и четыре предсерийных экземпляра. Кроме того, военно-морское начальство поставило перед McDonnell Douglas и General Dynamics весьма жёсткие условия - первый летный экземпляр «Второго Мстителя» должен был подняться в воздух уже в 1990 году, всего лишь через два года после заключения контракта.

Однако, намерение ВМФ США получить не самолёт, а мечту, как и желание McDonnell Douglas и General Dynamics получить выгодный контракт со флотом, привело в итоге к печальному результаты. В итоге уже в техзадании на А-12, которое выдал флот, начал фигурировать совершенно обычный в рамках эскизного проекта, но часто неосуществимый на практике концепт создания гибрида бегемота, носорога и невесомого мотылька:



Что хотели впихнуть во «Второго Мстителя». Для сравнения - что получилось впихнуть в F-14.

Адмиралы были в восторге от эскизного проекта А-12 и планировали приобрести 620 самолетов. Еще 238 машин предназначались для Корпуса морской пехоты. Даже ВВС заинтересовались перспективным ударным самолетом и решили закупить 400 «Мстителей» и для себя. При таких внушительных объемах производства расчётная цена самолета опускалась ниже отметки в 100 млн. долларов.
Однако, реальность оказалась гораздо печальнееожиданий подрядчиков и мечтаний адмиралов, а A-12 Avenger II в конце своего пути оказался самым масштабным провалом ВМФ США в деле создания собственных самолётов.

Полную историю «Второго Мстителя», включая и судебные тяжбы по возврату денег в пользу ВМФ (кто сказал «Мистрали»? «Мстители»!) можно прочитать по ссылке, я же приведу из этого источника только один абзац:

«В апреле 1990 года под проверку попал и А-12. Было решено отказаться от поставки самолета в ВВС, производство штурмовика для морской пехоты перенесли с 1992 на 1998 год.
Одновременно с этим стало ясно, что проект испытывает серьезные технические трудности, а перерасход средств уже достиг двух миллиардов долларов. При этом в качестве результатов работы имелся только упомянутый деревянный макет в натуральную величину.

Эта удивительная ситуация стала неожиданностью для министерства обороны, так как до этого момента оно получало от руководства проекта исключительно оптимистичные отчеты, показывающие что все работы идут по плану.
В июле 1990 года началось служебное расследование для определения «фактов и обстоятельств, приведших к разнице между текущим статусом программы и информацией, предоставленной в секретариат министра обороны от имени министерства во время аудита авиационных программ».
Расследование показало, что несмотря на аховую ситуацию с разработкой самолета, в менеджменте проекта царила атмосфера спокойствия и расслабленности.
Представители министерства, курировавшие проект, и разработчики не желали или не могли признать наличие проблем, неадекватно оценивали риски и необъективно оценивали ситуацию были необъективны. Вместо того, чтобы бить тревогу и сообщать начальству о возникших задержках, менеджмент занимался корректировкой графиков и манипулированием данными, причем эти действия предпринимались без учета реальной ситуации. Информация от сотрудников, которые указывали на проблемы проекта, либо игнорировалась, либо замалчивалась.»

Ну а теперь, если что, вернёмся с неба на грешную землю и перенесёмся из демонических США в богоспасаемую Россию.
И посмотрим на вот эту новость.



Для моих читателей не новость, что я пристально следил за процессом постройки и запуска быстрого натриевого бридера БН-800 с самого начала. И, разбирая вопрос его будущего пуска, говорил, приводя примеры из английских, японских и американских бридерных программ, о том, что запуск БН-800 будет отнюдь не «воскресной вылазкой на пикник с девками и шашлыками», а длинным и многотрудным процессом, в котором надо не забыть шампура и уголь надо учитывать все детали, а не полагаться на долю случая, волю господа бога или же русский авось.

Но, как оказалось, шампура и уголь таки забыли:

«Физический пуск БН-800 состоялся в декабре 2013 года. Энергетический пуск на тот момент предполагалось провести спустя год. При этом схема выдачи мощности на момент физического пуска отсутствовала и в настоящее время схема подготовлена «МЭС Урала» (филиал ОАО «ФСК ЕЭС»). Однако на БАЭС продолжается работа по подготовке энергетического пуска. При этом концерном «Росэнергоатом» «принято решение из 2015 года убрать ранее запланированную выработку по БН-800», распределив ее по всем АЭС, включая Белоярскую.»

Да и вообще, весь проект БН-800 / БН-1200 оказывается под угрозой срыва и уже живёт в ситуации реального переноса сроков своего воплощения куда-то за 2030-й год (читай: «когда рак на горе свистнет»).

«Белоярская АЭС (БАЭС) официально сообщила о переносе на «необозначенный срок» строительства энергоблока БН-1200. Ранее возможными сроками его создания назывался 2025 год. Влияние на перенос оказало сокращение доходов компании из-за  снижения господдержки атомного сектора, роста ставок по кредитам и снижения потребления электроэнергии предприятиями. В «Росэнергоатоме», в чьем подчинении находится БАЭС, принципиально от проекта БН-1200 не отказываются, но сроки принятия решения о начале масштабной стройки переносят на 2030 год. Судьба проекта, говорят атомщики, будет зависеть от успеха пуска БН-800.»

Вот так. Не просто «начало стройки перенесено на 2030-й год», а «сроки принятия решения отодвинуты на 2030-й год»!

И вот тут мы подходим к одному важному, буквально родимому пятну современного научно-технического мира.
Ведь буксуют и закрываются не только проекторы реакторов-бридеров или же новых военных самолётов. Падают не только православные «Протоны», но и либерально-демократические «Фальконы».

Никак не может взлететь и «космический транспортный энергетический модуль мегаваттного класса», который уже от безысходности усох с 1 МВт до 250 кВт.



И это - всё о нём. В перспективном российском ТЭМ собрали все мечты о космосе.

«Сверхвысокотемпературный (1600К!) быстрый реактор, охлаждаемый газом, топливо из карбонитрида урана (перспективное, но малоизученное), турбокомпрессорные установки, работающие на 60000 оборотах в минуту c температурой на турбине 1500К непрерывно 10 лет, теплообменники, на ту же температуру в 1500 К. Раздвигающаяся конструкция аппарата длинной 54 метра и шириной в 20 метров, да ещё и укладывающаяся в исходном состоянии под обтекателем РН. Рекордная мегаваттная космическая электросистема с напряжением 4500 вольт, питающая 16 ионных ЭРД мощностью по 60 киловатт (в 10 раз мощнее летавших на орбиту на сегодняшний день и в 1,5 раза мощнее лабораторных рекордсменов). Наконец сам космический аппарат, который должен был выдерживать в 10 раз большую дозу облучения, чем сегодняшний типичный уровень в 100 килорад - облучения как от реактора, так и от радиационных поясов, сквозь которые пришлось бы буксировать полезные нагрузки.»

Далее я лишь адесую вас к талантливой статье, которая шаг за шагом разбирает все мечты и надежды на такие рекордные параметры космического буксира и при этом, одновременно, показывает, как же далеки реальные разработки от того, чего нам хочется в мечтах.
И, в общем-то, вывод статьи, неутешительный для космического буксира, я никак не могу опровергнуть, а вынужден лишь его дополнить.

«Космический запуск ТЭМ убирается из планов, и мы видим, как будущее, в котором у человечества появляются новые инструменты для освоения космоса тает, как на фотографиях в “Назад в будущее”. В очередной раз, как в случае с “Геркулесом” или JIMO человечество откатывается назад, не в силах преодолеть технический барьер на пути к созданию мощных космических реакторов.»

Вот тут-то мы и упираемся в то самое искусство управления людьми и рисками, учёт ресурсов и возможностей, определение реальности достижения целей и осознание трудности путей, к ней ведущих.

Ведь что такое сейчас академическая наука, государственные или военные программы, крупные корпорации?
Всё это - «башни из слоновой кости», в которых их обитатели, по сути получившие уже статус небожителей, могут существовать годами. Не инициируй Дик Чейни в 1990-м году проверку программы «Второго Мстителя» - так бы и допиливали в буквальном смысле деревянный самолёт вплоть до 1998 года, когда подрядчики всерьёз собирались попросить ещё денег на изначально неосуществимый проект.

В ситуации, когда вы не отвечаете за результаты своего труда рабочим местом, головой или репутацией - вы неуязвимы.
А ведь часто сейчас рабочее место - уже единственное в отрасли (остальные уже прост оне умеют делать то, что делаете вы), голову вам не снесут (смертная казнь отменена), а репутацию и мораль вы имеете вполне себе общепринятую (ну ладно же, все воруют, а я тут что, рыжий?).

Отсюда и две стратегии действий возле такого глобального цивилизационного барьера, когда всё человечество, буквально как паровоз на полном ходу, мчится в пропасть, но при этом не имея возможности её перепрыгнуть:



Стратегия №1
Делаем то, что и делали раньше. Навешаем рюшечек и бантиков, немного улучшим наш прототип - прокатит и так. С этим и доживём до 2030 года, а там и пенсия.

Стратегия №2
Магия управляет самолётом! Напихаем в проект побольше инноваций. Так, чтобы проект распирало от новизны, чтобы он просто ломился от новых концепций и материалов, идей и ожиданий. Продадим лохам мечту и будем её пиарить вплоть до 2030 года. А там - и пенсия.

В общем, что с реакторами «БРЕСТ» или БН, что с космическим ТЭМ или с новым самолётом для ВВС США, что с мировой финансовой системой или распадом Украины происходит одна и та же проблема: «Зачем нам Луна? Или останемся на Земле - или же полетим сразу к Плутону!».
Да, кстати, мне в 2030-м году на пенсию, поэтому до этого срока с Плутоном, Луной и даже по-поводу моей земной жизни - прошу не беспокоить.

Вот и получается, под долгое «допиливание» предготовых и перспективных проектов никто вам денег и ресурсов не даст.
Вы можете или по-прежнему запускать что-то, сделанное ещё в конце 1980-х, или же поделиться с кем-то «мечтой» инабюджетом на неё, правда, ровно до тех пор, пока вас не догнал злой Дик Чейни.
Поэтому, лучше закрутить что-то такое-эдакое, на котором только НИОКР можно вести лет 10-15 (вплоть до 2030 года минимум), когда и для института, и для вас, и для куратора будет и на хлебушек, и даже на маслицо.
Сдавать «самолёт за два года» (и даже за полгода) можно было во времена Сталина, Рузвельта или Черчилля. Даже во времена Дика Чейни это оказалось губительной ошибкой.



В общем, добро пожаловать в мир специалиста по этике. Именно таким будет наш 2030-й год, если инерция продолжит нас нести и дальше.

«Вглядитесь в эти памятники человеческой жадности. Это конечный продукт системы, которая берет начало от рабовладельцев типа Чаки, продолжается в семейной династии дзертаноджей и достигает апогея порочности за этими неприступными стенами.
Все тот же закон: каждый сам за себя, единственная дорога к власти - дорога по трупам соотечественников. Все технические открытия и изобретения строго засекречены и используются исключительно в корыстных целях.»



Нравится такой мир? Думаю, что нет.
И да, проблема в том, что за нами, в отличии от Язона Дин Альта, никакая очаровательная Мета с далёкого Пирра не прилетит.

США, Россия, Атом, Космос

Previous post Next post
Up