Одна из самых обсуждаемых особенностей военной драмы «1917» - её монтаж. Фильм снят и смонтирован таким образом, что у зрителя создаётся уверенность в полном отсутствии монтажных склеек. Безусловно, они есть, их там десятки, но это ни на йоту не умаляет ту подготовительную работу, что провёл Сэм Мендес и его команда.
Современные фильмы имеют, в среднем, 5-7 секунд между склейками, в то время как самый короткий план фильма «1917» длится около 40 секунд, а самый длинный так и вовсе превысил 8 (!) минут. Достичь такого показателя помогли тщательные репетиции и детальная проработка съёмок каждой сцены.
Этот сложный технический приём требует огромных усилий, поэтому за всю историю мирового кинематографа наберётся всего два-три десятка примеров, когда фильмы или действительно сняты одним планом, или имитируют такой эффект.
Начнём с “подлинников”.
Венгерский фильм «
Макбет» (1983) принято считать полнометражным пионером-одноплановиком. Экранизация Шекспира имеет пятиминутный пролог, снятый одним дублем, за ним следуют титры и монтажная склейка, после которой начинается непосредственно фильм, длящийся около часа. Действие картины разворачивается в одной локации и на протяжении всего фильма камера плавно скользит от одного персонажа к другому. Лента по праву считается вершиной творчества режиссёра Белы Тарра, и стала “главным блюдом” на ретроспективных показах работ мастера, проходивших в манхэттенском Музее Современного Искусства в 2001-м году.
Через 17 лет на экраны вышел фильм «
Таймкод» - авторский проект двукратного номинанта на премию Оскар Майка Фиггиса, прославившегося фильмом «Покидая Лас-Вегас» (за исполнение главной роли в котором Николас Кейдж был признан американской Академией кинематографических искусств актёром года). «Таймкод» не просто снят одним планом: по сути, это четыре самостоятельные непрерывные сюжетные линии, которые развиваются на экране параллельно друг с другом. Съёмочный процесс занял у Фиггиса всего две ноябрьские недели 1999-го года, а дополнительно внимание прессы фильм привлёк своим звёздным составом: в «Таймкоде» снялись Сальма Хайек, Кайл МакЛоклен, Стеллан Скарсгард, Джулиан Сэндс и Джинн Трипплхорн.
Через два года в Каннах был впервые показан фильм Александра Сокурова «
Русский ковчег», который подошёл к делу с неожиданной стороны: вместо изображения на экране сиюминутных событий, лента уместила в полтора часа хронометража трёхсотлетнюю истории российского государства. На репетиции амбициозного проекта ушло более полугода, а снят фильм был одним долгим планом 23 декабря 2001-го года в питерском Зимнем дворце, который в тот день закрыли для посетителей. Несмотря на тщательную подготовку, сделать всё без запинок удалось лишь с третьего дубля. Фильм имел умеренный кассовый успех, но удостоился самых лестных отзывов как от коллег-режиссёров (картине рукоплескали Алехандро Гонсалес Иньярриту и Стивен Спилберг), так и от профильной прессы: журнал Британского института кино включил ленту Сокурова в список величайших фильмов в истории.
В 2017-м году вышел «
Затерянный в Лондоне» - ещё один экспериментальный фильм: на этот раз лента снималась не просто одним планом, но ещё и сразу транслировалась в кинотеатры. В центре сюжета - злоключения Вуди Харрельсона (он играет самого себя) в британской столице, где ему предстоит столкнуться с чередой забавных, опасных и неожиданных препятствий. Помимо Харрельсона в фильме сыграли Дэниел Рэдклифф, Оуэн Уилсон и Боно - все в роли самих себя.
Помимо подлинных одноплановиков есть примеры фильмов, которые таковыми лишь кажутся, но это не значит, что они не достойны упоминания.
Ещё в 1948-м году свои силы в этой игре в имитацию попробовал сам Альфред Хичкок. Фильм «
Верёвка» снят всего с девятью монтажными склейками, умело скрытыми скольжением камеры по спинам актёров или обивке мебели. Вполне возможно, что Хичкок управился бы и за меньшее число переходов, но он был ограничен техническим несовершенством камер. Дело в том, что в катушку умещалось плёнки всего на 20 минут. Постановка «Верёвки» максимально “театральная”, камерная: не считая открывающей сцены на улице, события фильма разворачиваются в одной квартире, роль которой “сыграл” студийный павильон. Стены этой “квартиры” были подвешены на крюки и без труда убирались из кадра, в считанные мгновения меняя обстановку. Техническое новаторство Хичкока пало жертвой его режиссёрской смелости. Из-за якобы имевших место гомосексуальных намёков в отношениях главных героев, фильм столкнулся с трудностями в прокате, а затем и вовсе пропал из виду на долгие десятилетия. Хичкок передал права на фильм своей дочери, которая перевыпустила ленту на экраны лишь в 1984-м году.
Через полвека после «Верёвки» на кинофестивале в Нью-Йорке впервые показали «
Бегущее время» - авторский проект Джоша Бекера, посвящённый истории ограбления тюремной прачечной. Фильм насчитывает всего 24 замаскированные склейки, снят на чёрно-белую плёнку и довольно неплохо воссоздаёт атмосферу старых криминальных нуар-фильмов. Но примечателен он по другой причине. Дело в том, что Бекер - друг молодости Сэма Рэйми и Брюса Кэмпбелла, с которыми он делал первые короткометражные ленты и помогал снимать трилогию о зловещих мертвецах. На главную роль в «Бегущее время» Бекер позвал Кэмпбелла, а саундтрек для фильма записал Джозеф ЛоДука - именно его сюрреалистичные партитуры звучат во всех трёх фильмах про Эша. «Бегущее время» получило смешанные отзывы критиков, но имеет весьма приличный средний балл на imdb и кинопоиске - 7/10.
В 21-м веке - до прихода Мэндеса и его «1917» - безусловным фаворитом аудитории и самым известным примером фильма, имитирующего съёмку непрерывным планом, был «
Бёрдмэн» Алехандро Иньярриту. Псевдобиографическая драма посвящена стареющему актёру Риггану Томпсону - некогда звезде супергеройских фильмов, который давно утратил былую славу и теперь готовится к участию в бродвейской постановке в надежде побороть творческий кризис. Выбор one-shot метода оказался идеальным как для изображения набирающих силу сомнений Риггана (борющегося с демонами прошлого), так и для изображения суеты и творческого хаоса, которые царят вокруг театральной сцены. Работу, проделанную оператором Эммануэлем Любецки, Американская киноакадемия оценила очень высоко и в 2015-м году наградила его заслуженным Оскаром.
Чтобы сделать «Бёрдмэна», актёрам приходилось начинать каждый рабочий день с длительных репетиций, и лишь потом переходить к съёмкам. Но даже с такой подготовкой некоторые сцены приходилось переснимать по 20 раз, прежде чем Иньярриту получал идеальный вариант.
Поэтому намного чаще постановщики прибегают к этому приёму для съёмок не всего фильма, а отдельных (как правило, наиболее напряжённых и требующих полного зрительского внимания) сцен.
О самых ярких и впечатляющих примерах длинных сцен мы поговорим в самое ближайшее время в продолжении этой статьи.
Что почитать дальше?
•
Главные фильмы о Первой мировой•
Почему новая «Дюна» будет визуальным прорывом•
«Однажды в Голливуде» и «Один дома» в петле постиронии•
Подростковые надежды и американские мечты «Клуба “Завтрак”» Подписывайтесь,
добавляйтесь в друзья и следите за новыми публикациями так, как удобно именно вам: