Всегда интересно узнать новое о культуре, истории, образовании (да и питании)) в других странах. Сравнить с нашей системой. Тем паче, (по военной терминологии) - вероятного противника. Не так давно прочитал интересную статью Марины Соколовской в журнале "Вокруг света" 1(2892)январь 2015. А намедни с друзьями ходили на шашлыки. Как водится, болтали обо всём. Начал было рассказывать об этой статье, но мой друг Вовка меня прервал:" Все американцы тупые, и вообще везде лезут". Каждый имеет право на свою точку зрения. У меня она другая. С кем немного общался здесь и за рубежом - под это определение никак не попадали.
Опять же на сегодня США получили самое большое количество Нобелевских премий в мире - 362. И с помощью наших россиян, лауреатов, успешно двигающих американскую науку.
Фото: Diomedia
Немного об авторе - Марина Соколовская
Переехала с детьми в США в апреле 2011 года. Старшему сыну Гурию тогда было пять с половиной, дочкам-двойняшкам Марии и Веронике около четырех. В настоящее время дети учатся в школе, посещают кружок рисования, мальчик занимается футболом, одна из девочек - гимнастикой. Марина работает журналистом, ассистентом продюсера документального кино. Замужем за американцем, у которого от первого брака четверо взрослых детей.
Итак...
В апреле 2011 года мы вышли из аэропорта в Нью-Йорке, не было и десяти градусов по Цельсию, однако местная малышня деловито бегала в футболках, по-летнему. Некоторые родители везли в колясках младенцев, одетых в тонкие штанишки и кофточки, с голыми и сизыми, как мне показалось, от холода пятками. Сын, пару минут понаблюдав за раздетыми сверстниками, молча снял куртку. С тех пор мы встретили в Нью-Йорке уже четыре апреля без куртки.
Встреча по одежке
Один из принципов американского воспитания - не кутать детей и таким образом закалять. Если встречаешь в Нью-Йорке замотанного, как кукла, ребенка, сомневаться не приходится: родители или туристы, или недавно переехали в США.
Но русскоязычные эмигранты даже не первого поколения предпочитают одевать детей тепло. В магазине на Брайтоне зимой бойко торгуют валенками «Котофей». Безусловно, бывают и здесь холода. Но каждый год я встречаю множество детей, которые бодро шагают по ледяному асфальту в туфельках на босу ногу, без шапок и часто без курток...
Мои дети не исключение: им важно не отличаться от друзей. И ведь не простужаются. Если зимой гардероб американских детей удивляет легкомысленностью, то в остальное время года безалаберностью. Бегать в большой, не по возрасту одежде, или пижамных штанах, или бальном платье, кроссовках и с короной на голове? Запросто! Главное, что не голый.
Здесь быстро можно проститься с советской привычкой беречь хорошее на какой-то предполагаемый выход в гости или поликлинику. Никаких одергиваний: прыгай в луже и валяйся на земле в чем хочешь. Одежда стоит в Америке дешево, а дети слишком быстро растут, чтобы беречь штаны за пятнадцать долларов на будущее.
Даже в школу можно пойти хоть в пижаме - никто не осудит. Более того, в школах есть pajama day (пижамный день): все ученики приходят в том, в чем бегают по дому или спят.
Хвала похвале
Как правило, школу американские дети любят. Еще бы: просмотры мультфильмов (актовые залы везде оснащены большими экранами), прогулки на улице в перерыве между занятиями, вечеринки и праздники, экскурсии, поездки в театры, кино, музеи. Плюс постоянная система поощрений: учителя отмечают даже выпавший зуб ребенка. Я не раз встречала своих беззубых крошек с памятной наклейкой на груди и с зубом в специальной коробочке.
Детей часто хвалят «в кредит» и награждают грамотами, например «Ученик месяца». Сын получил такую, когда еще почти не говорил по-английски, а одна из дочек - когда с речью были физиологические проблемы. Грамоту дают тем, кто старается, но по каким-то причинам не может идти в ногу со всеми. Так сказать, моральная поддержка. Другая дочка, которая ни разу не получала такую грамоту, обижалась, а я про себя радовалась: значит, не отстает от других.
Учительницы сына в первом классе - миссис Ли и мисс Бичмэнт - каждый день, прощаясь после уроков, гладили Гурия по голове и говорили: «Какой он сегодня был молодец, как старался! Мы рады, что у нас в классе такой замечательный мальчик!» Сыну это было очень важно, ведь в первом классе он знал от силы тридцать слов на английском.
Для таких детей в школах есть специальные программы, обязательные к посещению. Первые три месяца мы плакали над домашними заданиями. А уже в январе Гурий стал первым в классе по чтению.
(моё прим: обратите внимание, в какой позе сидит препод - это не расхлябанность, а предлог на диалог "на равных")
На поощрения и похвалы в школах делают основной упор. Оценки долгое время не ставят, вместо них - смайлики и смешные наклейки.
Часто учитель дает процент правильных ответов и ободряющий комментарий: «95%! Замечательно!», «100%! Восхитительно!» - или, если все не совсем удовлетворительно: «Прекрасно, но надо следить за размером букв!», «Очень хорошо, но, когда ты будешь писать предложение с большой буквы, станет еще лучше!»
Поначалу кубки, медали и грамоты дети получают чуть ли не массово, но постепенно награждать начинают лучших. Чем ближе к окончанию школы, тем весомее награда и серьезнее повод для ее вручения.
Система наказаний тоже отличается от российской. Нерадивых учеников запрещено выгонять в коридор. В младших классах провинившихся могут посадить на красный коврик, в отличие от тех, кто хорошо себя ведут и сидят на зеленых и желтых. Детей постарше сажают на стул в главном офисе - помещении типа учительской. Если проступок серьезный, ученику предстоит разговор с директором.
Старший товарищ
Родительских собраний в США нет, по плану дважды в год надо прийти на встречу с учителем для общения с глазу на глаз. О возникших проблемах преподаватель также может сообщить запиской или при встрече после занятий.
(моё прим: обратите внимание на положение рук учительницы - вдохновение дирижёра оркестра)
Отношения детей с учителями российским родителям могут показаться слишком неформальными. Учитель здесь не гуру и не истина в последней инстанции, он скорее старший друг, тот, кто направляет и подсказывает. Преподаватели в США с приятельской непосредственностью делятся с учениками подробностями личной жизни, показывают фото детей, мам, пап.
Однажды учительница ушла в декретный отпуск и вернулась из него через три месяца, как и положено по закону. - Мама, миссис Джери родила девочку, назвали Эльза, она сейчас за городом, с бабушкой, ест-спит и очень счастлива, поздравь миссис Джери, - отрапортовал сын-второклассник, когда я пришла за ним в школу. До конца второго класса Гурий приносил свежие новости об Эльзе.
Потом родился ребенок у преподавателя физкультуры, и новостей заметно прибавилось. Сегодня я знаю, у кого из учителей астма, у кого тройняшки, кем кто работал в 15 лет, какого они вероисповедания и многое другое. Причастность к жизни учителя сближает, невольно заставляет доверять этому человеку больше, что хорошо влияет на атмосферу в классе и позволяет быстрее сдружиться. Это важно, ведь каждый год классы перемешивают. Состав часто довольно разношерстный.
Не так давно я случайно узнала, что один из друзей сына, Макс, живет в доме за несколько миллионов долларов, а другой, Анджело, растет в приюте для бездомных с мамой и без отца. И эти трое мальчишек крепко дружат.
Дети с проблемами здоровья - и с синдромом Дауна, и с ДЦП - учатся в обычных классах, вместе со всеми. Меня очень радует, что для сына и дочерей это такие же друзья, как и остальные. Точно так же дети не обращают внимания на цвет кожи и национальность одноклассников. Я подсчитывала, на скольких языках говорят у них в классах, получилось 21
- Знали бы вы, чего мне стоило отдать ребенка в эту школу, - рассказала как-то мама Анджело. - Наш приют очень далеко отсюда, и школа там не ахти. Пришлось подделать документы, чтобы ребенка взяли в хорошую школу в хорошем районе.
Автор Марина Соколовская
Продолжение следует...
Ваше впечатление, друзья? Как вы сравниваете это с нашей системой обучения, друзья? Что стоило бы перенять, или ни в коем случае - не обобщать опыт. О некоторых, узнанных мной нововведениях в нашем образовании здесь
http://alekseletskih.livejournal.com/266467.htmlДо вечера, друзья!
Ученье - не только свѣтъ, по народной пословицѣ, - оно также свобода. Ничто такъ не освобождаетъ человѣка, какъ знаніе...
Тургеневъ. Замѣтки.