Оригинал взят у
alelchuk в
вальдорф по-русски Согласен -- кроме портрета Штайнера в душе, требуется еще и своё творчество, а также размышления, пробы и опыт.
Вот хочу подискутировать про глину в детском саду и столярное дело в начальной школе. И то, и другое не прописано в вальдорфской программе. Более того, строгие антропософы укоризненно посматривают на мои занятия (глиной с дошкольниками и деревом с младшими школьниками). Типа -- глина отбирает энергию, а на дерево недостаточно воли. В опровержение того и другого у меня есть уже многолетний опыт, частично описанный в
ЖЖ , а недавно пришла такая вот мыслишка, объясняющая, почему этого нет в программе.
Правильно -- и глина, и дерево (молотки и пилы) были частью повседневной жизни детей того времени. Вальдорф создавался-то для детей рабочих, которые и так постоянно возились в глине, играли в нее, лепили человечков лошадок и домики, и постоянно возились с деревяшками -- пилили, колотили, делали домики, ружья, коней и тележки, вырезали птичек и кораблики. Учить этому в школе было все равно, что учить чистить зубы. Уроки ремесла состояли из более тонких вещей, но они были подкреплены базовыми умениями.
Вообще, педагогика состоит из двух частей -- окружающей среды и собственно педагогики. Когда обсуждаются какие-то воспитательные меры, важно понимать, на фоне чего они происходят. В данном случае окружающая среда сменилась, значит, нужно изменять и содержание педагогики. Что я имею в виду:
100 лет назад мальчики в среднем умели обращаться с деревом и простым инструментом, это было общее знание, как сейчас -- пользование телефоном. Дерево было для них привычным материалом, и когда в 5 классе у них начиналось вырезание форм, они уже начинали совершенствоваться в том, что они и так более-менее знали. И это было важно делать в школе, потому что дома и во дворе уже мало кто мог из научить вырезать форму. А сегодня, когда дети в 3 классе начинают строить дом или в 6 классе резать по твердому дереву -- это для них совершенно новый сложный материал. С таким же успехом можно было давать им огранку алмазов -- привычки-то все равно нет. И вместо тонкой работы с формой и инструментом, прочувствования движения рук и тела, идет элементарная борьба с деревяшкой без особого удовольствия и педагогического результата.
Поэтому сейчас в школе должны быть ремесленные занятия с деревом для начальной школы -- как подготовка к ремеслу, как воссоздание исчезнувшей окружающей среды. А уж то, что у детей мало воли для работы пилой и молотком -- приходите и посмотрите, мало ли ее у них. Вполне достаточно, чтобы час-полтора потеть и стараться.
Однако, здесь есть важный момент -- я не ставлю детям обязательных задач. Это принципиальный момент. Я даю детям идеи -- что сделать и как, и они сами выбирают что и до какой степени готовности они делают. И если у ребенка есть воля на то, чтобы отпилить крыло самолета, а на зашкуривание воли не хватает -- я его не заставляю. Это его граница, он сам ее чувствует, и это тоже важный воспитательный момент.
То же самое касается глины для дошкольников. Глина -- это материал для игр, как песок в песочнице. Вальдорфская система ведь не против песочниц (кажется?). А почему в наших песочницах песок, а не глина? Ведь из него ничего толком не построишь, не выкопаешь, все осыпается. Какой в нем педагогический смысл? Никакого, но зато он не пачкается, вот причина -- удобство для взрослых. Песок можно отряхнуть со штанишек и идти чистым домой -- вот и все. А глина...
Но зато из глины можно столько всего построить, слепить, выкопать! И дети всегда искали в деревне, на окраине, на речке глину, копали в ней пещеры, лепили куличи и все остальное. Потом, правда, их приходилось мыть -- ну да ведь и одежды на них летом особенно никакой не было. Прополоскался в пруду и готово. Может быть, заменить песочницы на глинники?
Примерно это и происходит у меня на игре в глину, и опять главное условие -- я не ставлю детям задач. Я подкидываю им идеи, помогаю их реализовать, очень рад их собственным идеям и помогаю их реализовать, и никак не вмешиваюсь, если ребенок возится в глине сам.
Итак, резюме -- игра в глину и в дерево для дошкольников и младших школьников, как дополнение к вальдорфской программе. Что вы думаете по этому поводу?