Павел Хомич был расстрелян в сентябре 1942 года по постановлению комиссии НКВД.
Неизвестно место его захоронения, это могла быть и Левашовская пустошь, и любое кладбище, включая Митрофаньевское, где хоронили в общих могилах.
Старательные нквдэшники не ленились в самое трудное голодное время находить врагов народа и расправляться с ними. Надеясь стереть память об этих людях, тайно расстреливали, тайно хоронили.
Но сказано в писании "Память праведника пребудет благословенна, а имя нечестивых омерзеет." (Пс 111, 6).
17 октября 1893 года в Гродненской губернии, в семье присяжного счетчика уездного казначейства Семена Хомича, родился сын, получивший имя Павел. В младенчестве мальчик был крещен в православной церкви. Сухая биографическая справка сообщает, что 22 октября 1905 года Павел Хомич перешел в католичество (весной того же года вышел Высочайший Указ о веротерпимости, благодаря чему переход из православия в другую религию перестал быть уголовно-наказуемым деянием).
Учиться Павел поехал в Петербург - в Духовную Академию. В 1916 году был рукоположен в священники, служил в разных приходах Петрограда. С 1920 года - настоятель во Пскове, с 1923 - настоятель прихода Св. Казимира в Ленинграде (церковь за Нарвской заставой на улице Ушаковской - теперь это ул. Зои Космодемьянской, 22)
Церковь Св. Казимира, арх. Купинский П.С.
Год постройки: 1898-1910; не сохранилась - здание было полностью разобрано в 1956 г.
Ныне на месте храма - телефонная станция. (
http://www.citywalls.ru/house9453.html).
В 1923 году в Москве прошёл показательный процесс над над католическим духовенством, в результате которого архиепископ Иоанн Цепляк оказался в заключении, а декан петроградского деканата монсеньер Константин Будкевич был расстрелян, Католическая Церковь в России была обезглавлена.
В марте 1923 года, в связи с этим делом, был арестован также настоятель петроградской церкви св. Казимира о. Станислав Эйсмонт и летом на его место был назначен о. Павел Хомич. Священнослужителей не хватало и отец Павел вскоре также стал администратором церквей Ченстоховской Божией Матери в Лигово и Св. Алексея в Петергофе. Кроме того он возглавил в своем приходе общину францисканцев-мирян, насчитывавшую в то время около 40 человек.
В 1926 - выезжал служить в Кронштадт.
3 декабря 1926 Павел Хомич был арестован в Ленинграде, обвинялся "в проведении контрреволюционной религиозной деятельности среди молодежи и верующих прихода, а также в создании нелегального антисоветского братства членов Третьего ордена терциариев-францисканцев".
27 июня 1927 - приговорен по ст. 58-10 УК РСФСР к 10 годам Исправительно-трудовых лагерей.
Павел Хомич (фото из следственного дела)
Павел Хомич был отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения, куда прибыл 3 июля.
В июне 1929 - переведен на остров Анзер (знаменитая "коммуна ксендзов", где он находился вместе с
о. Леонидом Фёдоровым:
23 человека в комнате 3-4 метра длины и около 2-х метров ширины.
"На каждого из нас приходится около 1/16 кубатуры воздуха, необходимой для жизни человека," - писал о.Адольф Филипп.
Всех священников - и пожилых, и инвалидов заставляли выполнять тяжёлые физические работы по 16 часов на улице зимой. Нередко усталых и измученных, их поднимали ночью и снова гнали на мороз - копать мёрзлую землю и выкорчевывать камни.
Однако в этих совершенно невыносимых условиях они служили и молились.
Представьте себе - в ужасе и мраке, среди уныния и отчаяния тысяч несчастных, ходили эти люди - спокойные и благостные. Слушали, исповедовали, причащали, поддерживали. Это был свет и надежда.
Их называли "коммуна ксендзов").
В июле 1932 Павел Хомич арестован по групповому делу католического духовенства, которое обвинялось "в создании антисоветской группировки, ведущей антисоветскую агитацию, тайно совершавшей богословские и религиозные обряды и осуществлявшей нелегальную связь с волей для передачи за границу сведений шпионского характера о положении католиков в СССР" - "Дело бритоголовых". Следствие считало его одним из "вожаков, которые слишком смело и дерзко руководили группой ксендзов".
27 мая 1933 - приговорен к одному году штрафного изолятора (ПП КОГПУ), а 22 июля вывезен в Ленинградскую тюрьму и в августе отправлен в лагерь в Комсомольск-на-Амуре.
В августе 1935 - возвращен в Соловецкий лагерь особого назначения.
10 ноября 1936 - освобожден из лагеря с запрещением проживания в 12 крупнейших городах и пограничных областях. Проживал в Костроме, позднее переехал в Калугу.
В августе 1939 - вернулся в Ленинград, где жил на нелегальном положении и проводил тайные богослужения на квартирах.
Как священник о.Павел был очень предан своему служению, он создавал небольшие группы, объединяющие верующих - общины терциариев, кружки Св.Розария. Прихожане очень любили и уважали своего пастыря, восхищаясь его крепкой верой, апостольским рвением и рассудительностью, не поколебленными десятилетней ссылкой на Соловках.
После начала Великой Отечественной войны о.Мишель Флоран был вынужден покинуть Советский Союз и через доверенных лиц попросил о.Павла принять на себя обязанности главы Апостольской Администратуры Ленинграда, что тот и сделал.
Богослужения продолжались даже в суровую блокадную зиму 1941 года. На них собиралось не так много людей. Имена некоторых из них дошли до нас. Однако в начале 1942 года многие были высланы из города в числе "неблагонадежных элементов".
Вскоре о.Павел Хомич снова был арестован.
Из материалов следствия:
"Булла Папы Римского - это крестовый поход молитв - призыв ко всем верующим мира молиться за то, чтобы в СССР была признана свобода Церкви. Я признаюсь, что был за этот поход."
1 сентября 1942 года священник Павел Хомич был приговорен к расстрелу и через 9 дней приговор был приведен в исполнение.
Недавно мы разговаривали с одной бабушкой в приходе Св.Екатерины на Невском, она рассказала, что присутствовала в дни блокады на квартирных богослужениях, которые вёл отец Павел Хомич.
"Он был очень симпатичный внешне и такой светлый человек, несмотря на всё пережитое.
Когда его арестовали, это было очень горько, - и люди ходили в единственный открытый в городе костёл Лурдской Божьей Матери на Ковенском и молились за отца Павла. Тайком молились, потому что страшно тогда было."
"Я доволен своей участью.. Бог отметил меня тем, что переношу страдания, укрепляя чувства верующих", - говорил Павел Хомич на допросе в 1932 году.
Пример его верности и любви сияет сегодня перед всем миром. Вот на таких столпах стоит наша церковь.
(По материалам:
http://catherine.spb.ru/index.php/comments/chomiczhttp://www.catholic.ru/modules.php?name=Encyclopedia&op=content&tid=5452)