Баллада о тевтонских замках. Песнь вторая

May 25, 2015 11:00


Один рыцарь посвятил себя служению даме сердца. Сразился с драконом, завоевал ее любовь и увез к себе в замок, чтобы там преклоняться перед ее божественной красотой в более спокойной обстановке.

Дама сердца была дочерью какого-то маркграфа, а тот жил в стареньком ветхом замке среди виноградников, выращивал Шардоне и живот. Рыцарь приезжал к нему в гости, тесть спрашивал:

- Ты с драконами как?..

Рыцарь пожимал плечами, с драконами у него было неплохо, одним больше, одним меньше, без проблем. Тогда маркграф спрашивал:

- С моей справишься?

Биться с тещей рыцарь не отваживался. Тогда тесть наливал ему белого сухого и хлопал по плечу. Он сам был старым воином и знал, что у всякого рыцаря тоже есть пределы храбрости.

Люблю эту историю, она заканчивается хорошо для всех героев.

А теперь продолжим нашу прогулку по старинным замкам Калининградской области.



Как я уже писал в предыдущем посте, от тевтонских времен до нынешнего дня дошли около двадцати замков, но их состояние колеблется от «хорошо сохранился» до «осталась пара стен». Когда наши друзья, liveglinskie, предложили нам с peppi_d_chulok прокатиться на экскурсию в город Черняховск, где расположены целых два старинных замка - мы, разумеется, согласились.




В центре города расположился замок Инстербург. Город до 1945 года назывался так же, Инстербургом. Этот замок был построен в милитаристских целях в 1336 году на берегу небольшого пруда (судя по картам позапрошлого века - это был мельничный пруд). Изначально предполагалось, что замок станет бастионом против вражеских нападений, а кроме того - плацдармом для дальнейшего продвижения тевтонцев на восток.



Впрочем, очень скоро выяснилось, что с возложенными задачами замок не справляется. В 1347, во время нападения литовцев, замок недостаточно бодро сопротивлялся их атакам и впоследствии хозяин замка получил за это нагоняй от тогдашнего великого магистра Тевтонского ордена Генриха фон Дуземера. Хуже того, замок «понизили в должности», сняв с него обязанности комтурства - под предлогом того, что в таком медвежьем углу, как Инстербург, не может содержаться достаточно большой для комтурства гарнизон. Что забавно, потому что в самых маленьких комтурствах состояло на воинском учете всего-навсего с десяток воинов. Неужели Инстербург был не в состоянии содержать даже такое количество бравых вояк?.. Или местный комтур просто однажды наступил фон Дуземеру на больную мозоль и был за это наказан?..



Впрочем, все это давно в прошлом. Давно нет того комтура, и сам фон Дуземер, в прошлом - великий магистр ордена, теперь не более чем имя в старых манускриптах. А вот замок Инстербург все еще стоит на том же месте, что и 700 лет назад. Посмотрим, как он выглядел в годы своего расцвета.



Увы, если сравнить рисунок-реконструкцию с тем, что мы имеем в наши дни, придется признать, что сохранилось далеко не все. Видите ров на переднем плане?.. Его следы все можно обнаружить перед замком. Правда, он изрядно зарос и полон мусора, и конечно, не осталось ни малейших следов подъемного моста.

Дальние стены форбурга и круглая башня (слева вверху на рисунке) не дошли до наших дней, как и башня-данцкер (а здесь она тоже была, как же без нее!) Но ворота в замок и часть форбурга сохранились.

Вот так выглядит сейчас вход во двор замка (то самое место, где когда-то, вероятно, была башенка с флагом). Это здание - фактически и есть форбург, наружные укрепления вокруг территории замка, а по совместительству - жилье, склады, подсобные и прочие помещения.



Войдем через ворота и посмотрим, что внутри!



Если стены и здания форбурга (во всяком случае, часть зданий) сохранились относительно неплохо, то сам замок - в ужасном состоянии. Фактически, от него остались только внешние стены без крыши, без перекрытий… и практически без надежды вернуть себе когда-нибудь былую славу.



С 1997 года замком занималась НКО «Дом-Замок». В 2006 замок даже был включен в федеральную программу, в рамках которой начались научные исследования и работы, направленные на сохранение замка. Но внезапно в 2010 Инстербург был передан в собственность РПЦ и финансирование всех работ было прекращено.



Угадайте, кто теперь реставрирует замок?

Правильно, никто.





И тем не менее, Инстербург, простоявший без малого 700 лет, все еще не собирается сдаваться. Стены его, хоть и ветхие, пока не собираются рушиться окончательно.



А вот это уже что-то интересное - темный прямоугольник прохода, ведущего куда-то вниз… Заглянем!



Так и есть - это спуск в подвалы замка!

В подвалы мы забираться не стали - но ах, было бы у нас чуть больше времени и пара факелов!.. Мы бы непременно спустились туда и все там осмотрели. Правда, нет никаких сомнений, что все ценное или интересное оттуда вынесли поколения людей, побывавших там до нас.

А эти очаровательные строения во дворе замка сложены из необработанного камня и выглядят просто потрясающе. Что это было? Жилье для прислуги?.. Конюшни?.. Хранилище для зерна и припасов?..



Но нам уже пора идти дальше. Нас ждет второй замок, находящийся совсем рядом с Черняховском - замок Георгенбург.



Георгенбург - это замок, которому повезло. Очень повезло. Он сумел выстоять и почти не пострадать от времени и людей. Почти - по сравнению с другими замками.



Георгенбург был построен в середине XIV века. Это была усадьба местного епископа, а не военная крепость, и в связи с этим Георгенбург охотно захватывали и грабили все, кому было не лень. В те времена именно здесь находилась граница Пруссии и Литвы. Литовские племена собирались где-нибудь в лесочке погожим деньком и начинали совещаться наперебой:

- Может, пойдем куда-нибудь, развлечемся, пограбим, захватим какой-нибудь замок? Предлагаю Георгенбург.

- Опять Георгенбург?.. Мы же захватывали его только на прошлой неделе!

- Можно еще в Инстербург. Там, вроде, свежую партию тевтонцев подвезли…

- А епископу вчера две бочки вина привезли.

- Тогда, конечно, в Георгенбург!

И бежали веселой гурьбой захватывать Георгенбург.



И вот тем не менее, именно Георгенбург, бывший такой легкой добычей, сумел сохраниться гораздо лучше, чем воинственные замки Бальга или Инстербург. Поначалу замок был деревянным, но уже к концу XIV века (после очередного набега) его отстроили заново в камне. На протяжении сотен лет он переходил из одних рук в другие. Однажды, в XVIII веке, накануне Гросс-Егерсдорфского сражения, он даже был штаб-квартирой русского полководца, фельдмаршала С. Ф. Апраксина, а в 1812 году в нем располагались наполеоновские войска перед вторжением в Россию.



В 1771 году рядом с замком был основан конный завод, и с тех пор судьба Георгенбурга навсегда была связана с лошадьми. Часть строений замка (в частности, вероятно, стены форбурга) были разобраны, чтобы возвести конюшни. Здесь уместно будет сказать, что само название - Георгенбург - замок, скорее всего, получил в честь святого Георгия, а он на Западе считается покровителем лошадей. Случайности не случайны!..

Наконец в XIX веке начинается подлинный расцвет замка. Как раз в это время Георгенбург перешел в собственность семейства по фамилии Симпсоны. Это не те Симпсоны, о которых вы подумали, это другие. Лет за двести до того эти Симпсоны приехали в Восточную Пруссию из Шотландии и вот уже на протяжении многих поколений занимались торговлей и коммерцией. Первым владельцем замка в 1828 году стал Иоганн Вильгельм Симпсон.



Конезаводчиком Симпсон оказался превосходным. Ему удалось вывести особую породу лошадей - георгенбургскую. Впрочем, некоторые источники почему-то называют его лошадей «тракененскими», но тракененская порода была выведена почти за сотню лет до Симпсонов на конном заводе в Тракенене, неподалеку от Кёнигсберга. Вероятно, путаница произошла из-за того, что для выведения использовались те же лошади, что и для выведения тракененской породы - прусские лошадки породы «швайке» и породистые жеребцы английских кровей (но в Тракенене использовали также и другие породы жеребцов). В конце XIX века лошадей Георгенбурга стали клеймить тем же клеймом, что и тракененскую породу, и это, видимо, окончательно спутало все карты. Впрочем, я не знаток лошадей - возможно, кто-нибудь сможет прояснить этот вопрос лучше меня.



Так или иначе, но георгенбургские лошади считались одними из лучших. Уже в 1840 году за свои заслуги в разведении лошадей Иоганн Вильгельм получил дворянское звание и стал именоваться «фон Симпсон».

В 1858 году дело и замок унаследовал его единственный сын - Георг Вильям. Он значительно расширил дело отца, а кроме того, затеял масштабную перестройку замка.

Замок к тому времени был уже довольно ветхим, ведь ему к тому времени исполнилось около 500 лет (а постоянные набеги литовских племен в прошлом, надо полагать, не особенно способствовали его сохранности). Симпсон основательно взялся за древнее строение: укрепил своды подвалов, выстроил новые здания, расширил конезавод. Впрочем, часть этих преобразований, видимо, инициировал еще его отец. Если внимательно осмотреть стены замка, легко заметить, что замок подвергался перестройке. Некоторые окна оказались заложены, а другие, выходящие на фасад, и вовсе были прежде дверьми!



Наконец в 1886 году замок перешел к третьему Симпсону - Георгу Александру. Он, в отличие от деда и отца, не был столь успешен в конезаводческом деле, его таланты располагались совсем в другой области - в его семье было шестеро детей. Денег это все не приносило, а в придачу ко всему, обнаружились серьезные проблемы со здоровьем. В 1899 году, почувствовав приближающуюся смерть, Симпсон продал Георгенбург государству, чтобы хоть как-то обеспечить семью.

Его старший сын, Вильям фон Симпсон, к слову сказать, так никогда и не простил отцу продажу имения. Позже он стал писателем и написал биографический роман-трилогию о жизни своей семьи в Георгенбурге, только заменив фамилию фон Симпсоны на Барринги. Потомки Симпсонов по сей день живы и живут в Германии.



После того, как Георгенбург перешел в собственность Прусского государства, началось очередное преображение замка. В нем появился водопровод и газовое освещение, однако не изменилось главное - здесь по-прежнему действовал конезавод.

Вторая Мировая едва не положила конец разведению лошадей в Георгенбурге. После войны, когда Калининградская область отошла к СССР, здесь разместился лагерь для немецких военнопленных. Затем замок использовался как инфекционная больница, просуществовавшая до 70-х годов.



Однако уже в 1948 году на территории конезавода была образована государственная конюшня. В 1960 году ей присвоили название «Конного завода № 7», а в начале XXI века заводу возвратили историческое название «Георгенбург». Сейчас там, как и двести лет назад, разводят лошадей, однако территории замка и конезавода ныне разделены.



Нас в Георгенбурге встретил местный хозяин - огромный лохматый пес по кличке Лорд. Как же еще могут звать хозяина замка?.. Он вышел к воротам, сказал:

- Гав, товарищи. Чем могу помочь?.. Могу укусить, могу порвать брюки, на выбор.



Следом во дворе показался хозяин Лорда, местный сторож и неофициальный гид Александр. Увидев, что мы мирно беседуем, Лорд счел нас за своих и принялся радостно махать хвостом, в сущности он был очень безобидный и добродушный пес, просто работа такая.

- Гав, товарищи! - весело сказал он. - Проходите, чувствуйте себя как дома!

Я сказал ему:

- Вот ты тут гавкаешь, а там, во дворе, у тебя кошки гуляют.

- О господи! - спохватился Лорд. - И верно, кошки! Гав, гав, гав!..

И умчался прочь.

А мы под руководством Александра отправились осматривать замок.



Внутренняя планировка замка, вероятно, по большей части сохранилась со средневековья. Однако камины, насколько я могу судить, более современные - может быть, времен Симпсонов.



Каждый камин - маленькое произведение искусства!



Внутри замка располагается маленький стихийный музей - на столиках расставлены предметы, найденные на территории. Здесь имеется великолепная коллекция пивных пробок начала XX века (они изготавливались из фаянса и удерживались на бутылке с помощью хитроумной металлической пружины). Добрая дюжина чернильниц самых разнообразных форм. И множество стеклянной посуды - от пивных и винных бутылок до совсем маленьких пузырьков из-под духов. В одном из них, закупоренном плотной пробкой, все еще остается несколько капель жидкости на дне - и запах все еще можно почувствовать!



Но конечно, самая большая ценность замка Георгенбург - это сам замок. Его древние стены, хранящие память столетий. Его готические оконца в деревянных резных рамах…





Стены причудливой формы - внутри некоторых стен заключены дымоходы, использовавшиеся для обогрева помещений. А эта комнатка, в частности, использовалась как ванная - в полу, под окном, все еще можно заметить отверстие для слива воды. По наружной стороне стены от этого отверстия идет ряд вбитых металлических клинышков, на которых держалась труба слива.



Некоторые помещения внутри замка - просто огромны! Замок, кстати, состоит из трех этажей. В перекрытиях между этажами кое-где зияют сквозные дыры.

- Полы разрушаются от времени? - спросил я Александра.

- Если бы, - поморщился он. - Некоторое время назад в здании проводили ремонт. Рабочим - гостям с солнечного юга - кто-то в шутку ляпнул, будто под половицами пола спрятан клад. Они дождались, пока никого не будет рядом, и…

Да, вот так банально, по глупости, разрушают старинные замки. На ремонт перекрытий, как легко догадаться, денег пока нет.



Как у каждого уважающего себя замка, у Георгенбурга есть чердак…



…И подвал!



Подвалы замка особенно интересны. Тут есть комнатка, в которой, предположительно, в свое время располагалась пыточная камера. Тут даже есть деревянный стул с цепями и «испанские сапожки» - это, конечно, современная инсталляция, а не настоящие инструменты пыток. Но так и встает перед глазами вежливый инквизитор, встречающий вас в подвале при свете факела:

- Добрый вечер! Присаживайтесь, пристегните ремни, и начнем!



Разумеется, замок с таким увлекательным и богатым прошлым привлекает и охотников за привидениями. Время от времени сюда приезжают «специалисты», вооруженные оборудованием - бродят по подземельям, остаются на ночь…

- И как результаты? - поинтересовался я. - Находят своих привидений?

- Ну, как, - пожал плечами Александр. - Походят, поснимают чего-то. Потом фотографируют меня в качестве местного призрака, и уезжают.

И медленно растворился в воздухе.



Ладно, вру, не растворился. Только грустно усмехнулся.

Он очень любит Георгенбург. Невозможно с такой увлеченностью и таким сочувствием рассказывать о своем предмете, если его не любишь. Да, замку Георгенбург очень повезло: он все еще по большей части стоит на своем месте, где его возвели почти 700 лет назад. Но его разрушение продолжается и в наши дни. Еще в середине XX века рядом с замком находилась кирпичная крепостная стена, упиравшаяся в симпатичную башенку. Она простояла, надо полагать, не одно столетие, пока некие трактористы не зацепили стену тросом и не повалили ее на землю вместе с башней. Просто так, от нечего делать. От башни осталась небольшая площадка вровень с землей, а от стены - вообще ничего. На фото выше вы можете видеть заборчик из бетонных плит в том месте, где она была.

В 1990-е годы здесь проводились археологические исследования, но затем были свернуты по причине нехватки финансирования. Сейчас замок, как и замок Инстербург, передан в собственность РПЦ, и средств на его восстановление, или хотя бы на сохранение - катастрофически не хватает. Пройдет еще десять или двадцать лет - и как знать, останется ли здесь хоть что-нибудь, что еще можно будет спасти?..



Пришло время подытожить путешествие по замкам Калининградской области. Что можно сказать?..

Мы все выросли на одних книжках про Айвенго и д’Артаньяна. Мы все в детстве, надо полагать, умели ценить романтику прошедших эпох и дух старины. Так почему теперь мы так мало ценим артефакты, которые чудом дожили до нашего времени?

На мой взгляд, вот эта картинка, снятая мной на прощание в Георгенбурге, идеально характеризует все, что можно сказать о замках Калининграда.



«Подайте кролику на морковку».

Вот только не слишком ли уже поздно для кролика?..

P.S. Загадка непонятного узора на стене кирхи св. Николая (о которой я писал в прошлом посте), похоже, разрешилась. Спасибо за подсказку droband1975! Судя по всему, это действительно распространенный геометрический узор, который часто наносился на кирпичные стены. Очень похожие узоры есть и на пятигранной башне у замка Георгенбург (той, на которой гнездо аистов), и на стенах Инстербурга (плохо видно, но - видно!).

В этих ваших интернетах, со ссылкой на неких «немецких исследователей архитектуры Г. Дехно и Э. Галл» пишут (не указывая, по старинной традиции, источника) о той самой башне Георгенбурга: «В северо-восточном углу окружавшей замок крепостной стены сохранилась изящная башня на квадратном основании с ромбовидным узором из пережженных кирпичей - последняя из бывших в свое время трех или четырех угловых башен».

Вопрос можно считать снятым. Это просто узор.

Правда, мне все еще непонятно, почему на кирхе св. Николая остался узор только на одной стене и только в одном углу - но я готов списать это на причуды строителей.

Путешествие по Калининграду и области

1. Город, построенный вокруг Канта

2. Город, сделанный из бастионов

3. Музей "Мурариум" в Зеленоградске: Эпицентр восторга и умиления

4. Баллада о тевтонских замках. Песнь первая: Бальга

5. Баллада о тевтонских замках. Песнь вторая: Инстербург и Георгенбург













Фото, Путешествия

Previous post Next post
Up