Само это слово происходит из одноименного фантастического рассказа Джона Энтони. Стоит его найти и почитать. А если коротко, суть там в том, что на одной туманной планете у всех существ было очень хорошо развито осязание. И местные разумные охотились на местных животных с помощью гипноглифов. Наткнувшись на такой предмет животное начинало его ощупывать, и было это так увлекательно, что оно впадало в транс и ничего больше не замечало и можно было с ним делать все что угодно. (Потом аборигены с помощью гипноглифов начали охотиться и на землян.)
Отсюда первая составная часть идеи.
Вторая заключается в том, что когда-то пришла мне в голову мысль, что есть искусство для глаз (и не одно!), есть искусства для слуха, вкуса, даже обоняния. А вот искусства для осязания - нет (если не считать массаж, но это про другое). И захотелось восполнить этот пробел. Поэтому второе название моих гипноглифов - тактарт, тактильное искусство. Так что уже какое-то время я делаю эти самые объекты абстрактного тактильного искусства. Абстрактное-то оно абстрактное, но иногда прорываются неожиданные знакомые образы. Например, от одного из последних на данный момент тактартов ощущение вдруг оказалось похоже на то ощущение, когда гладишь кота :)
Самый первый гипноглиф я сделал для конкретного человека, в тот же день отдал хозяйке, а потом руки больше недели тосковали по этому ощущению. Пришлось делать следующий. Потом еще и еще...
На фотографии - примеры моих гипноглифов-тактартов. Все получаются абсолютно разные. И каждый новый тактарт имеет свой характер и, они становятся все интереснее и все сильней.
Увы, фотография, не передает вообще ничего ничего, видимая форма тут не важна совершенно, важно только ощущение гипноглифа в руках. Когда я знакомлю человека с гипноглифом, я часто прошу делать это с закрытыми глазами. В основном для того, чтобы включить тактильное внимание, чтобы тактильный образ получил приоритет над зрительным.
Лучше всего делать гипноглиф под конкретного человека. Чтобы сделать персонифицированный гипноглиф, мне нужно увидеть и услышать будущего владельца и, важнее всего, почуствовать его руки. Хотя бывают и неперсонифицированные объекты, и, бывает, что они находят своего хозяина потом. И, да, не всем вообще подходят гипноглифы - как некоторые люди не воспринимают картины, так же у кого-то восприятие смещено от осязания в другие чувства.
Материал, из которого делаются гипноглифы - отдельная история. Пока я делаю их только из дерева, причем не из любого. Например, использую попавшиеся мне обломки дерева выброшенные океаном, или погибший от пожара можжевельник с островов Ладоги, или корни и ветки, найденные в очень особых местах, или части сломанных вещей с историей.
Есть еще третий источник и составная часть. В какой-то степени шаманские. Показали мне когда-то давно, как, вырезая из дерева предмет, вкладывать в него некоторое качество, свойство или функцию. Предмет может защищать от чего-то, или способствовать концентрации или устойчивости, или генерировать спокойствие, да много чего еще. Оказалось, в гипноглифах это может работать еще сильнее. И дольше сохраняться, и даже самоподдерживаться и самовозобновляться. Но это уже опциональный момент, можно при изготовлении гипноглифа вкладывать в него что-то такое, или не вкладывать. Хотя, чем дальше, тем сильнее мне кажется, что в любом гипноглифе возникает что-то такое - уж очень живыми существами они воспринимаются, совсем не как простой кусок дерева.
Вот такая история. Больше гипноглифов есть в моем инстаграмме:
https://www.instagram.com/axmacraft/#гипноглиф #тактарт