2014 год был годом насыщенным, годом трагических событий и социальных потрясений. В 2015 год Россия вошла в новом качестве - в качестве «агрессора» в риторике западных недругов, в качестве спасителя народа юго-востока территории Украины, в качестве затравленной державы, не изменившей своей сути и вернувшей
усеянный костями русских Крым. В обществе по-разному оценивают это качество: одни говорят, что у путинской России руки по локоть в крови, другие говорят о некоем повороте. Повороте к своей исторической самости, сути и судьбе. Так это или нет, покажет время.
А я попробую привести наиболее значимые, на мой взгляд, высказывания президента Владимира Путина и патриарха Кирилла. Пастырей светской и духовной стороны «русского мира», так сказать. Заранее прошу извинить меня представителей иных конфессий. Но поясню, что остановился я именно на патриархе (про президента то понятно), потому что православие является исторически сложившимся духовным столпом русской идентичности и «русского мира». Сама русская ментальность (привычки и образы ума) формировалась в православном поле. И мы, если можно так выразиться, даже сейчас - в этот лоскутный век - живем под православной звездой.
Я попытаюсь не просто привести высказывания двух пастырей, но и разбить эти высказывания по блокам. Если я что-либо пропустил - прошу отнестись к этому с должным пониманием и снисходительностью.
Итак,
I. Нравственность, свобода и право:
Путин: «Для меня важно защитить население от квазиценностей, которые сложно воспринимаются нашим населением. Вопрос не в том, чтобы критиковать кого-то, а в том, чтобы оградить нас от достаточно агрессивного поведения социальных групп, которые навязывают свою точку зрения другим людям в других странах. <…> Я считаю, что мы должны обратить больше внимания на наши традиционные ценности. Без этих ценностей общество деградирует.» (тут и далее выделено мной - авт. статьи)
http://www.youtube.com/watch?v=0YSlACdPtM8 1. О нравственности и свободе
Кирилл: «Если в понятие нравственности и справедливости вносится относительность, то само это понятие разрушается. (Привет, шарлисты!)
И сегодня, когда нам говорят, что нравственно только то, что поддерживается мировыми СМИ, а все остальное является безнравственным, то мы перед собой имеем ту же самую проблему, через которую человечество уже проходило на путях разрушения нравственных начал.
Идея абсолютного ценностного приоритета свободы, свободы выбора, подчеркиваю, и отказа от приоритета нравственной нормы, стал для западной цивилизации своего рода бомбой замедленного действия, поражающий эффект которой становится в полной мере очевидным лишь нам, людям XXI века, потому что наши предшественники, находясь под обаянием темы свободы, с легкостью поддерживали различного рода новшества, в том числе и законодательные, не задумываясь о том, что абсолютизация свободы выбора в отрыве от нравственных установок является смертельно опасной для человека и для общества, потому что выбрать-то можно и зло.
Примеры известны. Это и легализация так называемых однополых союзов, и узаконивание эвтаназии, и введение в общественную жизнь отдельных опасных элементов ювенальной юстиции.»
http://www.patriarchia.ru/db/text/3960558.html 2. О праве
Кирилл: «Люди попытались решить эту проблему, делая акцент на идее главенства права. В таком случае свобода личности ограничивается лишь законами, которые призваны корректировать поведение человека, давать ответы на то, что дозволено, а что нет. Но зачастую мировоззренческие взгляды на тему свободы врываются и в сферу права, внося огромное внутреннее напряжение в законодательную систему и пагубно влияя на личную и общественную нравственность.» (Ещё раз - привет!)
http://www.patriarchia.ru/db/text/3960558.html II. Ювенальная юстиция (ЮЮ)
Путин: «…у всех народов России существовали многовековые традиции именно большой семьи, объединяющей несколько поколений родственников. И забота о стариках, о детях, стояла всегда на первом месте. Именно эти традиции нам нужно возрождать. И напротив, следует избегать слепого копирования чужого опыта в том числе и по причине не бесспорности этих моделей…Непродуманное внедрение таких механизмов, по сути - нарушение суверенитета семьи, может спровоцировать разлад между родителями и детьми. И даже коррупцию, паразитирование некоторых недобросовестных чиновников на этих проблемах. <…>
В законах, касающихся взаимоотношений между родителями и детьми должны быть только определённые, четкие формулировки, исключающие произвол чиновников и двойное толкование <…> Строго, исчерпывающе должны быть перечислены признаки крайнего неблагополучия семьи, когда представителям власти нужно и можно вмешиваться, оказывая адресно помощь…
Лишение родительских прав - это крайняя мера <…> это вольное или невольное содействие разрушению традиционной российской семьи…важнее устранять причины социальной болезни.»
http://www.youtube.com/watch?v=m3xzXLVfdkM«…ювенальная юстиция <…> представляет из себя угрозу вмешательства в дела семьи. И это очень опасная вещь. Во многих, действительно, странах это себя не оправдало…»
http://www.youtube.com/watch?v=xWGg02mRSmk Кирилл: «Серьезно угрожают семье, а значит, и обществу попытки ограничить права отца и матери, лишить их возможности воспитывать детей в духе своего мировоззрения и традиционных нравственных ценностей. Нередко права детей искусственно противопоставляются правам семьи и родителей. В то же время забота о защите подлинных интересов ребенка требует поставить во главу угла заботу о семье, определить, признать и защищать право родителей на воспитание детей. Государство может вмешиваться во внутреннюю жизнь семьи лишь в самых крайних случаях, когда физическому и нравственному здоровью ребенка угрожает реальная, доказанная опасность.
В этом году в Концепции государственной семейной политики был ясно признан принцип презумпции добросовестности родителей в осуществлении их прав, и это очень важно. Думаю, этот принцип должен стать одним из ориентиров при развитии норм семейного права.
Большую озабоченность вызывают и некоторые репродуктивные технологии, которые вторгаются в Божий замысел о человеке, разрушают человеческое достоинство и ценность человеческих отношений. Так, нравственное сознание не может примириться с разрешением на уровне закона так называемого суррогатного материнства, превращающего детей и женщин в предмет коммерческой или некоммерческой сделки, извращая само понятие матери, тайны семейных отношений, святости этих отношений.»
http://www.patriarchia.ru/db/text/3960558.html III. История
1. Об историчности и единстве эпох
Путин: «Считаю, что Крым <…> может и сегодня сыграть уникальную, объединяющую роль для России, став своего рода историческим, духовным источником, ещё одной линией примирения как красных, так и белых, для того чтобы нам окончательно излечить рану, нанесённую нашему народу в результате драматического раскола ХХ века, восстановить связь времён, эпох, единство исторического пути России, нашего национального сознания.
Мы должны укреплять традиционные ценности. Кстати говоря, в этом выборе Россию поддерживают миллионы граждан не только в нашей стране, но и во многих других странах мира, в том числе и в западных странах, где эти ценности в угоду текущей политической конъюнктуре усиленно разрушаются.»
http://www.kremlin.ru/transcripts/46451 Кирилл: «…Народ, разделившийся в понимании своей истории, становится неспособным сохранить единство. Единство и традиция как сила, передающая, в том числе, ценности и культурный код нации, являются непременным условием того, чтобы общество в любой исторический период сохраняло свою целостность и единство <…> В любые времена, несмотря на все реформы, революции, контрреволюции, Россия сохраняла свою цивилизационную основу. Менялись модели государственного устройства, титулатура правителей, привычки правящих классов, но русское общество, русские люди сохраняли свою национальную идентичность. <…> Любовь к родине, чувство братства и чувство долга, готовность положить «душу свою за други своя» одинаково характерны для героев Куликова поля, Бородина и Сталинграда.»
http://www.patriarchia.ru/db/text/3367103.html «…И мы взяли этапы исторического развития России - Древняя Русь, связанная с Византией; Российская империя; революция; Советский Союз; новая Россия - и задали себе простой вопрос: а можно ли в каждом из этих исторических этапов выявить принципиально важное, что отличало ту эпоху, что сохраняет свою непреходящую ценность для современной жизни? И ответили: да.
Древняя Русь, Святая Русь - доминанта святости и высоты человеческого духа. Мы обозначили эту ценность словом вера.
Российская империя, превратившая небольшую страну в колоссальную мировую империю от океана до океана. И мы нашли слово, которым покрывается эта реальность, - державность.
Затем революция. Ни у кого не было стремления и желания представить лубочную картину этого страшного явления. Но возникает вопрос: а что-то хорошее было, или только кровь, только влияние иностранных центров, только навязывание России иного, не свойственного ей в то время образа жизни? Мы ответили: было стремление людей к справедливости. Если бы этого стремления не было, то никакая бы пропаганда не сработала.
А в советское время? Как только начинаем говорить о советском времени - одни идеализируют, другие демонизируют. А было нечто такое, что это время породило и что сегодня мы смело можем принять, включить в свою собственную философию жизни? Было - солидарность. И никогда не надо забывать подвиг нашего народа, и не только военный подвиг. А те самые комсомольцы, которые на целину ехали, БАМ строили, не получая за это никаких наград и привилегий? Это чувство локтя, желание общими усилиями сделать добро для своей страны. Итак, солидарность.
И, наконец, новая Россия. Что только не говорится по поводу новой России. А ведь именно в новой России мы стали делать акцент на правах человека, на правах людей, на человеческом достоинстве, на свободах. Разве можно это игнорировать и сказать, что все плохо? И мы обозначили эту эпоху словом достоинство. <…> Сохраняя трезвое отношение к истории, не забывая о тяжелых, а порой и позорных ее страницах, необходимо отказаться от «гражданской войны воспоминаний».
Идея единства и непрерывности исторической памяти, защиты нашего наследия от фальсификаций, от предвзятого истолкования реалий прошлого должна стать ценностной базой сотрудничества политических сил.
Нынешний 2015 год имеет особое символическое значение. Мы будем отмечать две значительные для нас исторические даты: 1000-летие со дня кончины крестителя Руси, святого князя Владимира, и 70-летие великой Победы нашего народа...
<...> Одно из этих событий отсылает нас к религиозному выбору Руси, другое - к его последствиям...»
http://www.patriarchia.ru/db/text/3960558.html «...Нам нужен великий синтез высоких духовных идеалов древней Руси, государственных и культурных достижений Российской империи, социальных императивов солидарности и коллективных усилий для достижения общих целей, определявших жизнь нашего общества большую часть века ХХ-го, справедливое стремление к осуществлению прав и свобод граждан в постсоветской России. Синтез, который лежит за пределами привычной дихотомии «правые-левые». Синтез, который можно описать формулой «вера - справедливость - солидарность - достоинство - державность». Государство, созданное на базе такого синтеза, в полной мере будет отражать идеалы библейских заповедей, лежащих в основе всех истинных представлений об этике, о должном и не должном». Государство, созданное на базе такого синтеза, в полной мере будет отражать идеалы библейских заповедей, лежащих в основе всех истинных представлений об этике, о должном и не должном.»
http://www.patriarchia.ru/db/text/3367103.html ,
2. О фашистах/нацистах
Путин: «По материалам Нюрнбергского процесса, в Европе в период Холокоста было убито шесть миллионов евреев. <…> Таким преступлениям нет и не может быть срока давности. Им нет ни прощения, ни забвения. Любые попытки замолчать эти события, исказить, переписать историю недопустимы и безнравственны.
Зачастую за такими попытками стоит желание скрыть свой собственный позор - позор малодушия, лицемерия и предательства, оправдать прямое или косвенное, молчаливое пособничество нацистам в проведении их преступной политики.
Но исторические факты неопровержимы. Так, они свидетельствуют, что бандеровцы и другие коллаборационисты, пособники Гитлера, участвовали сами в уничтожении еврейского народа, в уничтожении евреев Львова, Одессы, Киева и других населённых пунктов Украины, а прибалтийские нацисты проводили «этнические чистки» в Вильнюсе и Риге, в Каунасе и Таллине.
<...> Мы склоняем головы перед подвигом солдат и офицеров Красной армии, которые разгромили нацизм и остановили страшную машину истребления. Они защитили от агрессоров не только свою Родину. Великая освободительная миссия стала делом чести для всего нашего народа.
…основную тяжесть на своих плечах в борьбе с нацизмом вынес русский народ. 70 процентов от всех бойцов и офицеров Красной армии - это русские люди…»
http://www.kremlin.ru/transcripts/47529 Кирилл: «Насколько надорвано должно было быть национальное сознание, в каких пещерах мысли и духа оно должно было оказаться, чтобы кто-то, считая себя носителем русской национальной идеи, отказался от святых и героев родной истории, от подвига своих предков, и сделал своими кумирами нацистов и их приспешников?»
http://www.patriarchia.ru/db/text/3367103.html IV. Политика
1. О вызовах
Путин: «…Суверенитет и территориальная целостность - фундаментальные, как я уже сказал, ценности. Однако сегодня в мире всё чаще звучит язык ультиматумов и санкций. Само понятие государственного суверенитета размывается. Неугодные режимы, страны, которые проводят независимую политику или просто стоят на пути чьих-то интересов, дестабилизируются. Для этого в ход идут так называемые цветные революции, а если называть вещи своими именами - просто государственные перевороты, спровоцированные и финансируемые извне.
Конечно, упор делается на проблемы внутри стран.
<...> Часто ставка делается на радикальные, националистические, а то и просто на неофашистские, фундаменталистские силы.»
http://www.kremlin.ru/news/46305 Кирилл: «Те, кто считает себя победителями в холодной войне, внушают всем, что определяемый ими путь развития - правильный и более того, единственно возможный для человечества. Доминируя в глобальном информационном пространстве, они навязывают миру свое понимание экономики и государственного устройства, стремятся подавить решимость отстаивать ценности и идеалы, отличные от их ценностей и идеалов, связанных, как мы знаем, с идеей потребительского общества.
<...> Судьба же русского народа, его благополучия, его целостность, зрелость его самосознания должны быть признаны ключевыми факторами в сохранении духовного и политического единства России. Пренебрегать этим сегодня - значит разрушать государство, закладывать под него мину замедленного действия.
<...> И сегодня, к сожалению, можно слышать заявления о том, что русский народ неоднороден, что его единство является фикцией, а также о существовании новых, не известных ранее наций, таких, к примеру, как «поморская», «казачья» или «сибирская. <…> Навсегда должна остаться в прошлом имущественная пропасть между «барином» и «мужиком», как бы барин и мужик не назывались сегодня. Это та пропасть, которая до начала ХХ века отличала дореволюционную Россию и становилась источником социального напряжения.»
http://www.patriarchia.ru/db/text/3367103.html 2. Особенное событие
Встреча с представителями палат Федерального Собрания
Матвиенко: «Проведённый нами анализ решений, принятых в 1954 году о передаче Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР, говорит о незаконности этого волюнтаристского акта, который был принят с нарушением действовавшей Конституции и законодательных процедур. Поэтому в Совете Федерации мы начали подготовку законопроекта, в котором передача Крыма признаётся не имеющей юридической силы и правовых последствий с момента принятия.»
http://www.kremlin.ru/transcripts/47276 Таковы, на мой взгляд, наиболее значимы высказывания, по приемуществу сконцентрированные в 2014-15 гг. и уже сами по себе являющиеся событиями, маркирующими, по мнению некоторых политологов, некий поворот. Ясно, что речь идет о повороте на историческую колею. И сквозь слова о единстве эпох, о русских культурных кодах, о целостности русского сознания и единстве народа мне слышится восторженный призыв Фёдора Тютчева:
* * * * * *
Вставай же, Русь! Уж близок час!
Вставай Христовой службы ради!
Уж не пора ль, перекрестясь,
Ударить в колокол в Царьграде?
Раздайся благовестный звон,
И весь Восток им огласися!
Тебя зовет и будит он,-
Вставай, мужайся, ополчися!
В доспехи веры грудь одень,
И с богом, исполин державный!..
О Русь, велик грядущий день,
Вселенский день и православный!