Фобии и детские психотравмы - понятия крайне индивидуальные, а значит и пугают каждого из нас совершенно разные вещи. По этой причине список фильмов ужасов будет, безусловно, очень субъективным. Тем не менее, каждый фильм обязан своим попаданием в список каким-то самобытным особенностям, которые я постарался подметить и описать. Помимо изобретательности, оригинальность картин играла не меньшую роль, чем, собственно, их “страшность”, поэтому ремейки и сиквелы здесь представлены лишь в виде приятных исключений.
Итак, 20 хорроров 2010-ых, которые сделали ушедшую декаду чуточку страшней:
«Редкий экспортный товар» a.k.a. «Санта на продажу»
Штучный финский фильм-перевёртыш, который полтора часа прикидывается детективом с лёгким привкусом мистики, а к масштабному финалу обрушивается на зрителя всем своим мифологическим весом и топит в крови последние сомнения в том, что Санта не только существует, но и весьма далёк от образа миловидного дедули с бутылочкой коки в руках.
«Нечто»
Эта мёрзлая паранойя, запертая в тесные стены полярной станции, титаническим усилием скрупулёзно воссоздаёт каждую детальку, упомянутую или показанную в шедевре
Джона Карпентера, что моментально делает этот приквел образцовой предысторией одноимённого фильма ‘82-го.
«Женщина в чёрном»
Скрипучее родовое поместье, окутанное густым, как луковый суп, туманом, и затерянное среди чадящих болот в самой глуши Викторианской Англии - это ли не чемпион по клише? Да. Но на самом деле нет: конкретно в этом случае здесь каждый элемент работает на повествование и создание непроглядной атмосферы безнадёги, которую авторы фильма каким-то чудом сумели уберечь от преступного хэппи энда.
«Хижина в лесу»
Компания молодых людей приезжает в лесную глушь, чтобы в заброшенной избе встретить маньяка/ зомби/ оборотня/ клоуна-людоеда/ куклу-убийцу/ сенобита/ бигфута/ мумию/ ведьму… Обычно фильм предлагает подчеркнуть нужное, но авторы картины делают ход конём и подчеркивают сразу всё. Однако устроить самый масштабный хоррор-кроссовер в истории кино им показалось мало, поэтому под занавес зрителя ждёт ещё парочка бодрящих пощёчин и обескураживающий твист.
«Мама»
Семейно-социальный хоррор, подаривший миру режиссёра Энди Мускетти (именно он через несколько лет вернёт на экраны клоуна Пеннивайза в новой экранизации романа Стивена Кинга «Оно») и, что куда более важно, испанского актёра Хавьера Ботета - самородка с синдромом Марфана, чей двухметровый рост, худоба и неестественно длинные конечности вознесли «Маму» в зенит зоны дискомфорта.
«Маньяк»
Элайджа Вуд хладнокровно лишает жизни случайных попутчиц; фоном звучит тягучее и гипнотизирующее дребезжание синтезаторных запилов; а снято это душегубное приключение с видом от первого лица. Все вместе эти три компонента образуют уникальный киносимулятор будней маньяка - жестокий, безмолвный и запредельно эстетский.
«Зловещие мертвецы»
Оригинальную трилогию Сэма Рэйми зритель любит за бешеную харизму Брюса Кэмпбелла, атмосферу придурковатого безумия и выразительное насилие. В новом фильме-вбоквеле ни харизме, ни придурковатости места не нашлось, и в качестве компенсации было решено выкрутить на какой-то запредельный максимум насилие, которое не приедается, не притупляет восприятие происходящего и вообще спасает кино от сползания в серьёзные щи.
«Мировая война Z» a.k.a. «Война миров Z»
Книга, конечно, лучше, но и титул самого кассового фильма в портфолио Брэда Питта у этой ленты уж точно не за красивые глаза. Крах цивилизации, наверное, как никогда ранее показан так неотвратимо, стремительно и масштабно. А ещё там пилоты беларуских авиалиний спасли героя Питта - разве не прелесть?
«Заклятие»
До оцепенения напряжённая история дома с паранормальной активностью как наглядный пример того, что получилось бы, если бы «Охотников за привидениями» снял автор «Пилы» Джеймс Ван.
«Бабадук»
Хоррор, который не растерял трогательности и сердечности; напугал режиссёра гениального «Изгоняющий дьявола» и нечаянно стал лгбт-символом. Тройное комбо!
«Оно преследует» a.k.a. «Оно»
Фильм-переосмысление слэшеров эпохи VHS, в котором неумолимый охотник на группку тинейджеров предстаёт не в виде утопленника из детского лагеря, обгорелого модника в шляпе или молчаливого любителя «Звёздного пути», а в виде… бестелесного нечто. Невизуализированное зло открыло колоссальный простор для фантазии, предоставив и зрителю, и героям фильма возможность остаться один на один с собственной версией неостановимого зла.
«Костяной томагавк»
Редкий нынче пример удачного вестерна и ещё куда более редкий пример вестерн-хоррора, где будничная история путешествия вглубь индейский территорий подкидывает героям ленты не совсем те сюрпризы, к которым они готовились. Особое внимание при просмотре уделите тому, что и даже как говорят персонажи - их тарантиновские диалоги одновременно по-человечески просты и приземлённы, но в то же время занимательны, интересны и по-своему неординарны.
«Ведьма»
История беспросветно тяжёлой жизни набожной семьи колонистов-отшельников 17-го века не только напугала Стивена Кинга, но и удостоилась похвалы религиозной организации Храм сатаны. Сплетённая из догм, предрассудков и суеверий, картина долго морочит зрителю голову, заставляя его сомневаться и уповать на свою рациональность, чтобы на финише крепко врезать ему по затылку.
«Поезд в Пусан»
В лучших традициях Джорджа Ромеро, фильм таит в себе мощную сатиру на современное общество: в экстремальных условиях героям приходится столкнуться не только с ходячими мертвецами, но и с последствиями социального и политического расслоения, что подталкивает зрителя к не самым приятным выводам об истинном лице социума.
«Живое»
«Чужой» для поколения зумеров, который, с одной стороны, уже в десятый раз пересказывает историю герметичного ужаса в космосе (где, как известно, никто не услышит твой крик), а с другой стороны умудряется удержаться от соблазна превозмочь, победить и умчаться в закат - ни для героев, ни для их родной планеты финал этой истории счастливым не будет.
«Прочь»
Фильм, скорее, больше психологический триллер с элементами детектива, чем хоррор: из ужасного, тут, наверное, та конъюнктура, которая вознесла его на оскаровский пьедестал и вершину бокс-оффиса и заставившая говорить о ленте в определённом ключе. Но даже без всей шумихи в прессе, наперебой хвалящей расовый подтекст и социальный бэкграунд, «Прочь» безупречно создаёт атмосферу паранойи и подозрения.
«Оно»
Не в пример предыдущим “кинговским” декадам - когда вышли «Сияние» и «Кладбище домашних животных», «Мизери» и «Зелёная миля», «Мгла» и «Ловец снов», 2010-ые всё никак не могли явить миру хоть что-то значимое. За дело спасения декады взялся уже упомянутый режиссёр «Мамы» Энди Мускетти, пальнувший из всех орудий и вернувший Пеннивайзу его было величие. И пока безусловно способные дети шли проторенной тропой своих сверстников из «Очень странных дел», Билл Скарсгард - исполнитель роли Танцующего клоуна - проделал впечатляющую работу: Тим Карри может гордиться своим преемником.
«Реинкарнация»
Если бы у фильмов ужасов был свой Оскар - его точно стоило бы вручить Тони Колетт, которая сыграла в «Реинкарнации» главную роль и пропустила через себя весь тот иррациональный и сбивающий с толку мрак, что творится на экране.
«Мэнди»
О Николасе Кейдже в последние годы принято говорить снисходительно: мол, поехал мужик, совсем скатился. Допустим, хейтеры правы. Но вместо того, чтобы оглядываться назад и тыкать пальцем на былые, давно покорённые им вершины, попробуйте найти в себе смелость заглянуть в ту бездну, которую сейчас исследует Ник. Он идёт непроторенной дорожкой, на ощупь; и конкретно в этом случае Кейдж наткнулся на фильм, заставивший поставить над собой какой-то запредельный для актёров его уровня эксперимент: «Мэнди» - это не только вызов его актёрским способностям (сцена в ванной, например… и таких примеров много), но и колоссальный аудио-визуальный трип, который, подобно комете Галлея, ох как не часто озаряет наш небосклон.
«Суспирия»
Ремейк общепризнанного шедевра Дарио Ардженто, в который на лидирующее партии взяли Дакоту Джонсон и Хлою Морец… Казалось бы, что тут вообще может пойти так? Но вопреки всему, картина предстала практически самостоятельным произведением, унесло зрителя в разделённый Железным занавесом Берлин, наполнилась новыми свежими смыслами и смелыми визуальными решениями, а своей кульминационной сценой и вовсе заслужившая стоячих wtf-аплодисментов.
«Оверлорд»
Подобно фильму «От заката до рассвета», который до середины работает как криминальная драма, а потом срывается в кровавую треш-хоррор пучину, «Оверлорд» поначалу тоже прикидывается сугубо военным эпиком. И вот когда поклонники «Спасти рядового Райана» уже приготовились к новой сцене с истреблением нацистов, фильм делает крутой разворот и оказывается экранизацией оккультной легенды замка Вольфенштейн. Жаль, авторам не хватило смелости показать РобоГитлера, но кто знает, может его приберегли для сиквела?
«Капкан»
После успеха «Пилы», «Паранормального явления» и «Заклятия» широкие экраны захватили фильмы про одержимость и всякую чертовщину. А вот старые и такие недобрые фильмы про бодания человека и всевозможной живности оказались почти забыты. Огромную брешь заполнили Сэм Рэйми и Александр Ажа (да, это он снял прекрасный ремейк "У холмов есть глаза" и очень занятный хэлл-триллер "Рога" по роману Джо Хилла), наверное, впервые с ’90-ых напомнившие нам о крокодилах и прекрасных вечерах на берегу Лэйк Плэйсид.
Следите за автором так, как удобно именно вам: