Молодой царь ехал верхом на вороном жеребце, которого звали Ураган. Он гордо отказался от повозки или колесницы; ему нравилось ощущение единства с могучим животным. Держа в руках поводья, он чувствовал себя на вершине блаженства. Неудержимая, первобытная сила была в жеребце, и эту силу он подчинил и усмирил, и мог по своему разумению направить, куда ему заблагорассудится.
Царь чувствовал, как напрягаются и отпускают мышцы под кожей коня, ощущал обнаженными икрами, как вздымаются и опадают лоснящиеся бока. После нескольких дней, проведенных в седле, не только одежда, но даже и кожа его пропахла лошадиным потом, и этот запах казался ему самым прекрасным на свете. Это был запах власти и могущества.
Он возвращался с войны в свой город, и возвращался победителем.
"Иностранцы с лошадью", гробница Небамона (TT 145).
По изд.: Creativity and Innovation in the Reign of Hatshepsut, (SAOC 69), The Oriental Institute of the University of Chicago, p.372
Впрочем, первая победа была невелика. Война скорее тянула на мелкую приграничную стычку. Хетты нарушили границы Митанни, и царю пришлось повести свое войско, чтобы защитить свои поселения и своих людей. Тешшуб благоволил ему: великий бог отдал врага в руки царя, и ни один хеттов не вернулся к себе домой.
Однако, как бы ни мала была победа, добыча казалась царю превосходной. Ему удалось захватить в плен несколько сотен человек и множество вещей, которые везли теперь следом за войском в обозе. Кроме того - это было уже много приятнее - удалось заполучить почти двести лошадей и двадцать или тридцать колесниц, много мечей и копий, а также более сотни луков. Стрелы он приказал собрать на поле сражения, и воины собрали их без счета. Стрелы приходилось нередко вынимать из тел погибших товарищей, но однако же (как с радостью сообщил ему начальник пехоты), немало их выдернули и из трупов врагов.
Возвращаясь, молодой царь смаковал на губах вкус этой победы. Она была сладка и пьянила сильнее молодого вина.
И царь знал, что он собирается делать дальше.
Войско приблизилось к городу, и навстречу царю выдвинулась большая делегация. Издалека видны были белые паланкины и носилки, на которых восседали его чиновники. Царь ударил коня пятками в бока.
Первый паланкин принадлежал, конечно же, Пирхи. Носильщики опустили паланкин на землю и Пирхи с большим трудом выбрался из него. За многие годы, проведенные у подножия царского трона, визирь растерял былую стройность и проворность, и теперь более всего напоминал огромную жабу.
Чиновник протянул руки к царю в жесте приветствия, а затем упал ниц. Прочие придворные спешили последовать его примеру.
- Я рад, царь, твоему возвращению, - сказал Пирхи. - И возношу молитвы Тешшубу, отцу нашему на небе, и Шавушке богине… Сердце мое радуется, когда я вижу тебя живым!
- И мое сердце радуется, - отвечал ему царь, легко спрыгивая с коня. - Что в городе? Поднимись и говори.
Если визиря и обеспокоил сухой и прохладный тон, которым царь отдал этот приказ, то он постарался не подать вида. Поднявшись с земли, он снова поклонился и сказал:
- Йуни, супруга царя, дала жизнь двум детям…
Царь встрепенулся.
- Наследники! - воскликнул он. - Что же ты молчишь, говори скорее!
Визирь поджал губы и покачал головой.
- Это не сыновья, а дочери… Старшей царица дала имя в честь светлой богини, супруги Тешшуба, Хебы. Младшую же назвала в честь Шавушки, богини любви и войны…
Царь топнул ногой.
- В остальном же в городе и стране все спокойно, и теперь, когда царь вернулся, мир будет над нашими землями, - сказал визирь. - Я горжусь тем, что служу такому великому царю, как ты, Тушратта. Я счастлив служить тебе.
За спиной царя спешивались его военачальники и его личная гвардия. Царь жестом подозвал Келию.
- Мир моей страны омрачают не только хетты, - сказал царь Тушратта, обращаясь к Пирхи. - Знаешь ли ты, визирь, о чем я говорю?
Визирь нахмурился. Царь продолжал:
- Ты говоришь, что гордишься своей службой мне, так, Пирхи? - спросил он. - А гордился ли ты, когда я принял страну после моего отца и моего брата?
Рука Пирхи непроизвольно дернулась; он схватился за сердце. Только сейчас он внезапно осознал, что мальчишка, которого он когда-то буквально за руку втащил на трон, все еще красный от крови, вырос и стал мужчиной.
На секунду в сердце визиря всколыхнулся гнев. Кем был бы Тушратта, если бы не он, Пирхи? Вечно прозябал бы в тени своего старшего брата, наследника трона. Это он, Пирхи, он и никто иной, возвысил жалкого сопляка, которому едва исполнилось двенадцать лет! Он поднял его на высоту, о которой иначе тот не мог бы и помыслить!.. Пять лет подряд он, Пирхи, стоял позади трона, всегда готовый подсказать верное решение, помогал, направлял и поучал…
И что делает теперь этот ничтожный мальчишка, этот глупец, едва научившийся стоять крепко на своих ногах?..
Но гнев сменился вдруг страхом.
Мальчишки больше не было перед ним.
- Что же ты молчишь, Пирхи? - спросил Тушратта. - Или ты забыл, что случилось с троном моего отца, царя Шуттарны?
Визирь молчал.
- Его по праву занял мой любимый брат Арташшумара, - продолжал царь. - Но ты убил его, вместе с его женой и детьми. Ты…
- Я не убивал! - воскликнул визирь.
- Не своими руками, - кивнул царь. - И все же твои руки были окровавлены. И я помню, что даже одежды твои были красны от крови… Всякий раз, когда я видел тебя входящим в тронный зал, я вглядывался в твои одежды: мне казалось, что я все еще вижу на них пятна…
Пирхи рухнул перед ним ниц.
- Пусть царь выслушает! - взмолился он. - Я заботился о благополучии царства! Пусть царь…
- Ты заботился о том, чтобы прибрать царство к рукам, - закричал Тушратта. - Вот в чем была твоя забота! Ты сговорился с хеттами… И ради этого сговора ты убил моего брата! И где же цена твоей дипломатии? Хетты плевали на договоренности с тобой. Посмотри! Мне приходится идти и воевать с ними, чтобы выгнать с земли Митанни. Ради этого ты убил брата? Ради этого…
На плечо ему легла рука Келии. Тушратта сделал над собой усилие и умерил голос.
- Ты поднял руку на своего господина и царя, на моего любимого старшего брата, Арташшумару, - сказал он. - Наказание за это - смерть.
Он махнул рукой. К визирю подскочил один из телохранителей царя. Тушратта отступил на шаг. Последовал короткий замах мечом, и голова Пирхи отделилась от его тела. Кровь потекла на желтую траву.
Придворные взирали на происходящее с ужасом. Многие из них - слишком многие! - принимали самое деятельное участие в мятеже пятилетней давности, когда был убит Арташшумара, законный наследник царя Шуттарны. И все они считали себя в безопасности: ведь это их стараниями на троне сидел теперь Тушратта.
Слишком поздно заметили они, что окружены телохранителями царя.
Царь не отводил глаз от бойни, пока все не закончилось. Убиты были не все; телохранителей он заблаговременно тщательно проинструктировал и каждому назначил свою цель, настрого запретив трогать тех, кого следовало оставить в живых.
Затем Тушратта протянул руку; ему подали поводья. Он легко вскочил в седло.
- Сегодня я отомстил за брата, - в наступившей тишине голос царя звучал мрачно и торжественно. - И кровью преступников смыл кровь с престола Митанни. Пусть же будет это уроком для тех, кто замышляет недоброе! Отныне и вовек я буду править сам, и сам буду принимать решения. Что же до визиря, - он бросил презрительный взгляд на скорченный труп под ногами своего коня, - что до визиря, то эту должность я отдаю Келии, моему верному слуге.
Черный Ураган нетерпеливо заржал; запах крови и блеск мечей напомнил ему о недавних битвах. Царь ударил его пятками в бока.
Так, на крыльях черного ветра, преследуемый запахом свежей крови, вернулся царь Тушратта в свой город.
Этим постом я начинаю небольшой цикл историй о царе Тушратте, который правил государством Митанни в середине XIV века до н.э.
Для этой истории я выбрал несколько необычный формат. Сначала будет идти художественный текст, а следом - исторический очерк о том же периоде. Таких парных историй будет несколько. Надеюсь, вам понравится такой способ подачи материала.
Историческую часть, в которой будут описаны предпосылки и обстоятельства, при которых Тушратта стал царем, я опубликую завтра. Не переключайтесь!
Этот блог нуждается в вашей поддержке! Остальные тексты цикла:
Внимание! Есть электронная книга! 0.
Дипломатическая неприкосновенность 1. Расправа
2.
Царь Тушратта приходит к власти 3.
Посланник 4.
Царь принимает посольство 5.
Туман над садом 6.
Сестры-царевны 7.
Прогулка на озере 8.
Любимая жена царя-еретика 9.
Царица на прогулке (репортаж из Мюнхенского музея)