Сегодня индустрия производства предметов коллекционирования по мотивам фильмов развита как никогда. Рынок наполнен океаном тематических товаров и предлагает аксессуары на любой вкус и кошелёк: от недорогого LEGO-брелока до полноразмерной статуи стоимостью в несколько тысяч долларов. И если раньше основной целевой аудиторией производителей игрушечных киногероев были дети, то за несколько последних десятилетий ситуация в корне изменилась. Выросло целое поколение кидалтов, готовое платить хорошие деньги за возможность обладать фигуркой любимого персонажа.
Спрос порождает предложение, и сегодня по всему миру появилось немало компаний прямо таки с огромным ассортиментом продукции, которая неизменно находит своего покупателя.
Маркетинговая стратегия выстроена безупречно и отработана на релизах десятков фильмов. Агрессивная рекламная кампания создаёт благоприятный фон для старта продаж игрушек и сопутствующих товаров задолго до премьеры, что приносит ощутимый доход, порой сопоставимый с доходом от проката самого фильма. А если речь идёт о мощной франшизе, то и суммы там соответствующие: например, за 16 лет, с 1995-го по 2011-ый, компания Hasbro продала товаров по мотивам Star Wars на сумму, превышающую $5млрд. А совокупный доход от реализации игрушек с момента выхода на экраны «Новой Надежды» превысил $12млрд. А ведь это данные, не учитывающие прибыль от продаж товаров, выпущенных в честь новой трилогии.
Разумеется, не всем везёт так, как везёт «Звёздным Войнам», да и было так не всегда.
На протяжении ХХ века, по мере развития кино, в Голливуде почти не обращали внимания на эту нишу. Единственным исключением здесь была Студия Уолта Диснея, которая с конца ’20-ых годов уже начала продавать права на своих героев: сначала Микки Мауса, а затем и на других персонажей. Такой status quo сохранялся до тех пор, пока на экраны не вышла уже упомянутая «Новая Надежда».
В конце ’70-ых годов Джордж Лукас изо всех сил пытался доснять первый фильм Саги. В амбициозный, но очень своеобразный проект о Силе, героях со странными именами и прямоходящих двухметровых собаках с арбалетами не верила даже студия. Да и сами актёры скептически относились к фильму, то и дело саботируя съёмки. А потому Лукас чуть ли не в виде подачки и без видимых проблем получил все права на т.н. мерчандайз. Производство игрушечных джедаев и штурмовиков он доверил компании Kenner Products:
Первые коробки попали на прилавки через пару месяцев после премьеры фильма. Спрос был феноменальным, и дебютная партия фигурок была в буквальном смысле сметена с полок магазинов. Пока оформлялся дозаказ, Kenner пошли на беспрецедентный по своей простоте, наглости и гениальности шаг. Они стали продавать пустые коробки, внутри которых лежали купоны-ваучеры, которые можно было обменять на готовые игрушки с февраля по июнь 1978-го. Джей Уэст, обозреватель издания Los Angeles Times тогда писал, что эта кампания сделала пустые коробки самым желанным товаром в истории продаж.
Как видите, кассовый успех «Звёздных Войн» не только изменил лицо Голивуда, выдвинув на передний план фантастику в частности и развлекательное кино в целом, но и очень наглядно продемонстрировал, какие доходы могут приносить сопутствующие товары.
В дальнейшем эстафету подхватили все крупные игроки: в последующие годы выход практически каждого крупного проекта неизменно сопровождался выпуском партии игрушек. По оценкам аналитиков, наиболее прибыльными были мерчандайз-кампании фильмов «Е.Т.: Инопланетянин», «Бэтмен» Тима Бёртона, «История игрушек», «Властелин Колец», «Человек-паук» и «Гарри Поттер». По состоянию на 2003-ий год рынок лицензированной продукции по мотивам фильмов принёс более $110млрд.
Помимо упомянутых Hasbro, сегодня одними из самых видных игроков являются две фирмы: гонконгская Hot Toys, основанная в 2000-ом году и специализирующаяся на более дорогих и детальных фигурках, и американская NECA, основанная четырьмя годами ранее и производящая более доступные игрушки, обладающие, тем не менее, отменным качеством исполнения и портретным сходством при очень демократичной цене.
Кроме экшен-фигурок на рынке можно найти полноразмерные реплики и бюсты, производством которых занимается, например, Pop Culture Shock, Hollywood Collectible Group, Sideshow и Cool Props.
Из года в год предложения на рынке становится так много, что фирмы начали устраивать собственные ярмарки-конвенты, на которых делятся своими новейшими достижениями. В этом году одна из таких ярмарок проходила в феврале в Нью-Йорке, где задолго до поступления в продажу было показана немало эксклюзивов как по современным кинофраншизам, так и по кинохитам прошлого.
Что касается отечественного рынка, то на нём в последние годы происходят положительные изменения. В качестве яркого примера назову ребят из ProstoToys, которые выпускают коллекционные фигурки по мотивам наших современных и классических фильмов и мультиков.
По мере того, как гейминдустрия расправляет плечи и начинает всё уверенней подвигать Голливуд, предложение пополняется и героями видеоигр. К огромной радости поклонников, внимание компаний-производителей обращено не только на актуальные хиты, но и на проверенные игры золотой эпохи. Например, в юбилею культового платформера CONTRA, NECA выпустила фигурки титульных персонажей стрелялки, знакомой всем, у кого была 8-битная приставка.
В общем, можно смело резюмировать: ситуация такова, что у детей, пришедших в магазин игрушек прямиком после киносеанса, сегодня всё больше поводов улыбаться. И я не вижу ничего плохого в том, что этот ребёнок чаще всего прячется внутри взрослого.