Название поста родилось буквально при первом взгляде на историю стрелецких бунтов, произошедших в России в конце 17 века. Детальное изучение данной темы лишь подтвердило правильность первоначальной версии.
Вырванные из цепочки событий, стрелецкие бунты
1682, 1689, 1697-
1698гг. выглядят непонятными, с точки зрения хода событий. Авторы традиционной истории называют одну и ту же причину возникновения стрелецких бунтов - недовольство начальством.
При всём при этом, судьба предводителей стрелецких бунтов одинакова: смертная казнь, занесение в летопись разговорных форм имен (Федька, Ивашка и т.п.).
Попробую предположить, что стрельцы были старообрядцами.
Такой вывод могу сделать на основании того факта, что казаки, были потомками стрельцов, и
старообрядцами.
В рамках данной статьи не стану описывать события, происходившие непосредственно во время стрелецких бунтов. При желании каждый самостоятельно сможет прочитать о них в открытых источниках, а также в романе Алексея Толстого "Пётр Первый".
Приведу две таблицы, в которых объединил людей, находившихся в непосредственной близости от престола и события, происходившие на временном промежутке с 1649 по 1698гг.
Беглого взгляда на таблицы достаточно, чтобы понять, насколько "фортовым" был Пётр Алексеевич.
Он не только не умер во младенчестве, но и сумел занять престол и удержаться на нём единолично почти 30 лет.
При подготовке статьи о
Степане Разине не обратил внимание на картину
Василия Перова "Спор о вере".
Неспроста Василий Григорьевич уделил событиям лета 1682 года такое внимание. Смерть
Никиты Константиновича Добрынина (прозванного сторонниками реформ Никона - Пустосвятом) стала следующей, за сожжением протопопа Аввакума.
И, скорее всего, стрельцы, будучи приверженцами старых обрядов, выступили в 1682 и 1689 годах в поддержку Аввакума и Никиты, а не против своих начальников.
В таком случае понятно, почему Прокофьев и Бобылев были сожжены в срубах (также, как и Аввакум).
Обращают на себя внимание фамилии военноначальников, руководящих подавлением
стрелецкого бунта 1698 года и опять спасающих Россию:
Бой у Воскресенского монастыря
В бою у Воскресенского монастыря со стороны Правительства (имеется ввиду Боярская дума или кучка людей, оставленных на 18 месяцев руководить страной?, прим.автора) участвовали:
Бутырский полк - генерал
Патрик Леопо́льд Го́рдон оф Охлухрис «батальон» Преображенского полка - майор Николай фон Зальм
«батальон» (6 рот) Семёновского полка - полуполковник И. И. Англер
Лефортовский полк - полковник Ю. С. Лим
артиллерия под командованием полковника де Граге (Гранжа)
Какое то
де жа вю.
Для большей наглядности при рассмотрении заговора 1697года и бунта 1698 года приведу небольшую схему и картину
В.Сурикова "Утро стрелецкой казни".
В версии традиционной истории Петр решил отправиться за границу с великим посольством инкогнито.
И действительно, ни одного документа об отправлении какого то посольства, о передаче управления государством на 18 месяцев или ещё что то в этом духе я не нашёл в
Полном собрании законов Российской Империи 1649-1825гг. Если не считать одного документа от 11 марта 1699 года, т.е. через полгода после возвращения Петра в Москву.
Глядя на факты имеем в стране напряженную борьбу за престол, насаждение новых обрядов (а возможно и веры, вопрос требует детальной проработки), постоянные угрозы жизни Петру и его матери.
В поездку за границу Пётр отправляется, не дождавшись казни заговорщиков, а возвращается спустя 2 месяца после массовых казней стрельцов.
В версии традиционной истории "предполагавшаяся поездка в Венецию была отменена в связи с известиями о стрелецком бунте в Москве и спешным возвращением Петра I в Россию августе 1698 г.".
Просматривая подробное описание путешествия Петра из Москвы, видно, что на доставку писем уходит не больше недели. Даже если предположить, что сообщение о начавшемся бунте было доставлено Петру по факту подавления самого бунта в июне 1698 года, то и два месяца, потраченные на обратную дорогу в Москву с натяжкой можно назвать "спешным возвращением".
Описание всех деталей путешествия Петра нам вряд ли удастся найти в первоисточниках, может быть задержка во времени доставки сообщений и скорости возвращения была связана именно с секретностью самого факта пребывания Петра за пределами страны.
Попробуем проверить.
Итак, в Москве никто не знает, что под именем Петра Михайлова за границу выдвинулся царь (отсутствие каких либо официальных указов может служить тому подтверждением).
Посмотрим, что происходит с Петром за границей.
Удивительно, но Петра узнают практически во всех странах, городах, деревнях, где бы он не появился с
великим посольством или
опережая его.
Фантастика, с ним встречаются главы государств, устраиваются приемы, даются представления на море, открываются двери английского парламента, а в Лондоне и вовсе
Готфрид Кнеллер пишет портрет молодого царя
Заметье, все эти узнаваемые встречи происходят в то время, когда ещё нет телевидения, сети Интернет и мобильной связи, никто не слышал про смартфоны, айфоны и селфи.
Интересно, что даже в наше время, при наличии всех вышеупомянутых плодов цивилизации, пусть и
бывшая первая леди страны, может зайти в кафе и не быть узнанной.
Прекрасно понимаю, что произведение Алексея Толстого не может быть рассмотрено как исторический документ, однако, оно было создано в определенных целях и содержит занимательные обороты, которые не стоит оставлять без внимания.
"Государство было оставлено боярам во главе со Львом Кирилловичем, Стрешневым, Апраксиным, Троекуровым, Борисом Голицыным и дьяком Виниусом. Москва - со всеми воровскими и разбойными делами - Ромодановскому. В середине марта великое посольство с Петром Михайловым выехало в Курляндию.
Первого апреля Петр отписал симпатическими чернилами:
"Мин хер Виниус... Вчерашнего дня приехали в Ригу, слава богу, в добром здоровии, и приняты господа послы с великою честью. При котором въезде была ис 24 пушек стрельба, когда в замок вошли и вышли. Двину обрели ещельдом покрыту и для того принуждены здесь некоторое время побыть...
Пожалуй, поклонись всем знаемым... И впредь буду писать тайными чернилами, - подержи на огне - прочтешь... А для виду буду писать черными чернилами, где пристойно будет, такие слова: "Пожалуй, поклонись господину моему генералу и побей челом, чтоб пожаловал, не покинул маво домишку"...
Остальное все - тайными чернилами, а то здешние людишки зело любопытные..."
Прямо таки а-ля дедушка Ленин :).
Выводы.
Стрелецкие бунты в конце 17 века являются отражением в традиционной истории более масштабной и трагичной борьбы на территории Руси.
Поездка Петра Алексеевича за границу была обусловлена в первую очередь не тягой к знаниям, а необходимостью сохранения жизни ориентированному на Запад реформатору.
Ни в одном из источников не увидел, не уловил безграничной любви Петра ко всему русскому, родному до отъезда за границу.
Не стоит забывать, что и старший брат Петра, Федор Алексеевич, и Алексей Михайлович были ориентированы на запад. Сам Петр с детства бывал в Немецкой слободе, был окружен иностранцами.
Поэтому версия его подмены в заграничной поездке звучит, как минимум, неубедительно.
А.Толстой "Петр Первый":
" - Милая жизнь... Слышь, и собаки здесь лают без ярости... Парадиз... Вспомню Москву, - так бы сжег ее..."
В.В. Пякин о Петре Первом.
Click to view
Сканы документов из "Полного собрания законов Российской Империи 1649-1825гг." .