Про штатив

Feb 17, 2014 15:52

Оригинал взят у smelov в Про штатив

Штатив - основной инструмент пейзажного фотографа. Думаю, с этим все согласятся. А раз так, значит штатив должен быть хорошим! Но что такое хороший штатив, ведь критерии у всех разные. Здесь я хочу изложить свой личный опыт, потому как за свою жизнь я поменял столько штативов, что есть о чем рассказать. Это не статья и не совет по выбору. Просто небольшой обзор того, что у меня было и чем меня это не устроило. Быть может, мой опыт поможет вам не наступить на те же грабли :)

1. Штатив NoName пластиково-алюминиевый. Срок службы: полгода



Думаю, многие из нас начинали с чего-то подобного. Был куплен мной за 500 рублей на рынке, на заре моего увлечения фотографией. Тогда я снимал на компакт Olympus C370 и мне, почему-то, взбрело в голову, что для съемки панорамы, которыми я тогда увлекся, нужно обязательно иметь штатив. Очевидно, смысла в покупке данного штатива не было, поскольку точно закрепить на нем камеру было невозможно. Голова наклонялась, площадка съезжала, камера кренилась, а ноги расползались в стороны как у знатного пьяницы. В результате всего этого, первоначальная композиция менялась до неузнаваемости. Кроме того, из-за чрезмерной легкости, штатив был абсолютно неустойчив, и малейшая вибрация приводила к смазу изображения. Несмотря на это, я был очень горд своей покупкой и почти всегда таскал своего трехногого друга с собой. Через полгода эксплуатации у штатива начали отваливаться пластиковые детали - защелки на ножках, рукоятки и т.д. В один прекрасный день я продал этот штатив за 150 рублей одному господину для нефотографических целей.

Длина в сложенном состоянии: 50 см.
Вес: 1 кг.
Стоимость: 500 руб.
Фишка: подойдет для мазохиста
Моя оценка (для своего класса): 1/10


2. Штатив Slik sprint pro. Срок эксплуатации: 3 года



Следующим моим штативом стал Slik sprint pro. Во истину, очень достойный агрегат! При своей тогдашней цене 2800 руб он был просто идеален. Небольшой вес, достаточная высота, компактность (около 50 см в сложенном состоянии) и приемлемая устойчивость. С этим штативом я умудрялся работать даже на телевиках вплоть до 200 мм. Конечно, были определенные неудобства, связанные с малым диаметром шара у родной шаровой головки, что, в свою очередь, приводило к тому, что аппарат на штативе немного "кивал" и приходилось вводить поправку. Но, в целом, при определенной сноровке, к этому можно было легко привыкнуть. К слову, голова у штатива - сменная, поэтому при необходимости ее можно заменить на более продвинутую. Другой особенностью этого штатива были его довольно тонкие ноги, которые легко просовывались в специальные петли на рюкзаке, благодаря чему, его можно было носить без чехла и очень оперативно доставать. За все время эксплуатации у штатива не сломалась ни одна его деталь! Однако, в один прекрасный день я обнаружил, что куда-то пропала одна секция ножки. Когда и при каких обстоятельствах она отломилась и куда делась потом для меня до сих пор остается великой загадкой! Справедливости ради скажу, что у друга на точно таком же штативе, нога треснула пополам при работе на морозе, будучи воткнутой в сугроб.

Длина в сложенном состоянии: 50 см
Вес: 1.1 кг
Стоимость: 2500-3000 руб
Фишка: соотношение цены/компактности/усточивости, съемная голова
Моя оценка (для своего класса): 9/10

3. Slik PRO 700DX. Срок эксплуатации: 1.5 года



Был куплен мной где-то через 1.5 года после покупки предыдущего штатива Slik sprint pro как более тяжелая альтернатива для неспешных съемок. Стоил около 5 тыс.руб. Что могу сказать. Альтернатива оказалась реально тяжелой. Штатив сделан из сплава Алюминий+Магний+Титан, весит целую тонну и его просто невозможно сломать. В целом, никаких особых претензий к штативу, кроме его аццкого веса не возникало. Еще немного напрягали тугие заклёпки на ногах, которые приходилось жать изо всех сил, чтобы зафиксировать. Штатная 3d-голова у штатива была ни к черту и, по-хорошему, подлежала уничтожению. Но моя добрая душа смиловалась над ней, в результате чего, я пользовался ей до тех пор, пока штатив не был продан более накачанному коллеге.

Длина в сложенном состоянии: 76 см
Вес: 3.5 кг
Стоимость: 5000 руб
Фишка: железобетонная устойчивость, неубиваемость
Моя оценка (для своего класса): 8/10

4. Manfrotto 7303yb. Срок эксплуатации: 8 мес.



Приобретался на замену Slik sprint pro, когда у того в неведомом направлении исчезла нога. Требования были все те же что и к предыдущему кандидату - лёгкость, компактность, относительная устойчивость. Штатив был выбран реально из огромного числа моделей, имевшихся в наличии в Петербурге. В поисках подходящего варианта я прошерстил весь город. Manfrotto 7303yb оказался очень неплохим кандидатом и, благодаря несколько необычному сечению ног (многоугольник, а не круг), был весьма устойчив. Толстая и короткая центральная штанга также внушала уверенность в результате, исключая шевеленку. Единственным недостатком модели виделась несъемная шаровая голова. Но т.к. на тот момент у меня другой головы не было, то, по совокупности параметров я купил этот штатив и счастливо пользовался им 7, или 8 месяцев. "Беда" пришла внезапно. С самого начала казавшийся странным механизм крепления ножек к базе дал сбой, одна из подпружиненных гаек (обведена на рисунке красным) вылетела и ускакала домой в Италию.

Длина в сложенном состоянии: 48.5 см
Вес: 1.34 кг
Стоимость: 5000 руб
Фишка: устойчивость/компактность. недостаток - несъемная голова и ненадежные фиксаторы положения ног
Моя оценка (для своего класса): 7/10

5. Парапетный штатив Redged



Штатив был куплен в Соединенных Штатах в качестве игрушки. Ничего толкового про модель сказать не могу по причине того, что эксплуатировал его мало. На вид штатив сделан весьма добротно, имеет съемную шаровую голову. Размер штатива всего 27 см, что делает его пригодным для съемки исключительно с парапетов. Для того чтобы снимать с его помощью с земли, надо лечь с ним рядом :) Несмотря на то, что покупка казалось достаточно удачной, штатив оказался невостребован, т.к. далеко не везде находится подходящее возвышение, чтобы его поставить.

Длина в сложенном состоянии: 27 см
Вес: 0.9 кг
Стоимость: приблизительно $50
Фишка: компактность
Моя оценка (для своего класса): затрудняюсь оценить

6. Benro C2691 TB1 (в народе Benro c269). Срок эксплуатации: 1 год



После того как я поменял 4 штатива, пришло понимание того, что пора обзавестись, наконец-то, чем-то действительно достойным, чтобы закрыть штативный вопрос надолго. По многочисленным рекомендациям друзей я приобрел очень и очень популярную модель карбонового штатива Benro c269 серии Travel Angel за 12 тыс.руб. Я подозреваю, что сейчас этот штатив уже сняли с производства, поскольку информация о нем куда-то резко испарилась из Интернетов, да и в магазинах он перестал появляться. Особенностью штатива является то, что его ноги могут инвертироваться, благодаря чему штативная голова как бы "прячется" между ними и, в результате, достигается очень высокая компактность штатива. В сложенном состоянии он имеет длину всего 43 см. По совокупности параметров штатив, практически, безупречен. 6-ти слойный углепластик, добротная сборка, очень хрошая штатная шаровая головка. Когда я поменял штатную голову на более дорогую Acratech, я практически не почувствовал разницы, в то время как разница в цене составила $300. Иногда штатив разбалтывался, но это легко устранялось подтягиванием гаек, идущими в комплекте ключами, и совершенно не напрягало. Во время съемки на лаве во время извержения Толбачинского вулкана, у штатива оплавилась и вытекла пластиковая втулка на нижней секции одной из ножек. После того как по моим чертежам токарем была выточена новая втулка из металла, штатив продолжил свою службу. Теперь пару слов о том, как штатив сломался. Дело в том, что выдвижные ноги штатива фиксируются при помощи специальных полимерных пластин, находящихся внутри зажима. Эти пластины очень небольшие и если вытащить ногу, их крайне легко уронить и потерять. Собственно это и случилось не так давно. На морозе нога почему-то заела, штатив отказался "собираться". Для выяснения причины я развинтил фиксатор и вытащил ножку. Белая пластиковая деталь упала в снег и больше я ее найти не смог. На данный момент штатив исправно работает, я сделал замену фиксатору из обычной пластиковой карты, оплавив ее и придав требуемую форму. Тем не менее, нога заедает. Знаю, что фиксаторы более дорогих штативов, на подобие Gitzo сделаны подобным образом, но для них запасные части продаются и достать их - не проблема. Достать подобную запчасть для Benro мне пока не удалось, хоть я и не прекращаю попытки. Вообще, резюмируя сказанное, мне гораздо приятнее было работать с фиксаторами-клипсами, чем с цилиндрическими втулками, хоть они и считаются, почему-то, более профессиональными.

Та самая потерянная деталь:


Длина в сложенном состоянии: 43 см
Вес: 1.74 кг
Стоимость: 12-15 тыс. руб.
Фишка: инверсия ног и беспрецедентная компактность
Моя оценка (для своего класса):7/10

7. FEISOL Tournament CT-3442



Об этом тайваньском штативе я узнал от знакомых. Насколько мне известно, в Питере пока еще никто не обзавелся данным чудом. При цене 16.5 тыс (с доставкой) штатив представляет собой практически точную копию Gitzo Systematic GT4552TS за 33 тыс. Опробовать штатив в деле мне пока не удалось, т.к. посылка с ним только позавчера пришла ко мне. Внешне штатив сделан весьма добротно. Его габариты в сложенном состоянии - менее полуметра. Вес - 1.13 кг кажется небольшим даже по сравнению с "походным" Benro. Рабочая высота - весьма комфортна. Я при росте 190 см не испытываю дискомфорта, стоя за таким штативом. Конечно, рабочая высота - это тот параметр, которого всегда хочется иметь с запасом. Но, руководствуясь принципом разумной достаточности, будем отдавать себе отчет в том, что при увеличении рабочей высоты возрастает и габарит штатива в сложенном состоянии, а также его вес. Вспоминая свой Benro, первое, что я сделал с новым штативом - разобрал его и осмотрел фиксаторы ног. К сожалению, ничего хорошего я там не увидет - набор подозрительных пластиковых "шайб", выглядящих весьма сомнительно. Единственное что утешает - производитель дает 5 лет гарантии на свое оборудование и обязуется выслать ЛЮБЫЕ запасные части вплоть до целой ноги штатива, в случае ее поломки.

Длина в сложенном состоянии: 48 см
Вес: 1.13 кг
Стоимость: 16.5 тыс. руб
Фишка: отсутствие центральной штанги
Моя оценка (для своего класса): пока затрудняюсь оценивать

Заключение. Как и в случае с любой техникой, для штатива справедливо следующее высказывание - "Не важно, на что ты снимаешь, важно, как ты это делаешь". Уверен, при определенной сноровке снять шедевр можно даже на китайстую пластмасску, да что там говорить, иногда можно обойтись даже без штатива вообще! Тем не менее, хорошая техника делает нас счастливее, а плохая - причиняет боль и страдания. К сожалению, вынужден констатировать: рано или позно тайваньский FEISOL, несмотря на достойные отзывы зарубежных коллег, все же придется сменить на топовый GITZO, или RRS. Эти штативы стоят 30 тыс. руб и более но, видимо, альтернатив им в плане надежности действительно нет. Кстати, обладателей штатива RRS в СПб я не встречал. Если у кого есть - отзовитесь. Буду рад подискутировать на тему его преимуществ, или недостатков перед Gitzo.
Previous post Next post
Up