Новогодние праздники. Итоги.

Jan 11, 2015 10:36

Постараюсь кратко изложить всё то, что принесли нам неполные две недели праздничных дней после Нового года.



1. Киев эффективно осуществил блокирование территории ДНР и ЛНР, добившись практически полной транспортной блокады территории республик. Прекращено официальное железнодорожное и автобусное сообщение между республиками и Украиной.
Продолжается финансовая и таможенная блокада ЛНР и ДНР, которые не позволяют республикам сколь-либо эффективно запустить даже те остатки экономики, которые не затронуты военными действиями. Отключённая банковская система вынуждает перевести все значимые банковские операции на наличное денежное обращение, которое тоже оказывается затруднено, так как даже наличные денежные перетоки между Украиной и ЛНР/ДНР взяты под негласный, но весьма эффективный контроль со стороны Украины.
В перспективе двух-трёх месяцев это приведёт к практически полной остановке предприятий ЛНР и ДНР и спровоцирует масштабный социальный кризис и даже, возможно, неуправляемый взрыв.

2. Денежная, финансовая, банковская и налоговая системы ДНР и ЛНР до сих пор пребывают в эмбриональном состоянии. Все пустые обещания властей республик пустить какие-либо суррогаты собственного денежного обращения "к выборам" или же "к Новому году" так и остались лишь пустыми обещаниями. Бюджет республик до сих пор в значительной мере формируется исключительно за счёт налогов от мелкого бизнеса, гуманитарной помощи и целевой финансовой помощи извне, идущей по "серым" схемам. Что немаловажно - никакой реальной работы с финансовой, банковской, налоговой системой невозможно ожидать даже в перспективе, поскольку не решён первоочередной вопрос денег.
Реальных возможностей тут у републик всего три: украинская гривна, российский рубли или же собственные "республиканские деньги" (при этом, понятное дело, на обе республики - единые, иначе это будет полный мрак). Вариант украинской гривны невозможен в силу пункта 1, вариант с российским рублём не устраивает Россию, никаких "республиканских денег" не видно и на горизонте (кроме того, непонятно, кто обеспечит их печать, если они выйдут в востребованном и применимом сейчас "бумажном" варианте).
В общем, исходя из всех выкладок, любой запуск финансов, налогов и банков - это минимум месяц от момента решения вопроса с деньгами. Это в том случае, если очень быстро всё делать.

3. Не решён вопрос об объединении республик. Республики имеют разных "кураторов", в силу чего вместо кооперации наблюдается лишь конкуренция двух подходов к госстроительству. Если в вопросах противодействия с Украиной республики могут выступать более-менее единым фронтом, то все вопросы взаимодействия между собой до сих пор решаются на уровне "ты мне - я тебе" или же не решаются вовсе. Кроме вопроса кураторов, сказывается и давняя вражда между элитами (и контрэлитами) Донецка и Луганска. Кроме того, на территории ЛНР до сих пор ещё и существует сильная внутреняя фронда, которая представлена казачьими формированиями и контролирует юг и запад ЛНР.
Борьба с этой фрондой затруднена ещё и тем, что республики всё больше теряют реальную народную поддержку, бюрократизируясь и погрязая в коррупции и воровстве, в то время, как казаки опираются на общины контролируемых ими городов.

4. ЛНР за последние две недели, при активной помощи "специалистов", произвела эффективные зачистки "лояльной" фронды (Беднов, Фома), как более управляемой и подконтрольной центру. Вопрос о подчинении Свердловки, Ровеньков, Стаханова и Первомайска такими способами решить уже гораздо труднее: скорее всего тут будет использоваться больше метод "пряника", нежели прямого "кнута" - эти города контролируют гораздо более значительные и самостоятельные подразделения, кроме того, опирающиеся на местное население.

5. Результатом процесса централизации будет, скорее всего, являться создание единой армейской группировки (возможно, даже совместной для ЛНР и ДНР), которая полностью будет очищена от российских добровольцев (как самой неуправляемой части ополчения) и от граждан Украины "идейного" плана. Конечную численность регулярной армии ЛНР / ДНР можно прогнозировать на уровне в 15-20 тысяч человек (около 5 армейских бригад полного состава), что вполне хватает для целей пассивной обороны территории, но категорически недостаточно для парирования масштабного наступления украинских войск и, тем более - для решения каких-либо задач по расширению территории, подконтрольной ДНР и ЛНР.
Об этой же ситуации (максимально усечённые штаты армии ЛНР, недостаточные для противостояния украинской армии) говорит и Алексей Мозговой в своём интервью:

image Click to view



Кроме того, в варианте регулярной армии, скорее всего, республики столкнутся с падением мотивации регулярных соединений, так как они потеряют свой добровольческий характер и, по факту, превратятся в наёмную профессиональную армию с денежной мотивацией.

6. Кроме того, судя по ситуации, продолжится процесс легализации "миротворческого контингента", который в открытую стартовал после декабрьских выборов в ЛНР и ДНР:

image Click to view



Несмотря на официальную позицию об "отсутствии российских войск на территории Украины" - те или иные формы присутствия российских кадровых военных будут всячески использоваться, поскольку неподконтрольность Украине участка границы от Луганска и вплоть до морского побережья Азовского моря пока является тем условием, от которого ни ЛНР / ДНР, ни сама Россия никак не могут отказаться.
Возможно, что основные усилия по легализации будут предприниматься и по линии ОБСЕ, чтобы обеспечить присутствие миротворцев в прифронтовой зоне между ЛНР и ДНР (на стороне республик, в составе контингента ОБСЕ) и Украиной (которая будет в таком варианте контролировать свою буферную зону самостоятельно).
В таком случае созданая "армия ЛНР и ДНР" становится не более, чем полицейскими силами и, исходя из размеров ДНР и ЛНР, может быть ограничена (по опыту и по аналогии с Приднестровьем) и вообще уровнем в 7-10 тысяч человек (от 3 до 5 кадрированных бригад). В таком случае, понятно, гарантом сохранения такого зыбкого равновесия выступают, по факту, войска РФ, находящиеся в "шаговой доступности" от территорий ЛНР и ДНР (смотри сценарий 080808) и "миротворцы ОБСЕ" (по факту, скорее всего, тоже представленные в будущем в основном кадровыми военными РФ).

7. Такой режим приводит ситуацию к позиционному пату для обеих сторон, после чего конфликт уже переходит к экономической фазе, в которой у украинской стороны всё-таки гораздо более сильные карты. Россия же в этом случае де-факто ставится перед вилкой двух практически одинаково непопулярных решений: либо продолжать поддерживать ЛНР и ДНР в условиях фактической блокады экономики и доступности лишь "серых" схем по работе с ними (ещё более убогих, нежели схемы для непризнанной, но всё же имеющей статус "государства" Абхазии), либо же стараться "спихнуть" республики назад, в состав Украины (единой, недилимой и со статусом, который определяется уже отнюдь не Россией).
Исходя из опыта Абхазии, которая получает на 240 тысяч своего населения дотацию из российского бюджета в 2,4 млрд. рублей, для случая ЛНР/ДНР такая поддержка может составить уже сумму около 25 млрд. рублей, что сравнимо с целевыми программами федерального бюджета для Республики Крым.
В случае же выбора решения о "соединении" ЛНР и ДНР с киевским режимом (и, скорее всего, на условиях Киева) - можно будет забыть о каких-либо политических целях России на Украине, поскольку,  в данном случае процесс "деэскалации" уже полностью передаётся в руки Украины и осуществляется в уважении её суверенитета.
Максимально возможно защитимой позицией России в этом случае является лишь обеспечение неких гуманитарных вопросов, как то участие в программах восстановления Донбасса или возврат культурной автономии - или же защита участников ополчения от открытых политических репрессий и уголовного преследования по "сепаратистским" и "террористическим" статьям.

8. Экономическое давление на Украину не решит вопросов России, так как одновременно и сама Россия будет подпадать под всё более жёсткий пресс ответных санкций, а сама Украина может создать для России при игре "в долгую" целых три болевых точки: собственно республики ЛНР и ДНР, старое Приднестровье (попадающее в полную блокаду) и Крым (в частичной, но болезненной блокаде).

9. Данный текст не несёт эмоциональной окраски и не служит распространению концепта "путинслилвсёпропало", поскольку оставляет все "вилки" решениев и сценариев открытыми. Критика поворотных пунктов и ветвей - приветствуется.
Исходя из точки зрения автора - решение о возможных вариантах развития событий воспоследует уже в ближайшие дни.



Previous post Next post
Up