Мозолистое тело - пучок нервных волокон соединяет два полушария и обеспечивает целостность работы мозга. Он находится между полушариями в теменно-затылочной части и состоит из 200 млн. нервных волокон.
Межполушарное взаимодействие необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Когда работа полушарий скоординирована человек лучше запоминает и обрабатывает информацию, у него высокая концентрация и устойчивость внимания, хорошо развиты самоконтроль и произвольность (воля).
Созревание мозолистого тела начинается в дошкольном возрасте и продолжается до 7 лет у девочек и до 8 - ,8.5 лет у мальчиков.
Нарушения межполушарного взаимодействия и, соответственно, нарушение скоординированной работы двух полушарий бывают обусловлены как физиологическими факторами (замедленное созревание), так и результатом воздействия стресса (даже мы взрослые, находясь в сильном волнении, бываем раскоординированными, роняем предметы, плохо запоминаем). Следовательно, одним из основных условий устойчивости к стрессам, хорошей памяти, ребенка является полноценное развитие мозолистого тела в дошкольном возрасте.
Кинезиологические упражнения улучшают проводимость импульсов через мозолистое тело и, следовательно, развивают межполушарное взаимодействие.
Приведенные в этом комплексе упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма.
Упражнения выполнять ежедневно в течение 6-8 недель по 15-20 минут в день.
После того как упражнения освоены, их нужно усложнять. Для усложнения можно:
- ускорять темп выполнения движений,
- выполнять упражнения с легко прикушенным языком, с закрытыми глазами, одновременно с прикушенным языком и закрытыми глазами (таким образом, мы исключаем речевой и зрительный контроль),
- подключать движения глаз (совершать движения вправо-влево, или вверх-вниз, или круговые движения) и языка (высунув язык, водить им вправо-влево) к движениям рук,
- подключать дыхательные упражнения.
Комплекс №1
Упражнение «Лягушка»
Руки положить на стол или на колени. Одна рука сжата в кулак. Другая - на плоскости стола (ладошка). Задание - одновременно и разнонаправлено изменять положения рук.
Упражнение «Кольцо»
По очереди и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем (последовательно: указательный, средний, безымянный, мизинец). Упражнение повторяется в прямом и обратном порядке - от мизинца к указательному пальцу.
Упражнение «Гусь - курица - петух»
Нужно последовательно изменять положения рук.
«Гусь».
Ладонь согнута под прямым углом, пальцы вытянуты и прижаты друг к другу. Указательный палец опирается на большой.
«Курица».
Ладонь немного согнуть. Указательный палец опирается на большой. Остальные прижаты друг к другу в полусогнутом положении.
«Петух».
Ладонь поднять вверх. Указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы подняты вверх - это «гребень»
Упражнение «Ухо - нос»
Взяться левой рукой за кончик носа, правой - за противоположное ухо. Одновременно опустить руки и хлопнуть в ладоши, изменить положении рук с точностью до наоборот.
Упражнение «Зеркальное рисование»
Рисовать двумя руками геометрические фигуры. Сначала в воздухе, потом на бумаге.
С младшими дошкольниками выполнение упражнений можно сопровождать рифмовками. Дети 5,5 - 7 лет увлечены процессом и усложнениями, тем, как качественно или не очень у них получается, рифмовки им не требуются.