Пятый урок

Jun 24, 2022 22:26

Правительство Нафтали Беннета продержалось один год - что примерно на год больше, чем предсказывалось большинством наблюдателей. Подведем итоги?
Для начала - сравнительная оценка. Скажу сразу, что она довольно условная, учитывая условность сравнения короткого периода (1 год) с длинным (12 лет). Понятно, что 12 нетанияговских лет были неоднородными, что премьер менялся с течением времени и что изначально присущая ему повышенная осторожность эволюционировала, превращаясь сперва в нерешительность, а под конец и в полное бездействие, чья единственная цель заключалась в удержании равновесия, то есть власти.

Понятно также, что за год не успеть совершить и малой части намеченного: государственные системы инертны в плане изменений, зато гиперактивны в плане сохранения удобного им статус-кво. И тем не менее, некоторые параметры вполне подлежат сравнению - если судить хотя бы по первым практическим шагам.

  1. Бюджет и экономика. Здесь у Беннета победа за явным преимуществом. Во-первых, принят бюджет (в последние годы Нетаниягу Страна уже стала привыкать жить без бюджета). Во-вторых, ликвидирована двузначная безработица, унаследованная от Нетаниягу. В-третьих, ликвидирован огромный бюджетный дефицит. В-четвертых, достигнуты беспрецедентные темпы экономического роста. В-пятых, инфляция, хотя и галопирует по чисто внешним причинам, но в существенно меньшем темпе, чем в прочих странах Запада. В-шестых, удалось справиться с пандемией без единого дня карантина. Сделаны первые - хотя и пока еще недостаточные шаги по целому ряду нужных направлений: сокращение чудовищной регуляции, открытие сельхоз-импорта, антимонопольные меры, выделение участков под жилищное строительство.
  2. Безопасность. Тоже победа за Беннетом и тоже нокаутом. ХАМАС перестал обстреливать ракетами Юг и запускать «баллоны Молотова», поскольку получает ответ на каждую провокацию такого рода. Бомбежка сирийских баз Ирана и Хизбаллы происходит едва ли не ежедневно. В Тегеране что ни неделя, то несчастный случай с очередным вражиной из Стражей исламской революции. На террор внутри Израиля дается пулевой ответ в лагерях Дженина, Шхема и Хевронского нагорья, причем этот ответ сопровождается облегченными правилами открытия огня; в итоге почти каждая операция завершается двумя-тремя трупами террористов. Дома террористов разрушаются в куда более быстром темпе, чем прежде. Израиль перестал извиняться и посыпать голову пеплом из-за случайной гибели гражданского лица или арабской журналистки - максимум выражается сдержанное сожаление. Полиция без колебаний заходит внутрь мечетей Храмовой горы, а «Парад флагов» в Иерусалиме прошел наконец через Шхемские ворота, что представляет разительный контраст с прежней трусливой политикой Нетаниягу (апогеем коей стала позорная история с магнометрами).
  3. Иудея-Самария и т.н. «мирный процесс». Снова победа Беннета и снова нокаутом. В отличие от предшественника, который мямлил про «два государства», Беннет сразу открыто заявил, что Израиль возражает против «палестинского государства». За время его правления не велось никаких политических переговоров с Рамаллой - немногие и редкие контакты были чисто техническими. Нетаниягу заморозил строительство в Иудее и Самарии - сначала официально, а затем фактически. Год Беннета-Элькина увенчался началом строительства четырех тысяч единиц жилья за «зеленой чертой». Не разрушено ни одного постоянного дома (хотя и депортированы несколько «холмов» с шатрами и времянками), остался на месте Авиатар и даже йешива в Хомеше, неоднократно выселенная во времена Нетаниягу, по-прежнему функционирует. Начато подключение т.н. «незаконных поселений» к электричеству. Подготовлен (но, к сожалению, заблокирован блоком Нетаниягу) закон о «молодом поселенчестве».
  4. Международные отношения. Победа Беннета по очкам. Как и при Нетаниягу, продолжились инициированные Дональдом Трампом активные контакты со странами Залива и умеренными арабскими странами. Почти налажены отношения с Турцией. Свобода бомбежек в Сирии говорит об успешном продолжении режима согласований с РФ. Все это было и при Нетаниягу. Победа «по очкам» дана Беннету потому, что ему удалось то, в чем провалился Нетаниягу, а именно: предотвращение ядерной иранской сделки. Немаловажно и то, что этот успех достигнут без ухудшения отношений со Штатами.
  5. Отношения с арабами внутри Страны, проблема нелегалов, борьба с арабской преступностью и арабским сельхоз-террором. Здесь фиксируется ничья. Правительство Беннета не смогло добиться сколько-нибудь заметных успехов в решении унаследованных от правления Нетаниягу огромных проблем в этой сфере. В Галилее и Негеве по-прежнему буйствует арабо-бедуинский рэкет; продолжается незаконное строительство; ничего не сделано в плане освобождения государственных земель, захваченных во время правления Нетаниягу; нелегалы по-прежнему оккупируют захваченный при попустительстве Нетаниягу Южный Тель-Авив. Пропагандисты из блока Нетаниягу обвиняют Беннета в «выделении арабам астрономических миллиардов», но правда заключается в том, что речь идет о целевых ассигнованиях (школы, дороги, полиция, матнасы), причем, лишь на будущее, которое, похоже, не наступит никогда. Фактически же арабы не получили ничего, кроме обещаний, зависящих, к тому же, от выполнения целого ряда предварительных условий.
  6. Реформа юридической системы. Здесь также ничья. Нетаниягу, как известно, всеми силами противился реформам (ограничение сферы полномочий БАГАЦа, система выборности судей, функции юридических советников, контроль над прокуратурой и полицией), но и Саар не успел провести ни одного назревшего изменения в этой области, хотя и декларировал благие намерения. А принятый правительством Беннета, несомненно, удачный «Закон о гражданстве» вполне уравновешивается нетанияговским «Законом о национальном характере государства».
  7. Религия и государство. Победа Беннета по очкам. Нетаниягу вел себя пассивно, предпочитая по умолчанию исполнять основные требования ультрарелигиозных партий; Беннет сделал отважную, хотя и не увенчавшуюся окончательным успехом попытку реформировать по крайней мере три важнейших процесса: либерализация процедуры гиюра, демонополизация кашрута и функционирование Гос-Раввината. Победа - за попытку; всего лишь по очкам - за неуспех.
  8. Дееспособность и устойчивость коалиции. По этому параметру - решительная победа за Нетаниягу. Его коалиции (исключая «паритетную») были устойчивы, дееспособны и, как правило, успешно дотягивали до конца каденции. Коалиция Беннета, напротив, постоянно пребывала под угрозой распада. Что, конечно, объясняется не только разношерстным составом, но и беспрецедентной обструкцией со стороны оппозиции. В этом отношении были попраны все и всяческие табу, включая нарушение традиции автоматической поддержки оппозицией законов и решений, которые связаны с вопросами безопасности. Но «дееспособность» говорит всего лишь о способности действовать. У Нетаниягу была такая способность, но не было действия. У Беннета было много попыток действия, но не было способности.

Суммируя, скажу так: по большинству важнейших для Страны фактических показателей правительство Беннета было либо заметно лучше, либо немного лучше, либо ничуть не хуже правительств Нетаниягу. Неслучайно пропагандисты оппозиции не могут противопоставить его очевидным достижениям ничего, кроме громких, но не поддержанных фактами лозунгов («продали Страну арабам!», «правительство уничтожения Израиля!» и прочее лживое кликушество). Единственный недостаток правительства Беннета заключался в крайней неустойчивости коалиции - что, в конечном итоге, и привело к падению и внеочередным выборам. С этого недостатка и начну, что называется, оценку «уроков».

  1. Первый урок: при всем уважении к заявлениям типа «левые и правые - братья и потому могут работать вместе», коалиция Беннета стала доказательством обратного. МЕРЕЦ и Авода согласились сотрудничать с правыми по одной причине: стосковались по власти. Союз с Беннетом и Сааром был и остается их единственным шансом выбраться из вечной оппозиции в преимущественно правой Стране. Ради министерских постов и крайне скудного продвижения своих целей они согласились на многие принципиальные уступки, но изначально было ясно, что их терпение не беспредельно.

    Рано или поздно внутри левых и арабских фракций должен был возникнуть протест в виде предъявления требований, неприемлемых для правых, и саботажа действий, согласованных в коалиционном соглашении. Принято считать, что коалицию развалили Сильман и Орбах из партии Беннета, но это лишь внешняя сторона дела. Давление на правый фланг коалиции было тем сильней, чем выше поднимал голову левый ее фланг. Не будь левого саботажа, не было бы и правых дезертиров.
  2. Второй урок: успешность правительства Беннета окончательно доказала нелепость утверждений о безальтернативности ликудного кумира. Как выяснилось, Израиль способен добиваться замечательных результатов, даже когда глава его правительства не носит имя «Биньямин Нетаниягу». Поразительно, но многие вроде бы разумные люди полагали, что это не так.
  3. Трудно переоценить и значение первого опыта участия в коалиции арабской партии - а точнее, ее главы Мансура Аббаса. Нет сомнения, от арабского политика требуется немалое мужество, чтобы во всеуслышание объявить о признании еврейского характера государства и о готовности сотрудничать с ним на этой основе. К сожалению, он оказался в полном одиночестве, да и первая ласточка еще не делает весны.

    Я крайне скептически отношусь к заявлениям типа «они такие же, как мы». Это, конечно, вранье, wishful thinking, не выдерживающий проверки реальностью. Они не служат в армии, не признают государственного флага и гимна, считают своими братьями наших открытых врагов и с удовольствием восприняли бы известие о том, что мы в полном составе сброшены в море. Не думаю, что эта картина существенно изменится в ближайшие сто-двести лет.

    Но, к сожалению, у нас нет иного выбора, кроме как жить с ними бок о бок, и согласие некоторых из них искренне сотрудничать с нами - такими, как мы есть, не пытаясь нас изменить и переделать - уже некоторый шаг вперед, который нельзя не приветствовать. Мансур Аббас говорит о том, что этот - сделанный лично им - шаг знаменует исторический поворот в сознании части израильских арабов. Хотелось бы, чтобы этот поразительно отважный политик оказался прав. В надежде на реальность этого «исторического поворота» - третий урок эпопеи правительства Беннета.
  4. Четвертый урок: даже солидное звание «депутата Кнессета» не гарантирует невозможности превращения его носителя в омерзительную базарную бабу (вне зависимости от пола превратившегося). Уровень подлости и демагогического вранья, который был продемонстрирован в течение этого года некоторыми депутатами и депутатками был совершенно беспрецедентным. Я наблюдаю заседания нашего парламента больше тридцати лет, но никогда еще не испытывал подобного отвращения. Уверен, что и многие некогда достойные ликудники (к примеру, Эдельштейн, Дихтер или Акунис), преодолевали рвотные позывы, глядя на Май Голан, Дуди Амсалема и Биньямина Нетаниягу (да-да, глава оппозиции ничем не уступал своему блевотному авангарду).

    Думаю, на этих сессиях Кнессета произошло окончательное размежевание бывшего праволиберального Херута эцельников Менахема Бегина и люмпено-образного Ликуда «шука» и городов развития. Но ни в коем случае не следует отождествлять эту парламентскую шпану с «восточными» или, как сейчас принято выражаться, с «Исраэль ха-Шния». Дело тут вовсе не в стране исхода (так, любой депутат из партии ШАС выглядит рядом с ликудной шпаной натуральным английским лордом), а именно в недостойном поведении, лживости, хамстве.
  5. И наконец последнее: не перевелись еще в Стране люди, готовые по долгу совести и убеждений упасть на гранату или лечь грудью на колючую проволоку заграждений - не только в прямом, военном смысле, но и в политике, что, как правило, намного-намного труднее. Нафтали Беннет - трагический герой этой эпопеи. Он прекрасно представлял, на что идет, с какой волной ненависти, лжи и поношений ему придется столкнуться. И не только ему - всей его семье, включая и маленьких детей. Собственно, Нетаниягу так и пообещал ему в личной беседе: «Я тебя уничтожу». А сам он, придя домой, сказал детям: «Ваш папа будет самым ненавидимым человеком в Стране. Но я не могу поступить иначе, потому что это правильно и нужно для Страны, что бы обо мне при этом ни говорилось».

    Именно в этом и заключается истинное мужество политика: пожертвовать собой, репутацией, карьерой, благополучием семьи - не ради власти, не ради денег, не ради славы - ради Страны. Я бы назвал такой вид мужества не только истинным, но и «беспримерным», потому что аналогичных примеров действительно маловато - так сразу и не упомнишь. Но в этом и пятый урок - на мой вкус, важнейший: так можно. Есть, оказывается, и такие политики.
Previous post Next post
Up