Продолжаем глиняный ликбез -- домик слепили, теперь пора и сказку начинать: "Жили-были старик со старухой..." Кстати, как вы думаете, почему именно старик со старухой (а не мужик с бабой, например) и почему у них (стариков) дочки и сыночки (а не внучки и внуки)?
Мы будем вытягивать всю фигурку из одного куска глины. Этот способ хорош для взрослых, он позволяет очень быстро слепить фигурку в ходе игры, и это "правильный" скульптурный способ лепки. Но детям до 5 лет он дается с трудом. Бывают, конечно, исключения. К нам в группу ходит Маша, которая в 3 года прекрасно вытягивает из цельного куска ножки и ручки. Правда, они поначалу были слишком тонкими и многочисленными. Так что, стоит попробовать показать ребенку, как вытягиваются руки-ноги, но настаивать на этом способе не имеет смысла. Пусть лепят кукол из отдельных деталей -- тело, голова, руки, ноги.
Мы же будем лепить по-взрослому. Но, в отличие от Господа Бога, начнем с женской фигурки -- она в юбке, с ней проще. Берем целый кусок глины и представляем, что там внутри вся фигурка -- в сложенном виде. Свернулась клубочком и завернулась в большой теплый плед.
Но вот она проснулась и начинает медленно, спокойно вытаскивать из под пледа голову. Вам для этого нужно обхватывать край куска кончиками всех четырех пальцев (мизинец не в счет) и аккуратно продавливать шею и оттягивать голову вверх.
Осмотрелась наша старушка, высунула из под одеяла руки, потянулась...
Пора вставать.
Теперь уже стоя придаем ей более четкую форму -
- проверяем, что юбка широкая и плотно стоит на столе
- слегка зауживаем талию
- чуть вытягиваем голову, чтоб она была выше чем шире
- на лице можно изобразить маленький носик, а можно этого и не делать
- палочкой рисуем лицо и элементы одежды. Нарисовать лицо можно дать ребенку -- это детям нравится и это психологически важное действие. Только не критикуйте потом криво нарисованные три глаза, а похвалите и оставьте как есть или незаметно исправьте.
Ну вот, хранительница очага готова, можно тут же отдавать ее в игру, а тем временем быстренько слепить добытчика. Опять начинаем с целого куска, вытягиваем голову, руки, а потом вместо юбки ноги. Ноги должны быть большими и толстыми -- чтобы наш герой мой уверенно на них стоять.
Важная деталь, про которую все забывают, а потом удивляются, почему фигурки падают -- ступни. Как вы думаете, сколько точек опоры у стоящего человека? Вспоминаем... "двуногое без перьев"... две? Попробуйте постоять на цыпочках, и вы поймете, что такое две точки опоры. У нормального человека их четыре -- две пятки и два носка. И глиняный человек ничем не хуже.
Теперь придаем новоиспеченному Адаму человеческие черты. Чтобы он был более похож на деда, можно приклеить бороду (лепешка на шею), усы (колбаска над бородой) и волосы (тонкая лепешка на голову). Это уже доступно ребенку, кстати.
Итак, надо бы нашим персонажам чем-нибудь заняться. Ну, скажем, посадил дед репку. Слепите репку размером с деда, а то и больше -- вот будет веселье. Позвал он значит, бабку, бабка позвала внучку. Про внучку я уж не буду рассказывать, она отличается от бабки только размером. А внучка позвала Жучку. Как слепить собачку? Начинаем опять с цельного куска правильного размера.
Любое животное имеет четыре ноги, голову и хвост -- все это нужно вытянуть из первоначального куска. Отличия небольшие, у каждого животного есть всего 3-4 характерные черты, которые однозначно указывают на то, что это оно. Но, скажем, голова почти у всех вытягивается вместе с шеей вверх, а потом загибается под углом вперед и вниз.
Вытягиваем четыре ноги и хвост, не особенно заботясь пока о форме -- мы просто распределили глину, чтобы на все хватило.
Получается какая-то саламандра. Но вот еще несколько движений и О! Вдруг собака!
Мы лепим архетипический образ собаки -- дворнягу, а все дворняги имеют примерно одинаковую конфигурацию
- длинная морда
- острые уши
- хвост колечком
- относительно короткое туловище
- ноги средней длины
В принципе, собачка уже готова для детских игр. Но для собственного спокойствия можно доработать образ.
Хвост вытягиваем совсем тонкой колбаской вверх и скручиваем. Уши -- передняя сторона плоская. Морда сужается с боков больше чем по высоте, острый нос сверху. В талии тело уже, чем в груди.
И вот, тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвала Жучка кошку. Из куска глины чуть поменьше собачьего опять вытаскиваем шесть конечностей, но даем на голову чуть поменьше глины, а на хвост -- чуть побольше.
Смотрим, чем кошка отличается от собаки
- голова короткая, просто шея и шарик на ней
- тело чуть длиннее
- ноги чуть короче
- хвост трубой
И какая же кошка без ушей и усов? Мордочку чуть-чуть вытаскиваем вперед и выдавливаем палочкой усы.
Кошка, само собой, позвала мышку -- хвостик, лапки вытягиваем лишь чуть-чуть, а морду вообще не вытягиваем, а просто уминаем на конус.
Уши сдвигаем с морды одним движением пальца, чуть подрабатываем лапы и морду и -- вытянули репку!