Приехать в Лондон и не умереть

Nov 29, 2012 07:57


Сергей Мажарин перепечатал из slon.ruсегодня в 06:45

Газета Independent сообщила в среду, что «один из ключевых свидетелей» по делу Магнитского 44-летний Перепиличный найден мертвым в своем роскошном особняке в городе Вейбридж еще две недели назад. По данным издания, причина смерти до сих пор не установлена. Если кто не заметил, так в Лондоне стали просто до неприличного часто убивать. Причем людей отнюдь не простых. И даже не просто богатых. И не просто причастных к каким-либо темным делам на территории бывшего СССР. А людей, много знающих и могущих многое рассказать по резонансным делам: кточем руководил, кто что отмыл и, главное, кто куда и чего спрятал. И длительные расследования, проводимые хваленой британской полицией, как и в деле Джека Потрошителя, ни к чему не приводят.

Начало таинственной череде смертей положила смерть известного юриста Стивена Кертиса. Да, того самого, который руководил зарубежной сетью ЮКОСа и участвовал в различных сделках Бориса Березовского, включая получение им платежей от Романа Абрамовича. Стивен Кертис не был выходцем из России или политическим беженцем, но плотно сидел на игле крупных российских дел. Перед его смертью вовсю циркулировали упорные слухи, что он якобы собирался «сдать» кого-то из своих клиентов и посотрудничать с британскими правоохранительными органами. Но не получилось. Вертолетная катастрофа, в которой погиб Кертис, слывший человеком чрезвычайно небедным и связанным с британской аристократией, долго, нудно и безуспешно расследовалась. Инквест (судебное следствие) не выявил признаков умышленного убийства или иного преступления, и о деле надолго забыли. Иногда ведь и особо информированные юристы просто так падают в частных вертолетах.

Уже когда дело ЮКОСа было в разгаре, в своей довольно скромной лондонской квартире был найден умершим бывший член совета директоров, один из миноритарных собственников и «отцов» приватизации компании Юрий Голубев. Голубев был в течение длительного времени ближайшим советником Сергея Муравленко - первого президента и вплоть до самого начала «дела ЮКОСа» - председателя совета директоров компании. Учитывая пожилой возраст умершего и отсутствие всяческих следов преступления, дело довольно быстро заглохло. Но СМИ не могли не заметить, что господин Голубев был одним из наиболее осведомленных лиц о приватизации в российской нефтянке и ее последствиях.

Всерьез тем, что творится вокруг политических беженцев из России, особенно тех, кого на родине именовали забытым античным термином «олигарх», британские правоохранительные органы озаботились после знаменитого убийства Литвиненко. Об этом деле написаны уже целые библиотеки, но вопросов, на которые нет ответов, становится все больше и больше. То отец Литвиненко с разоблачениями выступит, то Луговой вдруг на полиграфе проверится. Очевидно, что начавшийся буквально пару недель назад в Лондоне очередной инквест с участием огромной толпы высококвалифицированных юристов вряд ли на все не отвеченные вопросы ответит. Особенно учитывая, что одно из наиболее заинтересованных в расследовании убийства Литвиненко лиц - Борис Березовский - без пяти минут банкрот и финансировать столь масштабное мероприятие просто не в состоянии. Так что и дело Литвиненко имеет все шансы кануть в архивах лондонской полиции.

Достаточно свежая попытка ликвидации малоизвестного широкой общественности, но хорошо знакомого информированным людям, таинственного «молдавского» банкира Горбунцова дала всем понять, что Литвиненко дело не ограничилось. Правда, лица, заказавшие Горбунцова, оказались очевидными жлобами, пожалевшими денег на приличного киллера с дипломом Рязанского десантного училища и прибалтийским паспортом, но очередной шухер в политической тусовке им навести удалось. Все, кто чуял за собой соответствующие грешки, имел крупные долги или кинутых решительных партнеров, начали переселяться поближе к полицейским участкам. Что же касается поиска и поимки исполнителей и заказчиков стрельбы в Канари Ворф, то в этот раз вопрос серьезно даже и не обсуждался. Британские полицейские уже поняли, что бывшие российские бизнесмены о своих реальных врагах будут молчать, даже если им пообещают засунуть раскаленный прут в неприспособленное для этого отверстие, как Эдуарду II.

Что касается таинственной смерти господина Перепиличного, о которой полиция молчала почти две недели, то не очень уж важно, был ли он ключевым свидетелем по делу Магнитского или не был, а также входил ли в различные финансово-распильные ОПГ или нет, или же просто денег кому надо не отдал. Обсуждение этих тем, с учетом нежелания господина Браудера и Hermitage Capital комментировать ситуацию и известной всем молчаливости лондонской полиции, может быть бесконечным. Ясно, что покойный был богатым хорошо информированным политическим беженцем из России, причем получившим свой статус достаточно недавно. Отсутствие господина Перепиличного в списках Интерпола, равно как и отсутствие информации о его чудовищных злодеяниях в отношении существующего российского режима, а также та чрезвычайная осторожность, с которой Британия дает теперь соответствующий статус беженцам, оставляют самое широкое поле для рассуждений, чего же такого Перепиличный рассказал въедливым британцам для того, чтобы поселиться в Туманном Альбионе. Очевидно, что дискуссия вокруг темы, кому была выгода смерть Перепиличного: господину Браудеру (как обязательно будут утверждать российские уполномоченные органы) или же он был отравлен секретным ядом спецагентами ГРУ, через несколько лет плавно перерастет в очередной инквест, где и станет достоянием современной британской уголовной истории. Как показывает наш краткий, но содержательный обзор, подобные преступления в Британии, увы, не расследуются. Несмотря на то, наверное, что Шерлок Холмс уже устал переворачиваться в гробу, глядя на подобное постыдное бессилие британской полиции.

Краткая история наиболее известных (а столько еще тех, о которых мы не знаем) таинственных политических (а они безусловно таковыми являются) смертей в британской столице и вокруг нее, связанных с выходцами из России, уже в который раз дает кому надо понять: Лондон больше не безопасное место. И для олигархов, и для политических беженцев. И зря уважаемый мэр Лондона Борис Джонсон зазывает российских олигархов судиться в лондонских судах. Учитывая глубину российских политических и предпринимательских дел, лондонская полиция плохой помощник в их расследовании. Подобным делам суждено пылиться веками в архивах по соседству с делом Джека Потрошителя и прочими мрачными лондонскими тайнами. Жизненные реалии изменились: если ты привез из России не только деньги, но и информацию, на спокойную жизнь в роскошном поместье неподалеку от Лондона уже рассчитывать не приходится. Недаром Борис Абрамович Березовский уже чуть ли не в метро ездит, а все с телохранителями. Когда ты говоришь, что ты политический беженец из России, наиболее нервные англичане вздрагивают и начинают озираться, как будто в вас сейчас кто-то кинет бомбу. Пропал спокойный и тихий город Лондон, совсем пропал. Короче говоря: хочешь жить в Лондоне с деньгами и информацией - покупай бронежилет. Хотя и он вряд ли поможет. Ничто ведь не убивает так тихо, эффективно и без следов, как опасная информация.
Up