Размышления по поводу истории иконы Божией Матери «Аз есмь с вами и никтоже на вы»

Feb 23, 2011 22:47



Здравствуйте, уважаемый Геннадий Александрович!

Хочу поблагодарить Вас за воспоминания о Маргарите Николаевне, ссылку на которые Вы мне указали. Я с большим вниманием и удовольствием прочел эти воспоминания, которые написаны ее дочерью. К сожалению, она не указала своего имени.

Маргариту Николаевну невозможно не полюбить. Она, действительно, удивительный, прекрасной души человек, исполненный любви и духовной чистоты. Как жаль, что невозможно уже повидать эту замечательную женщину. Воспоминания написаны с большой любовью и искренностью, исполнены чувством благодарности. Прочтение их доставило мне большую духовную радость.

Одновременно я почерпнул много интересного для себя. Конечно, я хотел бы получить какие-то более четкие ориентиры относительно вопроса, была ли у прп. Серафима икона Божией Матери «Аз есмь с вами и никтоже на вы». Но никаких прямых указаний, ни утвердительных, ни отрицательных, я не обнаружил в этих воспоминаниях.

Я только лишь укрепился в своем убеждении, что связь прп. Серафима Вырицкого и иконы Божией Матери есть сокровенная тайна, которую никто из ныне здравствующих людей не в силах приоткрыть, в смысле установления исторически достоверной картины, основываясь только на исторических документах и доступных в настоящее время свидетельствах очевидцев.

Видимо ответ лежит, как я уже писал, не в плоскости исторических исследований, а в сфере духовной. Если в историческом отношении мы лишены свидетелей (я не рассматриваю утверждение Маргариты Николаевны, о котором скажу особо), то в духовном отношении таковой свидетель ныне с нами. Вы уже поняли, что речь идет о старце Херувиме. Его свидетельство именно духовно, т. к. подтверждено чудом обретения иконы Божией Матери «Аз есмь с вами и никтоже на вы», и ее новой истории. Я уже пытался донести эту мысль для всех не только трезвомыслящих, но и, прежде всего, духовно настроенных людей.

Пока что на этом форуме никто из моих оппонентов не выразил своего отношения к моим словам. Как никто, кроме Алеши, не среагировал на информацию о наличии иконы «Аз есмь свами и никтоже на вы» у епископа Арсения (Жадановского). Как никто не среагировал на то особенное чувство любви и благоговения, которое испытывал митрополит Николай (Ярушевич) в отношении Матери Божией и Ее чудотворных икон. Никто не среагировал на слова его проповедей, которые охватывают все иконы Божией Матери, но удивительным образом раскрывают смысл именно образа «Аз есмь с вами и никтоже на вы», косвенным образом свидетельствуя о том, что подобное отношение и направление его мыслей было порождено созерцанием той святыни, которую он мог видеть в келье своего духовного отца - преп. Серафима.

По воспоминаниям, я хотел бы задать Вам несколько вопросов, и указать на некоторые обстоятельства, хотя и косвенным образом, но подтверждающие мою правоту.

Сначала вопрос. В воспоминаниях говорится: «Мама регулярно и подолгу гостила у дедушки, жила у него в келье, а с 1923 года постоянно жила у него». Получается, что в возрасте 6-ти лет Маргарита постоянно жила с дедушкой в Александро-Невской лавре? Честно говоря, эта информация мне не очень понятна. Девочке, хотя бы и шести лет, (а получается, что она постоянно жила в мужском монастыре с 6-ти до 13 лет, да еще и в братских кельях), так вот девочке более естественно пребывать в женской обители, тем более, что там находилась ее родная бабушка. По крайней мере, чем вызвано такая перемена в ее жизни? Опять же воспоминания Маргариты Николаевны об этом периоде своего детства в основном касаются пребывания именно в Новодевичьем монастыре рядом с бабушкой. Мне что-то не очень понятно. Прошу Вас, если возможно, прояснить этот момент.

Воспоминания не опровергают информацию Л. И. Соколовой, о первом замужестве и об отъезде ее на Кавказ (в Тбилиси). Из той же работы Соколовой следует, что в этот же период в Вырицу вернулась из ссылки монахиня Иоанна Шихобалова, которая взяла на себя значительную долю хлопот по хозяйству и помогала матушке Серафиме ухаживать за дедушкой (преп. Серафимом). Так что обстоятельства, в какой-то степени, благоприятствовали для отъезда внучки Маргариты хотя бы на какое-то время.

В воспоминаниях присутствует следующая информация: «Еще когда мы жили на Пильном, к дедушке приехали представители НКВД, чтобы его увезти». Попытка увезти дедушку произошла примерно в 1938-1939 гг., т. к. дочь Маргариты Николаевны в это время была грудным ребенком, а родилась она в 1938 году. Далее: «Конечно же, во время пребывания на Пильном были частые обыски».

И еще, Маргарита Николаевна не могла найти схиму, приготовленную для погребения дедушки: «Но когда Мама стала искать белье, которое было приготовлено, то найти не могла, как потом выяснилось, это белье дедушка успел отдать сыну женщины, которая каждый день бывала в нашем доме - Борису.

Даже самое необходимое не оставлялось в доме.

То, что дедушке приносили люди, тут же, сразу, отдавалось другим. И это касалось всего, что бы у него не оказывалось из принесенного.

Каждый вечер приходила матушка Вероника, мы ее звали алтарной матушкой, и ей дедушка для церкви вручал те деньги, которые ему приносили люди. Годы были очень трудные и люди жили в основном скудно, но и эти немногие пожертвования не оставались дома, даже на ночь, а отсылались в церковь».

Каков же вывод из приведенных цитат. А вывод тот, что семья преп. Серафима постоянно находилась под угрозой обысков, конфискаций и даже арестов. И эти обыски-проверки происходили и до, и после войны.

При обыске могли забрать все, в том числе и схиму, которую пришлось прятать. Что же говорить об особенного значения святыне, которой являлась икона Божией Матери. Естественно, были предприняты все меры, чтобы икона не была обнаружена. И именно по этой причине в 1937 году, когда гонения еще более усилились, икону решено было отдать духовной дочери и вывезти ее в Ленинград.

В воспоминаниях ничего не сказано о проживании дедушки с 30-го по 32 годы в Поповке. Вот, что пишет Соколова: «Принято считать, что весной 1930 года отец Варнава покинул свою, сохранившуюся до сих пор, келию, в Феодоровском корпусе Александро-Невской лавры. Видимо, к тому времени он уже принял схиму и новое имя - Серафим. Однако его сын указывает 1929 год - как год оставления отцом Лавры. Неизвестно, сразу, или через какое-то время, но прежде, чем переехать в Вырицу, отец Серафим поселился в Поповке, на даче у протоиерея Леонида Богоявленского. Здесь он нашел покой, уединение и молитву. (Дача о. Леонида на ст. Поповка располагалась по адресу: Колпинская ул., д. 378 в 1-ом поселке (Самопомощь). Вся застройка поселка сгорела во время Великой Отечественной войны, поэтому дом Богоявленских, где жил о. Серафим не сохранился. Ныне на месте поселка растет лес - Ред.).

Отца Леонида Богоявленского хорошо знали в Петербурге в церковных кругах с дореволюционной поры. Он был известен как проповедник и церковный деятель, а также как настоятель (в разное время) крупнейших городских храмов: Князь-Владимирского, Исаакиевского, Троице-Измайловского соборов, а также Александро-Невской церкви в тюрьме «Кресты». В 1922 году он был арестован по делу митрополита Вениамина и получил замену смертного приговора 5-ю годами тюремного заключения. Отцу Леониду доводилось бывать в Поповке ранее, где он некоторые время служил в местном храме и жил в церковном доме, а затем купил собственный. Дом о. Леонида просуществовал до войны, когда был разобран на блиндаж, хотя к тому времени (в 1935 году) он уже был конфискован у семьи Богоявленских.

На этом участке был еще один, небольшой домик, где и приютился отец Серафим с внучкой Маргаритой. Дочь отца Леонида Нина и его внучка Лидия, которая была чуть младше Нины, играли вместе с Маргаритой. О матушке Христине из семьи Богоявленских никто ничего не знал, в Поповку она не приезжала. (По всей вероятности, уже приняв к тому времени схиму с именем Серафимы, матушка жила в Вырице. Покинув Воскресенский Новодевичий монастырь, она, тем самым, избежала ареста, которому подверглись монахини в 1932 году, вследствие которого почти все они были сосланы в Казахстан, не исключая известную нам монахиню Иоанну (Шихобалову)).

В Поповке отец Серафим прожил по всей вероятности около двух лет, и там пережил страстную ночь русского монашества 17 февраля 1932 года, когда все монахи в городе, не исключая и лаврских, были увезены чекистами на Литейный пр., в ДПЗ. Из Поповки иеросхимонах Серафим перебрался в Вырицу, а осенью 1934 года туда к нему приехал сын Николай».

Столь пространной цитатой я хотел бы показать, прежде всего, то, что не все страницы жизни преп. Серафима достаточно исследованы и не все эпизоды его жизни достаточно подробно освящены. Многое остается неизвестным. Возможно, многое еще только предстоит обнаружить добросовестным исследователям.

С другой стороны, я хотел бы указать на возможность пребывания иконы, например, в доме священника Леонида Богоявленского, либо еще у кого-либо, в более надежном месте, где угроза обысков была не столь велика. Совершить свой подвиг молитвенного стояния пред святой иконой Богородицы, преп. Серафим мог именно в Поповке, в домике на участке священника Леонида Богоявленского. Там же могла пребывать икона, по крайней мере, до 1935 года. Все эти обстоятельства могли быть сокрыты Дедуленькой от юной Маргариты, хотя бы затем, чтобы избавить ее от необходимости отвечать на вопросы при обысках, если бы такая ситуация вдруг сложилась. Все это, естественно, предположения. Однако отвергнуть их никто не может, т. к. в основе моих предположений лежат вполне реальные обстоятельства и вполне понятная и объяснимая логика ситуации, в которой пребывала семья преп. Серафима.

Укажем еще на одно чудесное обстоятельство, свидетелем которого оказалась Маргарита Николаевна. А именно - явление Пресвятой Богородицы преп. Серафиму на смертном одре: «Дедуленька сказал мне (Маргарите Николаевне), что к нему пришла женщина неземной красоты, в белоснежных одеждах и указала рукой на небо».

Это чудо свидетельствует об особой любви преп. Серафима Вырицкого к Божией Матери, любви настолько сильной и, несомненно, запечатленной молитвенным подвигом, что он удостоился прижизненного явления - Сама Пресвятая Богородица пришла к его смертному одру, чтобы встретить его душу.

В этой связи следует еще раз внимательно отнестись к известным стихам преп. Серафима, которые также приведены в воспоминаниях:

И в радости и в горе монах, старик больной,
Идет к Святой иконе, в саду, в тиши лесной.
Чтоб Богу помолиться за мир и всех людей,
И старцу поклониться о Родине своей.
Молись Благой Царице великий Серафим,
Она Христа десница, помощница больным.
Заступница убогих, одежда для нагих,
В скрбях великих многих, спасет рабов Своих.
В грехах мы погибаем, от Бога отступив,
И Бога оскорбляем в деяниях своих.

В этих стихах на первый взгляд речь идет о молитве пред образом преп. Серафимом Саровским. К такой трактовке смысла стихотворения, казалось бы, подводит известное всем обстоятельство. А именно, согласно воспоминаниям внуков и правнуков, у молитвенного камня на сосне был прикреплен именно образ преп. Серафима Саровского, пред которым и молился дедушка. Однако, этот подвиг был совершен в 40-ые годы, годы войны.

Но стихи построены таким образом, что прямого указания на это нет. Стихи имеют гораздо более глубокий смысл, сокрытый от поверхностного взгляда пласт, и пророчески указывают на величие подвига самого преп. Серафима Вырицкого и о именно его молитвенном подвиге пред образом Божией Матери, который был совершен ранее, т. е. в 30-ых годах.

Еще одним ушедшим в вечность свидетелем пребывания иконы у преп. Серафима была схиигумения Александра - мать о. Херувима, которая была у преп. Серафима в Вырице, как раз около 1937 года, и которая вспомнила, о чудотворной иконе, пред которой был воскрешен мальчик. Но особенности святого изображения, к сожалению, не сохранила память матушки Александры. И она, как и ее сын, честно об этом говорит. Однако, саму икону «Аз есмь с вами и никтоже на вы» матушка Александра духом приняла сразу, не сомневалась, что именно эта икона была у преп. Серафима. Пред этой иконой, как бы в утверждение истины и она сама повторила тысячедневный молитвенный подвиг преп. Серафима и удостоилась услышать исходящий от иконы глас, указавший ей время ее кончины.

Пытаться делать какое-либо заключение по поводу иконы Божией Матери «Аз есмь с вами и никтоже на вы» без рассмотрения этих вопросов, а также говорить о ее почитании, при этом искусственно отделяя от чудотворной иконы историю ее обретения, а также злословя людей, благодаря которым икона обретена и прославлена - это и есть лукавство. Я говорю Вам это искренне и прямо без желания обидеть, потому что верю в Ваше трезвомыслие, честность и духовную мудрость, те качества, которыми была щедро наделена Маргарита Николаевна.

Вот все, что мне хотелось бы сказать Вам по поводу воспоминаний о Маргарите Николаевне, уважаемый Геннадий Александрович.

Желаю Вам благоприятно провести время на Святой Земле.

Всего наилучшего,
Юрий Рассулин.

2011-02-24, 23:52
Алеша

Юрию Рассулину:
Благодарю за экскурс, очень интересно. Вы предприняли замечательную попытку согласовать сведения сохраненные отцом Херувимом и родственниками Серафима Вырицкого. Это достаточно значимо и тот вариант, который Вы предлагаете, не нарушает как церковное предание, так и семейное предание семьи Муравьевых.

2011-02-25, 13:14
Юрий Рассулин

Алеше.

Благодарю, Алексей!

Надеюсь эта «попытка», найдет правильное понимание у Геннадия Александровича и остальных родственников преп. Серафима. То, что все они добрые, хорошие люди, у меня нет никаких сомнений. Мы должны быть с ними друзьями и единомышленниками. Цель у нас, надеюсь, одна, хоть как-нибудь пособить нашей родной Матери-Церкви в Ее противостоянии силам зла, а нашему народу, русскому народу, помочь обрести верный путь ко спасению. Если мы будем отвергать благодатную помощь, которую являет нам Господь и Его Пречистая Матерь через чудотворные иконы, то вряд ли любые усилия, направленные на спасение России окажутся эффективными. Если будем разбрасываться святынями, нас ждут новые испытание, новые беды. Отношением к святыне поверяется наша вера. А без веры никакие социальные программы нам не помогут. Все Матерь Божия управит, и защитит, и спасет, только надо быть Ей верными и не предавать Ее любовь.

Вспомним, что произошло перед началом революционного смерча. 1898 г (я могу ошибиться в дате) - заложена бомба под святыней - иконой Богородицы «Знамение Курская-Коренная». Прогремел взрыв страшной силы. Икона чудесным образом осталась невредимой, хотя разрушения страшные. Господь стерпел надругательство до времени. Но в 1904 году новое святотатство - украдена чудотворная икона Матери Божией Казанская. Икона бесследно исчезла, по результатам проведенного расследования - уничтожена. Это событие стало началом конца Российской Империи.

Сегодня враг действует более изощренно, прикрываясь благочестивым предлогом, он пытается отвергнуть, исказить смысл явления чудотворной иконы Матери Божией «Аз есмь с вами и никтоже на вы» в мир, умалить значение святыни, явленного чуда Божия. Это относится и к ряду других новоявленных икон Пресвятой Богородицы. А православные этому потакают. Стали известны случаи выноса иконы «Аз есть с вами и никтоже на вы» из храмов. Что может последовать за этим новым святотатством - одному Богу известно. Но будем надеяться, что вместе с родственниками преп. Серафима, удастся отстоять Истину, защитить икону Божией Матери от изощренных нападок, а фактически от поругания.

Позиция родственников преп. Серафима сформирована под влиянием писателя Филимонова. Если бы они обратились прежде к о. Геннадию или повстречали о. Херувима, уверен, результат был бы иным. Но по грехам нашим первым оказался именно Филимонов. А далее: «с преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши, и со избранным избран будеши, и со строптивым развратишися». До развращения, конечно, очень и очень далеко, но смысл сказанного в Псалтири надо иметь в виду - вопрос очень серьезный.

PS: Я еще хотел сказать Вам, что действительно, Вы правильно предположили, я не обратил внимание на «исчезновение» с форума «Алексия» и появления «Алеши». Надеюсь, от перемены мест слагаемых, сумма не изменилась.

«Аз есмь с вами и никтоже на вы», Юрий Рассулин, схиархимандрит Херувим (Дегтярь)

Previous post Next post
Up