ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ «НАЗАД В БУДУЩЕЕ». ЧАСТЬ 1

Oct 21, 2015 14:49





- Так, Док, что здесь творится? Где мы?.. Когда мы?
- Хилл-Вэлли. Среда, 21 октября 2015-го года, Марти.
- Две тысячи пятнадцатого!? Мы в будущем!

Да, святые угодники, этот день наступил: мы в будущем! Проснувшись утром и взглянув в окно, я, конечно же, не увидел, как школники с вывернутыми наизнанку карманами спешат на уроки, обгоняя друг друга на ховербордах. Собачки тоже сами себя не выгуливали. Да и авто отказывались игнорировать разбитые дороги, лениво взмывая в воздух. Но кинематографическая ценность такой красивой даты от этого вряд ли пострадает, не правда ли? Тем более, что у меня для вас рукодельный портал в начало ‘80-ых. Считайте, моя собственная локальная машина времени, которая перенесёт вас к истокам, где можно проследить, как создавался любимый фильм.


КОСМОНАВТ С ПЛУТОНА

Первым пунктом нашего путешествия во времени станет 1980-ый год, когда на широкие экраны только-только вышла картина «Подержанные Автомобили» с Куртом Расселом в главной роли. Фильм стал вторым режиссёрским проектом Роберта Земекиса: он не только сам снял «Подержанные Автомобили», но и написал к нему сценарий. А соавтором скрипта выступил его хороший и давнишний друг Боб Гейл, с которым он познакомился ещё во времена студенчества.



Увы, «Автомобили» в прокате выступили крайне слабо и, видимо, предвкушая грядущее творческое забвение, Гейл отправился за утешением в провинцию, к родителям. Ну и чем же заняться со своими стариками, как не пересмотром семейных фотоальбомов? В одном из них Боб обнаружил занятное фото: оказалось, будучи выпускником, отец Гейла стал президентом класса. Такой расклад немало удивил Боба, он стал вспоминать, кто был президентом класса во время его учёбы в школе и словил себя на занятном вопросе: «а нашёл бы я общий язык с отцом, учись мы вместе?». Увлечённый наклёвывающейся задумкой, Гейл вернулся в Голливуд, где и рассказал обо всём Земекису.

Как ни странно, у Земекиса тоже нашлась похожая семейная история. Дело в том, что в школьные годы его мать была довольно неразборчива в своих связях, хотя сыну рассказывала совершенно обратное: мол, на мальчиков не глядела и ни с кем из них даже не целовалась.

Вдохновлённые перспективами развития идеи, что батя одного был ботаном, а мама другого - шлёндрой, Гейл и Земекис отправились на студию Коламбия Пикчерз и осенью 1980-го заключили соглашение о написании сценария.

Уже к весне 1981-го первый вариант сценария был завершён... и Марти в нём ещё носил фамилию МакДермотт.



Работая над ним, Боб и Боб сразу условились, что местом и временем развитием сюжета станет пригород 50-ых. Конечно, чисто арифметически получалось, что родители старшеклассника из 80-ых ходили в школу аккурат в 50-ые, но были и куда более интересные доводы в пользу именно этой декады. По словам Земекиса, тинейджеры стали играть куда более весомую роль в массовой культуре, а рок-н-ролл стал получать всё более широкую популярность тоже именно в 50-ые.

А вот с машиной времени определились не сразу.

Изначально машина времени представляла из себя лазерную установку, чей луч отправлял бы героев в путешествие во времени. Позже лазер сменил обычный домашний холодильник.



Принцип его работы строился на использовании ядерной энергии: путешественник во времени забирался в рефрижератор, который должен был находиться неподалёку от ядерного взрыва, и вуаля - вот мы уже в другом времени. Теоретически. К счастью, от такой дикой идеи отказались: прикрылись заботой о детях, которые, посмотрев кино, могли повально начать проникать на военные полигоны лезть в холодильник, что было небезопасно. Но отказались лишь на время: спустя 20 лет трюк с холодильником и ядерным взрывом всё же продемонстрировал Индиана Джонс в квадриквеле своих приключений.

А тем временем Земекис и Гейл сменили холодильник на ДеЛореан, чей футуристический дизайн позволял прекрасно обыграть гэг с фермерами, принявшими в 1955-ом Марти, выбирающегося из такого необычного авто, за пришельца.

И потом, уж больно перемещение во времени в холодильнике напоминало перемещение во времени в телефонной будке из сериала «Доктор Кто».



К сожалению, имея договорённости с Коламбиа на создание сценария, Гейл и Земекис не смогли им его продать. По воспоминаниям Гейла, тамошние боссы похвалили историю за милоту, но посчитали её недостаточно сексуальной и предложили попробовать продать студии Дисней.  Видимо, всему виной был тогдашний тренд на несколько более отвязные и ориентированные на взрослую аудиторию молодёжные картины, такие как «Мальчишник». Бежать к Диснею соавторы не спешили, и в течение следующих четырёх лет скрипт кочевал от студии к студии, но никто его так и не взял в оборот. За это время сценарий  успели отвергнуть порядка 40 раз! Отчаявшись, Земекис и Гейл всё-таки оказались у порога Диснея. К их удивлению, милая семейная история о дружбе и любви была отвергнута с весьма неожиданной формулировкой: мол, ну где это видано, чтобы мама влюблялась в собственного сына.



Последним шансом для Марти попасть на широкие экраны оставался Стивен Спилберг: именно он был продюсером «Подержанных Автомобилей» и мог посодействовать продвижению сценария. Но после кассовой неудачи «Автомобилей» и Гейлу, и Земекису было просто стыдно к нему явиться: оба опасались за свою репутацию, мол, только благодаря Спилбергу их ещё терпят в Голливуде.

Подарок судьбы пришёл откуда не ждали: Майкл Дуглас выбрал Земекиса постановщиком своего нового продюсерского проекта - приключенческой картины «Роман с камнем».



Фильм оказался невероятным кассовым хитом, собрав в прокате более $116 млн при бюджете всего в $10 млн!

Воспрянув духом и ощутив долгожданную почву под ногами, Земекис прихватил сценарий «Назад в Будущее» и смело направился на встречу со Спилбергом, который не только взялся за проект, но и пристроил Гейла с Земекисом под крыло студии Юнивёрсал.

Ознакомившись со сценарием, Сидни Шайнберг - глава студии Юнивёрсал -  решил внести в сценарий кое-какие изменения. Первым делом он сменил имя мамы Марти с Мэг на Лоррейн (в честь своей жены); также именно он переименовал Профессора Брауна на Дока Брауна и заменил его питомца с шимпанзе на собаку. Последним пунктом нововведений должна была стать смена названия фильма: его Шайнберг предлагал сменить на «Космонавт с Плутона». Мол, у ленты, в чьём названии будет слово «будущее» не сможет привлечь должного зрительского внимания.

Увидев, как самозабвенно студийный босс начинает переделывать их детище, Земекис обратился за защитой к Спилбергу: мол, жёны и шимпанзе - это ещё куда ни шло, но вот выкрутасы с названием - это уже ни в какие ворота. Спилберг полностью поддержал Земекиса и написал Шайнбергу записку, в которой… похвалил босса за шутку с названием. Пристыженный, Шайнберг намёк понял и пошёл на попятную: оригинальное название было сохранено.

БИТВА ЗА МАРТИ

Начался подбор актёров и самая серьёзная битва развернулась за исполнителя роли Марти МакФлая. Нет, на эту роль не претендовала прорва молодых актёров; напротив, кандидат был всего один и им сразу был Майкл Джей Фокс, покоривший аудиторию своей блистательной игрой в суперпопулярном сериале «Семейные Узы». Но с его утверждением на роль возникла загвоздка: тогдашний босс Фокса - продюсер «Семейных Уз» Гэри Голдберг - просто-напросто отказывался отдавать звезду своего ситкома Спилбергу. Ввиду того, что премьера «Назад в Будущее» уже была назначена на май 1985-го, Спилберг решил не ждать милости Голдберга и, скрепя сердце, попробовать подыскать на роль Марти других актёров.

После недолгих поисков, Земекис остановился на Си Томасе Хауэлле (звезде лент «Попутчик» и «Изгои»), Ральфе Мачио («Парень-Каратист» и опять же «Изгои»), Джоне Кьюсаке и Эрике Штольце.



Также на роль Марти пробовался Джонни Депп. Но, по воспоминаниям Гейла, никто даже не вспомнил о его пробах, настолько они были невзрачными. В итоге, заветную роль получил Штольц (видимо, благодаря немалому сходству с Фоксом).



Съёмки стартовали и продлились целых две недели (за которые с участием Штольца была отснята знаменитая сцена на парковке у торгового центра, где Док впервые демонстрирует Марти своё изобретение) как вдруг случилось крайне редкое для киноиндустрии (и фильмов категории А в особенности) явление: главного героя фильма было решено попросту уволить.

Да, бедолага Штольц оказался не удел, т.к., по признанию Земекиса, тот выдавал какой-то ужасный драматический спектакль, тогда как нужен был юмор. Недовольство нарастало и в какой-то момент авторов картины даже перестало устраивать то, как Штольц катается на скейте. И это при том, что Штольц старался как мог, вживался в образ Марти по максимуму, просил называть его только Марти и даже носил одежду Марти вне съёмок. После согласований со Спилбергом (в ходе которых было подсчитано, что замена актёра влетит им в дополнительные $3 млн) Штольц был уволен и больше о нём никто не слышал.

Команда «НвБ» настояла на дополнительном раунде переговоров с создателями «Семейных Уз» и, согласитесь, после такого выкрутаса со Штольцем им было уже не так удобно отказывать. Видя, как сильно тем нужен Фокс, продюсеры ситкома всё же дали добро на его «аренду», но с условием, что съёмочный график сериала будет для актёра приоритетным.

Майкл Джей Фокс был очень польщён таким отношением к своей персоне и сразу заверил Спилберга, что он не пожалеет о своём выборе.



В подтверждение сказанного он признался, что в школе только и делал, что катался на скейте, гонялся за девчонками и играл в группах - прямо как Марти. И говоря о скейте - он точно не кокетничал: для съёмок Фокс не проходил никакой спецподготовки и почти все трюки со скейтом делал сам. Лишь в паре сцен его подменял Пер Велиндер: профессиональный шведский скейтбордист.

Теперь поговорим о других актёрах.

Роль эксцентричного учёного Дока Эмметта Брауна первоначально предназначалась вовсе не Кристоферу Ллойду.



Партия Дока должна была отойти Джону Литгоу (его вы могли видеть в ролях злодея в фильме «Скалолаз» и  отца Джеймса Франко в ребуте «Планеты Обезьян»). В 1984-ом на экраны вышел фильм «Приключения Бакару Банзая в Третьем Измерении», где Литгоу как раз и исполнил роль безумного гения, что и предопределило выбор на роль Дока именно его. К сожалению для самого Литгоу, из-за обязательств на других проектах (он хоть сам вспомнит, на каких?), в каст «НвБ» он не попал. Тогда продюсер Нил Кэнтон вспомнил, что вместе с Литгоу в «Банзае» работал Кристофер Ллойд, которому и предложили сняться у Спилберга. Как ни странно, предложение он отверг и согласился лишь после ознакомления со сценарием. Не перечитай он сценарий, роль могла вполне уйти Джеффу Голдблюму, тоже претендовавшему на лавры изобретателя машины времени.

Кстати, придумывая детали образа героя, в которого ему предстояло перевоплотиться, Ллойд вдохновлялся персонами Эйнштейна и дирижёра Леопольда Стоковского.



Роль Джорджа МакФлая - отца Марти - досталась Криспину Гловеру, который просто покорил Земекиса своей невероятно удачной импровизацией.



Например, трясущаяся рука или периодическая заторможенность - все эти характерные особенности своего героя Гловер придумывал буквально на ходу. Иногда он импровизировал так самозабвенно, что Земекису приходилось, цитата «накидывать на него сеть, ведь он в половине дублей просто отключался от реальности со своей импровизацией».

Маму Марти - Лоррейн МакФлай - сыграла Лиа Томпсон, которая обязана своему появлению в фильме Эрику Штольцу.



Дело в том, что продюсеры заприметили её во время просмотра фильма «Дикая Жазнь», который решили глянуть, чтобы оценить актёрские способности Штольца, игравшего в этой картине главную роль.

На роль главного негодяя Биффа Таннена был утверждён Джей Джей Коэн, но после смены главного героя решили выбрать нового, более физически внушительного негодяя, которым чуть не стал Тим Роббинс, знакомый вам по роли Энди Дюфрейна в «Побеге из Шоушенка». Но его обошёл Томас Уилсон.



К слову, совсем из проекта Бифф #1 не вылетел: Коэн сыграл одного из друзей-вертухаев Биффа #2. Другим другом-вертухаем стал Билл Зейн, для которого это был дебют в большом кино.



Кстати, свою фамилию Бифф получил в честь одного из боссов Юнивёрсал, который отклонил сценарий «Подержанных Автомобилей» за антисемитизм. И это при том, что Гейл - еврей.

>>>>> Читать продолжение (да, Жужу не дала уместить всю радость в один большой пост)

Как это снято

Previous post Next post
Up