Иван Васильевич меняет формат

Mar 17, 2010 13:42


В 60-70 годы в СССР снимали от 130 до 160 кинокартин в год.

В СССР была жесткая кино-цензура.

Такие вот две печеньки. По отдельности они просто интересны, а в совокупности дают еще более интересный вывод: из кинофильмов, произведенных в СССР, была вырезана масса отснятого материала, по той или иной причине не прошедшая проверку цензуры на политическую вшивость, на целкостность подачи материала и на яйценоскость.

Что-то вырезалось по причинам политическим, что-то по морально-эстетическим, а что-то вырезалось просто в целях большей гармоничности фильма (то есть, тупо «чё-то не то, вырежьте нафик»).

В последнем случае под нож попали куски пленки, не содержавшие ничего предосудительного с точки зрения цензуры, но затруднявшие восприятие фильма, затягивающие фильм, и т.п.

Не было картин, до которых не дотянулись бы шаловливые ручки цензоров с раззявленными ножницами. Или почти не было.

Удивительно другое. За рубежом тоже вырезают. Там тоже случаются сцены, которые в готовый фильм не входят. Их потом, по прошествии времени, выпускают на DVD под интригующим названием «Вырезанные сцены». А вот у нас? У нас кто-нибудь слышал о вырезанных сценах из «Шерлока Холмса и доктора Ватсона»? Кто-нибудь видел вырезанные сцены из «Бриллиантовой руки» или «Иронии судьбы»?

Нету их. То есть, они возможно где-то все еще хранятся. Где-то. Но посмотреть их совершенно нет никакой возможности.

Но иногда эти вырезанные куски пленки обнаруживаются в самых неожиданных местах.

А теперь, когда я вас заинтриговал, я сделаю лирическое отступление и предамся воспоминаниям о детстве и разном, что было в моей долгой жизни.

Так вот, в моем детстве, когда я был еще так мал, что только начинал постигать разницу между ночным горшком и штанами, мой отец приобрел кинопроектор и кинопленки к нему. Настоящие кинопленки, которые назывались «нетрогайпорвешьблиннучтоятебеговорил!», с малюсенькими кадриками и дырочками, которые назывались перфорацией. Со временем я усвоил, что по дырочкам надо рвать туалетную бумагу, а кинопленку, напротив, рвать не надо. Потому что на кинопленках было настоящее сокровище - почти все выпуски «Ну, погоди!» и еще туева хуча разных мультиков.

В те годы бытовых видеомагнитофонов в СССР еще не было в принципе, как класса. Они существовали где-то далеко, на других планетах типа Японии или США (это было в далекой-далекой галактике), и у нас в доме появление этих детищ буржуазного технического гения не предвиделось. Поэтому единственной возможностью посмотреть какой-либо мультик, не сверяясь с телепрограммой и не предпринимая поход в кинотеатр (10 копеек билет! Да где ж их было взять то?), было купить кинопроектор и кинопленки.

У нас собирались ребятишки со всего двора, рассаживались по табуреткам (тем, кто поудачливее, доставались мягкие стулья) и смотрели на белый экран. Мы плотно завешивали окно пледом (в раму для этой цели были вбиты специально обученные гвоздики), с деловым видом включали проектор и крутили мультики. Одна бобина сантиметров 10 в диаметре содержала мультик на 7-10 минут. Без звука. Вместо звукового сопровождения были титры, врезанные прямо в фильм, с поясняющими надписями. И еще тарахтение проектора. И смех ребятни, когда Волк гонялся за Зайцем.

Нынче уже не то. С появлением видеомагнитофонов ушла целая эпоха. Прогресс двигался вперед, и по дороге затоптал бытовые 8-миллиметровые кинопроекторы, едва заметив их.

А совсем недавно у меня проснулась ностальгия. Я понимаю, что это смешно, но она проснулась, зевнула, потянулась и сказала: «Блин, хочу кино посмотреть!»

Я принес ей кофе в постель и включил свежескачанный с торрента «Аватар», но она с брезгливостью отказалась.

- Хочу, - сказала Ностальгия. - Хочу кино на кинопроекторе. С тарахтением. С титровыми врезками. Как в детстве. Мужик, ты детство-то помнишь?.. Ничего, щас вспомнишь.

Я вспомнил.

Я привез от родителей наш старый кинопроектор (папа, спасибо тебе - он до сих пор отлично работает). Я посмотрел несколько старых мультиков. И понял, что мне мало.

Все мультики, которые я видел в детстве, я помню наизусть. Просто наизусть. Я знаю тексты всех титровых врезок. Я помню, где у какой пленки склейка. Я по звуку тарахтения проектора определяю скорость воспроизведения фильма.

Я захотел больше фильмов. Я дал объявления и нашел их. И первый же улов дал мне возможность сделать интересное открытие.

А вот теперь я возвращаюсь к тому, с чего начал.

Мне в руки попала пленка, озаглавленная «Черные перчатки». Это нарезка фрагментов из фильма Л. Гайдая 1973 года, «Иван Васильевич меняет профессию». Фильм этот я тоже знаю почти наизусть (а покажите мне человека, который не знает?), поэтому просмотр пленки поверг меня в шок.

На старой, немой 8мм пленке обнаружились фрагменты фильма, которых в полнометражной картине в помине не было!

После того, как первый шок прошел, я начал анализировать. Я скачал фильм с торрентов, и убедился, что я прав.

Во-первых, «Черные перчатки» - это фильм не о Шурике, не о царе Иване Грозном, и даже не о И.В. Бунше. Это фильм, посвященный вору Милославскому. Он показывает в основном именно Милославского и отслеживает только его судьбу. Шурик появляется в фильме эпизодически, его жена и часть других второстепенных персонажей вообще не появляются.

Во-вторых (и это важнейшее различие), полнометражный фильм не показывает, что произошло с Милославским, когда он начинает убегать от милиции. Милославский, переодевшись в санитара, помогает вывести Ивана Васильевича до машины «скорой помощи», милиция начинает преследовать его, после чего мы полностью теряем его из вида. Однако сцены преследования были отсняты - их изъяли из уже готового фильма.

Видимо, позже кто-то из создателей «Ивана Васильевича» решил, что сцены эти не так уж плохи, и предложил смонтировать отдельную малометражную ленту. Так вырезанные куски пленки не пропали в закоулках фильмохранилищ, а стали доступны хоть и не всем зрителям, но по крайней мере очень многим. В фильм вошли дополнительные сцены погони стрельцов за Милославским и Буншей, и сцена погони милиции за Милославским, которая, кстати, заканчивается весьма смешно.

Поиск в этих ваших интернетах не дал мне никакой информации ни о создателях этой короткометражки, ни о причинах ее возникновения, а на самой кинопленке нет ничего, что могло бы помочь в поисках (на 8мм кинопленках было вообще не принято оставлять сведения о создателях, почему-то). К тому же пленка, к моему величайшему огорчению, обрывается на финальных титрах (на кадре с надписью «КОНЕЦ», за которым, скорее всего, уже ничего и не было интересного).

Вслед за первым удивлением мне захотелось поделиться радостью с окружающими. Я оцифровал пленку (если этим высоким словом можно назвать тот примитивный процесс, с помощью которого я загнал видео в комп - с тем же успехом можно называть процесс рыхления земли палкой-копалкой словом «агрономия») и выложил результат в сеть.

Ниже вы можете с ним ознакомиться.

Я заранее очень извиняюсь за безобразно низкое качество. Во-первых, пленка очень потерта. Есть надежда, что мне удастся найти более качественную фильмокопию, и тогда я снова пересниму ее (тем более, что я уже нацелился на приобретение установки Telecine для полупрофессиональной оцифровки кинопленок), и снова выложу в сеть. Во-вторых, сам метод пересъемки (моё хайтек ноу-хау, называется «с простыни на цифровую мыльницу») подразумевает несколько более низкое качество изображения, чем в профессиональных студиях. В-третьих, пленка, как я уже сказал, немая, без звука, так что увы нам - мы вряд ли когда-нибудь узнаем, какое там было звуковое сопровождение.

Но для ознакомления, надеюсь, сойдет.

Спасибо за внимание.

UPD. Обновил оцифровку (переснял ту же пленку на цифровую камеру. Качество все равно ужасное, но чуть лучше, чем было).

image Click to view



Предыдущую версию видео все еще можно найти на MySpace: Black gloves

Такое вот кино

Previous post Next post
Up